Из первых уст |
24 октября 2008 года |
Ангелина Захаренко: "Наши ошибки -это ступени к успеху"
Звание учителя обязывает его не замыкаться в рамках школьной жизни, считает директор Сторожевской средней школы Корткеросского района Ангелина Захаренко. Ведь все процессы, происходящие в обществе, незамедлительно отражаются на школе, на детях. И от того, насколько активной будет жизненная позиция учителя, зависит будущее этих детей. Именно поэтому уже много лет наряду с педагогической деятельностью она ведет активную общественную работу. Ангелина Захаренко – член Общественной палаты РК, общественной организации «Коми войтыр», президиума регионального движения «Коренные женщины Республики Коми». Мы уже сообщали, что недавно Ангелина Захаренко стала первым человеком в республике, удостоенным звания «Народный учитель России». Наш корреспондент встретилась с Ангелиной Михайловной сразу по ее возвращении из Москвы, где Президент России Дмитрий Медведев вручал ей почетный знак. О трудностях восхождения к всенародному признанию, о плюсах и минусах современного образования – наш сегодняшний разговор с Ангелиной Захаренко. – Ангелина Михайловна, читателям наверняка небезынтересно узнать о ваших впечатлениях от встречи с Президентом России... – Церемония вручения наград происходила в Екатерининском зале Кремля. Из учителей там были только я и еще одна женщина – директор лицея из Перми, которой тоже присвоили звание народного учителя. Конечно, я очень волновалась: не каждый день приходится встречаться с Президентом, да еще при таком скоплении выдающихся людей, которые тоже приехали на церемонию поздравления. В этот день поздравления и награды от Дмитрия Медведева принимали Мария Шукшина, Юрий Яковлев, Илья Резник, Эльдар Рязанов, Марк Захаров, Сергей Безруков... Больше всего я переживала о том, что буду говорить, если мне предложат выступить. Записывать заранее свои выступления я не люблю: не дай бог собьешься, начнешь заглядывать в бумажку, искать нужное слово... Когда я вышла перед залом, комок к горлу подкатил от охвативших эмоций. Первые слова говорила, преодолевая спазмы в горле. И тут заметила, как по-сыновнему тепло на меня смотрит Дмитрий Медведев. И такая от него положительная энергетика шла, что волнение отступило, и мысли пришли в норму. Кстати, когда мы уже выходили из зала, ко мне подошел Илья Резник с женой. Они попросили меня сфотографироваться с ними, потому что, по их словам, они стали участниками исторического события, когда звание народного присваивается учителю из далекой северной глубинки. Когда я приехала домой, фотографии с семьей Резник и с Дмитрием Медведевым были уже у меня в электронной почте. Но, пожалуй, самой запоминающейся была в этот день встреча с семьей Сорокиных из Ростова, которые воспитали 48 приемных детей. Такими людьми я искренне восхищаюсь, потому что это действительно настоящий жизненный подвиг. Правда, честно признаюсь, я была так взволнована, что половину из того, что говорилось, не слышала. Поэтому даже не могу сказать, к какой награде их представили. – Ангелина Михайловна, вы довольно долгое время работали в школе советского периода. Скажите, что из той школы вы взяли бы в сегодняшний день? – Несомненно, в советской школе было много хорошего. Октябрятская, пионерская и комсомольская организации были большим подспорьем в воспитании. Дух коллективизма, который в них присутствовал, дисциплинировал школьника. Ученик знал, что за неправильное поведение придется держать ответ перед товарищами. Конечно, многое было политизировано, многое просто навязывалось детям. Все мы помним «знаменитые» ленинские уроки, когда нас заставляли изучать и пересказывать статьи вождей партии. Но в целом идеи этих организаций были правильными. Когда их упразднили, педагоги нашей школы взамен старого придумали организацию «Наша школьная страна» со своей президентской группой и советом. Детям без организации нельзя, что-то должно их объединять, иначе школьная жизнь превратится в анархию. Актив «Школьной страны» – большая поддержка руководству школы. Наши ребята знают, что жизнь в их «стране» зависит от того, насколько умело они будут ею управлять. И в этой организации школьной жизни педагоги – только старшие товарищи и помощники. Никакого навязывания своего мнения со стороны учителей не может быть. Вообще, у нас в педколлективе действует негласный принцип: никакого авторитаризма! И дети у нас не боятся зайти в кабинет директора по своим личным вопросам, не потеют от страха перед руководством. Можно много говорить о том, какие у нас есть еще молодежные объединения, но это тема отдельного разговора. «На меня начали писать анонимные письма в вышестоящие инстанции. Поверьте, сейчас я всем этим людям благодарна и никого не виню: они научили меня видеть себя со стороны». – Отсутствие авторитарности означает, что между педагогами и детьми есть взаимопонимание. Но в таком большом коллективе, как школа, практически нереально обойтись без конфликтов, которые могут возникать как между детьми, так и между учениками и учителями. Неужели вам удается обходиться без них? – Наверное, в это действительно трудно поверить, но это так. Хотя, конечно, так было не всегда. Были раньше конфликтные ситуации, в которых участвовали и учителя, и родители, и дети. Я всегда очень переживала это. Но как-то на курсах в Сыктывкаре познакомилась с профессором Института усовершенствования учителей Эмилией Исаевной Белановой. Мне очень понравилась ее лекция «Учитель, ученик, родитель», и я попросила Эмилию Исаевну поработать с коллективом наших детей и учителей. Она меня тогда спросила: «А вы не боитесь, что если начать докапываться до первопричин, то окажется, что корень зла – в неумелом руководстве, и все камни полетят в ваш огород?» «Нет, – говорю, – не боюсь. Может, мне это поможет посмотреть на себя со стороны». В общем, начала она с нами работать. Ее прогнозы подтвердились: много упреков и обвинений пришлось мне тогда выслушать в свой адрес. Оказывается, в своей работе я шла напролом и не опиралась ни на профсоюз, ни на методсовет. В обращении с сотрудниками была категорична и не искала компромисса: не умеешь вести уроки, нет у тебя достаточной методической базы – уходи из школы! В общем, все было за годы моей педагогической практики! Но, к счастью, жизнь все расставляет на свои места, и наши ошибки становятся нам ступенькой к новым высотам. Директорство школой мне доверили в 1980 году. За четыре года руководства шишек я себе набила немало. Некоторые учителя ушли из школы, не согласившись с моим стилем руководства. На меня начали писать анонимные письма в вышестоящие инстанции. Поверьте, сейчас я всем этим людям благодарна и никого не виню: они научили меня видеть себя со стороны. Тогда как раз вошло в моду выбирать директора коллективно. В общем, спустя четыре года на педсовет был вынесен вопрос о директоре. В числе кандидатов была и я. Конечно, я очень переживала. К тому же собрание-то я сама должна была проводить как действующий руководитель. Учителя у нас всегда были смелыми и не боялись говорить правду в глаза. И тогда они начали по очереди выступать и высказывать каждый свое мнение. Рядом со мной сидел секретарь райкома партии Петр Иванович Павловский. Он, видя мое состояние, незаметно руку сверху положил мне на ладонь в знак поддержки и шепотом приказал: «Только не опускаться! Держись!» Тогда директором выбрали Евгения Ананьевича Тиранова – учителя истории. Конечно, он прекрасный интеллигентный человек, умница! И я не могла это не признать. Но все равно было больно. И в первую очередь потому, что руководство доверили такому молодому человеку, без опыта. Но со временем я поняла, что наши поражения – это наши победы. Эта временная передышка позволила мне не только спокойно проанализировать все произошедшее, но еще и освободила время, которое я использовала для написания учебника коми языка для 8-9 классов. К тому же эти два года передышки учительскую работу я совмещала с должностью секретаря парткома совхоза «Сторожевский». Поэтому я сейчас очень хорошо знаю многие тонкости сельского хозяйства и понимаю важность его сохранения и развития. В общем, это были два года закалки, которые изменили всю мою дальнейшую жизнь. А через два года Евгений Ананьевич подошел ко мне и попросил вернуться на место директора: «Ангелина Михайловна, коллектив подойдет к вам. Пожалуйста, не откажите». Директорская должность ведь обязывает быть в первую очередь хозяйственником. Это было актуально и тогда, и тем более сейчас, когда непонимание руководством финансовых вопросов может обернуться очень печально для коллектива. Евгений Ананьевич тогда признался, что в директорстве он теряет себя как учитель. Ему, конечно, было очень нелегко, тем более его руководство пришлось на смутные годы перестройки. Так что в 1989 году я снова вернулась на должность директора школы. – Ваш коллектив реализует программу «Школа здоровья». Что это означает на практике? – А это как раз то, о чем я начала говорить выше. Если коротко, то суть программы – создание благоприятных условий для обучения и воспитания детей. И здоровый психологический климат – это первое условие. А как он нам дался, я рассказала. Как нужно работать, чтобы всем в коллективе было хорошо, нас научила Эмилия Исаевна Беланова. А меня этому учила еще и вся моя жизнь. Дети должны идти в школу с радостью и не бояться, что их здесь унизят, высмеют за какие-то неудачи или еще что-то подобное. Это наше негласное правило. Вы можете пройти по коридорам во время уроков и, уверяю вас, никогда не услышите, чтобы учитель в классе повышал голос, и не увидите, что ребенок болтается по коридору, изгнанный учителем. Но дети есть дети, и высидеть сорок минут урока не каждому под силу. Поэтому мы работаем по технологии Владимира Базарного: в течение урока дети могут сидеть за партой либо стоять за конторкой. Для того чтобы выйти в туалет, ребенку не надо тянуть руку и привлекать внимание всех к себе. Он может спокойно выйти, если ему надо. У нас это никто уже не замечает. Благодаря этому удается снять лишнее напряжение у детей, и проблем с дисциплиной практически не возникает. Ну и плюс ко всему – обязательное обеспечение всех детей горячими обедами и повышенное внимание к спорту. У нас есть третий час физкультуры, который ведет педагог дополнительного образования. При школе есть также филиалы музыкальной и спортивной школ. В спортшколе в этом году открыта группа олимпийского резерва. Я еще много могу рассказывать о том, что такое «Школа здоровья», но боюсь, в рамках одной газетной статьи все это нельзя уместить. – Проблема роста подростковой преступности сегодня одна из самых обсуждаемых на всех уровнях. Для вашей школы это тоже актуально? – У нас есть один условно осужденный ученик. Но раз уж разговор зашел на эту тему, не могу не высказаться относительно тех методов, которые иногда используются в практике работы с несовершеннолетними правонарушителями. Минувшей весной нас проверяла республиканская комиссия по делам несовершеннолетних. Я, конечно, во всем нахожу свои плюсы, но тот рейд возмутил меня до глубины души. Приехали в 12 часов ночи с целью посмотреть, чем в это время суток заняты ребята, состоящие на учете в комиссии и условно осужденные. Мне было очень обидно за свою ученицу, к которой приехали домой в ночное время. Девочка из неблагополучной семьи. Оступилась однажды, была поставлена на учет в комиссии по делам несовершеннолетних. Родители были подвыпившие и дверь открывать не захотели. А девочка во избежание несправедливых обвинений в том, что ночью ее нет дома, вышла. Ее подняли сонную с постели, в одном нижнем белье. Пьяный отец стоял в дверях, девочка – за его спиной, а приехавшие снимали это все на фотокамеру. Мне было очень стыдно перед своей ученицей, словно и я стала соучастницей этой вопиющей бестактности взрослых. Безусловно, такие рейды нужны. Но не в такое же время! И потом надо всегда помнить, что мы имеем дело с душой ребенка. Признаюсь, я тогда не на шутку переживала, как бы девочка с собой чего-нибудь не сделала. Рейд проводили в пятницу, когда почти все дети из общежития при филиале ПУ уехали домой в Усть-Куломский район. В общежитии остался всего один мальчик. Так и его разбудили среди ночи. Работа со всеми детьми, а с такими в особенности, в первую очередь требует большой деликатности. К примеру, эта же самая девочка подходит ко мне в начале учебного года и говорит: «Ангелина Михайловна, мне буквально недели не хватило, чтобы заработать себе на одежду. Можно я еще неделю пособираю грибы и ягоды на продажу?» Ну неужели в такой ситуации можно начать морализировать о необходимости посещать уроки? Конечно, я ей разрешила. – На недавнем педагогическом форуме в Сыктывкаре выступала профессор Вера Гринько из Москвы. В своем выступлении она озвучила такую информацию: «ЕГЭ показал, что уровень подготовки российских выпускников слабый. Сегодня по причине того, что вместо «2» в рамках эксперимента ставили «3», вузы приняли 40% двоечников». Как вы можете прокомментировать эту информацию? Означает ли это, что уровень подготовки учеников действительно низкий, а значит, надо говорить о непрофессионализме педагогов? Или ЕГЭ просто выявил несовершенство нашей пятибалльной системы, в которой первые два балла просто никогда не работали, и по сути «двойка» была не столько оценкой, сколько клеймом на ученике? И как вы лично относитесь к такой форме аттестации, как ЕГЭ? – Начну с последнего вопроса. Думаю, что в этом случае нужно в первую очередь говорить о том, что при введении этой формы аттестации были нарушены права учеников, которым просто не оставили выбора. Ребенок имеет право выбрать ту форму экзамена, которая ему ближе. Хотя, безусловно, как в любом нововведении, есть в ЕГЭ и свои плюсы. И самый главный тот, что теперь ребенку не нужно два раза испытывать стресс при сдаче экзаменов и поступать с результатами ЕГЭ можно сразу в несколько вузов. Теперь о «двоечниках». Приведу несколько примеров. Был у нас в школе ученик Сергей Мишарин. Русский язык ему совершенно не давался. По этому предмету ему можно было без сомнений ставить «2». Но парень-то хороший, и по остальным предметам он успевал неплохо. Неужели мы этой «двойкой» ему преградим путь к высшему образованию? Поставили «3», С.Мишарин поступил на индустриально-педагогический факультет КГПИ. Теперь он ведущий геодезист в республике. А если бы мы ему поставили тогда ту оценку, которую он заслуживал? Кому нужна такая неверно понимаемая справедливость? Я таких примеров могу много привести. У нас в школе учителем труда работает наш бывший выпускник Анатолий Афанасьевич Ветошкин, с которым мы в свое время тоже могли поступить «объективно» и поставить «2». Но не сделали этого. А сегодня это учитель высшей категории, отличник народного образования, депутат поселения, всеми уважаемый человек. Да если честно, то, если бы не понимание учителей, я и сама могла бы окончить школу с «двойкой» по физике. Ну не давался мне этот предмет – и все тут! Спасибо моим учителям, которые справедливо рассудили: «Зачем девочке физика?» Неужели история нас ничему не учит! Ведь стоит вспомнить, что некоторые ученые с мировым именем, такие как, например, Пьер Кюри, Томас Эдисон, в школе имели репутацию разгильдяев и даже считались бездарными учениками. Все равно ведь ребенок выберет профессию согласно своим способностям. – Но в таком отношении учителей к «двойке» немалую роль играет и «установка сверху» на качество знаний. Школы обязаны ежегодно предоставлять отчеты, выводить процент качества. И в этой борьбе за высокий процент важны хорошие показатели, а индивидуальность ребенка как-то не учитывается. – Есть такое. Нынешняя мода на репетиторство – зачастую следствие именно этих установок. Но я, общаясь с директорами школ, которые рекомендуют родителям нанять репетитора для ребенка, обычно задаю один и тот же вопрос: «А как же вы в этом случае будете аттестовывать своего учителя? Кто-то ребенка научил, а результат – школьному преподавателю?» – Как известно, коллектив Сторожевской школы обратился к Главе республики с письмом, в котором выразил недовольство новой формой оплаты труда педагогов. – Новая форма оплаты труда с декабря вступит в силу уже во всей бюджетной сфере. Хорошо, что апробировали ее на отрасли образования. Мы хоть сами убедились, что это такое. Самый большой минус в том, что выделяемая на учебное заведение сумма зависит от подушевого финансирования, то есть от количества детей в классах. А вы же понимаете, что в сельской глубинке есть и по двое-трое учеников в классах. Как можно поделить эти деньги? Есть еще стимулирующий и компенсационный фонд. Из этого и состоит наш бюджет. Но когда вся эта система задумывалась, за основу брался среднестатистический для школы оклад учителя 12 разряда. Безусловно, есть учителя, которые работают по такому разряду. Но мне, как руководителю, стыдно даже что-то с них спрашивать: это просто урокодатели. А если учитель работает на высокий результат, мы должны ему платить по высшей или по первой категории. А в бюджете при подушевом финансировании это не предполагается. По мнению учителей, оплата должна зависеть от результатов работы, а не от количества детей. Предположим, дети нашей школы имеют великолепные результаты по ЕГЭ. Но в учительской зарплате это никак не учитывается. В общем, к сельской школе должны быть другие подходы финансирования. Потому что нам нужно село сохранить. Правда, норматив немного изменен по отношению к малокомплектным школам. Но все равно: на район-то ведь дается одна и та же сумма. К примеру, в районе 4 тысячи детей. На это количество и идет финансирование. При этом не учитывается, сколько в районе малокомплектных школ. И в итоге ущемлены большие учебные заведения. Учителя остаются на голом окладе. Никакого компенсационного и стимулирующего фонда не хватает. Выделяемые деньги только на 80 процентов позволяют закрыть нужды учебного заведения. Такова картина только по заработной плате, других моментов я даже не касаюсь. Вот, к примеру, у меня в школе три иностранных языка. Я же на один урок должна разделить класс на три группы. Опять же есть дети русскоязычные, есть – из коми семей. Значит, на уроки коми языка и литературы я вынуждена опять делить детей на две группы. То же самое – на уроках труда, информатики и физкультуры: если в классе больше 20 человек, мы делим их на две группы. Получается, что на одном уроке работает по два-три учителя, а ребенок-то при подушевом финансировании оплачивается только один раз. Теперь еще одна неучтенная статья расходов – повышение квалификации учителей. Отправлять учителей на учебу необходимо. Но когда мы преподавателя отправляем, его же кто-то замещает, а на оплату замены деньги тоже не предполагаются. Не предусмотрены средства и на индивидуальное обучение. А только в нашей школе – восемь детей, состоящих на индивидуальном обучении. В прошлом году, я знаю из общения с воркутинскими учителями, они отказались заменять своих коллег и заниматься с детьми индивидуально, потому что эта работа не оплачивалась. Теперь о больничных. Первые два дня больничного листа работнику оплачиваются за счет учреждения. В итоге в этом году до конца года нам не хватило 440 тысяч. Пострадали учителя, потому что они сразу ощутили это на зарплате. – На днях у вас состоялась встреча с Главой республики Владимиром Торлоповым. Вы говорили с ним об этих проблемах? – Мы говорили о перспективах развития сельской школы. Я высказала свое мнение о том, что переход на профильное обучение – это требование времени, и рассказала, как я лично вижу возможность такого перехода на практике. Для сельских школ, как наша, лучше всего осуществлять профильное обучение через филиалы профтехучилищ. Мы уже вышли на это и открыли филиал ПУ №20, где готовим мастеров сельхозпроизводства, мастеров дорожного строительства и на базе 11 классов – автомехаников. Это для юношей. А для девушек планируем открыть филиал ПУ №35 для подготовки поваров-кондитеров. Думаю, с нового года мы уже эту работу начнем. Вопрос об оплате труда обсуждался тоже. По признанию Главы, он многого из того, о чем я говорила, не знал. Видимо, учителя просто не выносят этот вопрос на широкое обсуждение. Я рассказала, что на стимулирование учителей и развитие школы денег просто не остается. Владимир Александрович посоветовал мне обратиться в Министерство образования и Министерство финансов, чтобы еще раз конкретно объяснить, почему не хватает средств. Дело ведь в том, что такая ситуация не только у нас. На заседаниях Общественной палаты я встречаюсь с директорами других школ, и у них все обстоит так же. В районном управлении образования мне пообещали сделать полный анализ финансовых дел по образовательным учреждениям района. Времени до сессии Госсовета, на которой будет приниматься бюджет следующего года, не так много. Поэтому сделать это нужно быстро, иначе будет поздно. Глава обещал поддержать меня в этом вопросе. – Жизненный и профессиональный успех – это всегда результат определенных усилий, работы над собой. И у каждого на этом пути есть свои стратегия и тактика, выработанные годами. Что для вас является необходимым условием достижения цели? – Я никогда не прихожу на работу без плана на день. Вечером напротив каждого пункта должны стоять галочки. Ставить цели и доводить начатое до конца – это мой жизненный принцип. Может, и можно было уже успокоиться: многое достигнуто. Но жизнь только тогда ощущаешь в ее полноте, когда есть цель. Нет цели – значит, путь окончен, и зачем тогда жить? Самое для меня отрадное, что мои учителя меня понимают, поддерживают, мы все – одна команда. И не будет преувеличением сказать, что моя нынешняя награда – это в большей степени заслуга моего коллектива. Какую цель мы наметили сейчас? Сделать школу «градообразующим предприятием» и таким образом возродить свое село. Раньше были школы-комплексы. Сегодня такого статуса уже нет. Значит, нужно выходить на новую структуру. Вместе с нашим филиалом ПУ №20, с которым мы находимся под одной крышей, мы предлагаем достроить больницу под детский дом. Сегодня наши северные города нуждаются в таком детдоме, который был бы расположен на юге республики и мог принимать детей из Заполярья. Если будет детдом, значит, детей нужно будет приучать к труду. Необходимо будет возрождать земледелие, строить овощехранилище и ферму. Вопрос со строительством фермы мы уже согласовали. Министерство сельского хозяйства нас в этом начинании поддерживает. С овощехранилищем тоже можно решить вопрос, в районе нас поддержали. Под него можно использовать здание освободившейся котельной. С Министерством образования, правда, пока понимания не нашли. Возможно, потому, что обстоятельно мы еще и не говорили на эту тему. Беседовала Галина ГАЕВА. Фото Юрия ОСЕТРОВА. |