Общество |
10 октября 2008 года |
Будет найдено оптимальное решение/ В конфликте, связанном с закрытием школы в Лялях, разбирались заместитель Главы Коми и депутат Госдумы
В одном из февральских номеров «Республика» писала о конфликтной ситуации, сложившейся вокруг Ляльской школы Княжпогостского района. В 2007 году она попала в план оптимизации сети малокомплектных сельских школ. Закрытию учебного заведения воспротивилась часть родителей и педагогов. С просьбой рассмотреть законность этого решения они даже обратились в суд. В минувший вторник в поселок Ляли выехали заместитель Главы РК Ирма Кутаева, министр образования Нелли Струтинская и депутат Госдумы Ростислав Гольдштейн. Цель их поездки – уточнить причины конфликта и найти способы его разрешения. Во время собрания, на котором присутствовали члены Правительства РК и депутат Думы, родители учеников рассказывали, почему они не согласны с решением о закрытии школы в их поселке. В частности, мать четверых детей Сария Хадиева напомнила, что главным аргументом закрытия было то, что дети не могут получать качественное образование, поскольку учителя вынуждены вести параллельно по нескольку разных предметов. В подтверждение слабости этого довода женщина привела пример с собственной дочерью, которая окончила Ляльскую школу и поступила на бюджетное отделение Сыктывкарского госуниверситета. После закрытия школы в родном поселке детям было предложено учиться в Емве и жить там же, в интернате. Главный же аргумент родителей против такого решения заключался в том, что дети должны жить с родителями. И если старшеклассник еще худо-бедно разлуку с домом перенесет, то как быть пятиклашкам? Несколько родителей все же отдали детей в интернат. Но, как утверждали выступавшие, в результате такого «эксперимента» часть детей была оставлена на второй год. Остальные, те, что предпочли из дома не уезжать, ежедневно вынуждены проделывать рискованный путь на лодке через Вычегду в соседнее село Серегово, чтобы попасть в школу. А до реки нужно еще идти пять километров. В качестве плавсредства для переправы используется утлая лодчонка, на которой в нарушение всех норм безопасности перевозят по восемь ребятишек в сопровождении одного взрослого. Это известие, по собственному признанию Ростислава Гольдштейна, повергло его в шок. По свидетельству родителей, районная администрация оказывала давление на них, вынуждая подписывать заявление о том, что они лично будут нести ответственность за переправу собственных детей. депутат Госдумы, впечатленный услышанным, напомнил представителям районной администрации, что оптимизация школьной сети предполагает не отрыв детей от родителей, а обеспечение качественного и доступного образования. Он потребовал от главы района объяснений, почему стали возможными столь рискованные «путешествия к знаниям»? Хотя, по сути, идея возить детей в Сереговскую школу изначально принадлежала родителям, а не главе района. Масла в огонь подлило письмо из районной прокуратуры, датированное 30 сентября этого года, которое представил собравшимся отец одного из учеников – Михаил Кудрявых. В письме сообщалось, что закрытие Ляльской школы признано незаконным. Министр образования республики оценила ситуацию как действительно непростую и требующую детального рассмотрения. – У каждой из сторон – своя позиция, – сказала она мне. – Но у нас есть закон об образовании, есть нормы САНПИНа, согласно которым школа в Лялях не могла удовлетворять современным требованиям к образованию. Один тот факт, что без всякой специальной подготовки учитель русского языка там вел биологию и физкультуру, о многом говорит. Поскольку ситуация требует изучения, комментировать пока ничего не могу. Как выяснилось, не все родители и дети выражают несогласие с закрытием поселковой школы. Есть и такие, которые учебой своих детей в Емве довольны. Комиссия побывала и в Емвинской школе № 1, где учатся дети из Лялей, и в интернате. После знакомства с интернатом и его воспитанниками претензию родителей о плохих условиях в интернате Н.Струтинская посчитала необоснованной. Детям предоставляется качественное трехразовое питание, они живут в уютных комнатах. Родителей не устраивает то, что детей не кормят после шести вечера. Но ведь расстояние до Емвы не такое уж большое, можно позаботиться о том, чтобы детям было с чем попить вечером чай. К тому же в разговоре с детьми выяснилось, что некоторые из них после девятого класса собираются поступать в средние профессиональные учебные заведения Сыктывкара, где им тоже придется жить в общежитиях. главная закавыка в принципе в санитарных нормах, согласно которым ежедневный подвоз детей в школу может совершаться на расстояние не больше 15 километров. А от Лялей до Емвы – раза в два больше. Именно эти лишние километры и стали решающими при решении вопроса о помещении детей в интернат. В завершение встречи Ирма Кутаева и Ростислав Гольдштейн попросили у педагогов и родителей месячный тайм-аут для того, чтобы выработать оптимальное в этой ситуации решение. Будет создана специальная рабочая группа. В любом случае, заверил родителей Ростислав Гольдштейн, в процессе учебы дети не будут оторваны от семей. Пока же руководителю администрации Княжпогостского района Виктору Попову предписано в течение трех дней решить вопрос с безопасной доставкой детей в Серегово. Галина ГАЕВА. |