Культура |
7 октября 2008 года |
Высокое искусство плаката/ Польша и Коми расширят обмен студентами и художниками
В пятницу в Национальной галерее РК открылась выставка современного польского плаката. Напомним, это уже третья по счету экспозиция образцов изобразительного искусства этой страны, которая проходит в стенах галереи. Выставка польского плаката впервые прошла в 2006 году, а год спустя экспонировалась польская графика. Как и выставку 2006 года, нынешнюю привез в Коми генеральный консул Республики Польша в Санкт-Петербурге Ярослав Дрозд. На открытии также присутствовали сопровождавший консула руководитель отдела содействия торговле и инвестициям генерального консульства Марек Решута и министр культуры РК Надежда Боброва. Несомненно, для поклонников изобразительного искусства новая выставка – событие знаменательное. Польский плакат – признанное явление культуры, прочно занявшее свое место в истории искусства. Определение «польская школа плаката» принадлежит известному польскому плакатисту, художнику Яну Ленице, на счету которого более ста пятидесяти произведений, многие из которых были признаны как арт-объекты мировой классики еще при жизни автора. Нашим землякам представлено 16 театральных и киноплакатов, которые созданы в последние десятилетия прошлого века такими известными художниками и графиками-плакатистами, как Франчишек Старовейски, Лех Маевски, Мечислав Гуровски и Войчех Фангор. Все работы принадлежат первому в мире музею плаката, расположенному в г.Вилануве, открытому в 1968 году. В фондах этого музея хранятся работы самого Пабло Пикассо. Сегодня фонды музея насчитывают более 55000 экспонатов, по которым можно «прочитать» и историю Польши, и судьбоносные повороты мировой истории с конца XIX века до наших дней. Особая тема польского плаката – метафора смерти, связанная с событиями Второй мировой войны, еврейскими гетто, печально знаменитыми концентрационными лагерями. По мнению специалистов, польскую школу плаката отличает повышенная экспрессия и лаконичное использование изобразительных средств. Тем не менее театральные и киноплакаты, призванные информировать о спектаклях и кинофильмах, сами по себе являются полноценными произведениями искусства. Это подчеркнул на открытии Ярослав Дрозд. Любопытно, что свою речь генконсул начал с признательных слов в адрес сыктывкарского скульптора Владимира Рохина. В 2006 году Ярослав Дрозд познакомился с Садом скульптуры Национальной галереи РК и, как признался, был очарован работами мастера. Особенно его тронула скульптура «Тундра». Вдохновившись, Ярослав Дрозд решил познакомиться с Владимиром Афанасьевичем, нанес визит в его мастерскую, но, увы, скульптора не застал. В нынешнюю субботу Ярослав Дрозд все-таки навестил мастера, ближе познакомился с его работами. К скульптуре польский дипломат питает особые чувства. Как сообщил он, в числе его друзей много представителей этого искусства. Вдохновился Ярослав Дрозд и идеей международного симпозиума скульпторов, который этим летом прошел в Сыктывкаре уже в третий раз. На следующий пленэр Ярослав Дрозд пообещал непременно прислать польского скульптора. Вообще, и министр Национальной культуры РК Надежда Боброва, и генконсул на открытии выставки сошлись в том, что стоит рассмотреть возможность более полноценного творческого обмена между республиками. А художник, преподаватель факультета искусств СГУ Ирина Земцова предложила наладить еще и обмен студентами, тем более что в университете города Познань действует аналогичный факультет. Кстати, через несколько дней Ирина Вениаминовна поедет в Архангельскую область, чтобы привезти в Сыктывкар польскую художницу Камилу Куик, работающую там на пленэре. В прошлом году Камила в составе международной группы художников и фотографов работала в Ульяновском монастыре. По итогам пленэра ее работы, как и картины остальных художников, экспонировались в галерее. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Игоря БОБРАКОВА и Дмитрия НАПАЛКОВА. |