Общество |
1 августа 2008 года |
Тандзе Марья стала культовой фигурой для ижемцев
Среди коми-ижемцев развивается культ народной целительницы Тандзе Марьи (Марии Рочевой), что помогает им обосновать свой статус как отдельного этноса. Такую тенденцию выявили этнографы республики во время исследований в Ижемском районе. Как сообщила агентству старший научный сотрудник сектора этнографии Института языка и литературы Коми научного центра УрО РАН Ирина Ильина, Тандзе Марья жила в селе Гам (1866-1962 гг.). Дочь оленевода, выросшая в тундре, она под руководством отца изучила анатомию, приобрела навыки оказания ветеринарной помощи – вправляла вывихи, лечила растяжения, помогала при отеле. С 18 лет начала практиковать на людях. Она достигла большого мастерства и пользовалась признанием населения не только ижемского куста, но и всей средней Печоры. По словам И.Ильиной, в селах Ижемского района до сих пор практикуют врачеватели, оказывающие конкретную медицинскую помощь, тогда как знахарей, пользующихся магическими приемами, у ижемцев почти нет. Как отметила собеседница, за последние годы стало заметно развитие культа Тандзе Марьи. Если ранее желающие исцеления брали землю с ее могилы или ложились прямо на могилу, то теперь информаторы этнографов заявляют, что им помогает фотография целительницы, прикрепленная к намогильному кресту. Сам крест и ограда вокруг могилы костоправки были поставлены два года назад по указанию бывшего главы администрации района Николая Братенкова, который является ее отдаленным родственником. Между тем могилы обычных жителей села традиционно не имели оградок и крестов. В библиотеке села Гам создан уголок с материалами о целительнице, проводятся вечера, посвященные ее памяти, на которые приглашаются живущие сейчас ее потомки. Как отметила И.Ильина, на выставке представлены бытующие в народной традиции рассказы о наказании знахаркой не верящих в ее способности людей. «Все это позволяет усматривать в особом почитании ижемской врачевательницы определенную этнополитическую составляющую, связанную с попытками коми-ижемцев обосновать свой статус как отдельного этноса. Учитывая, что значимым элементом идентификации, способствующим формированию чувства этнической общности, является гордость за прошлое своего народа, надо признать, что личность Тандзе Марьи как нельзя лучше подходит для роли престижного предка», – пояснила И.Ильина. «КомиОнлайн». |