Домашний Очаг |
30 мая 2008 года |
Агрессивный ребенок
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Психологи, воспитатели, учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше. С ними трудно работать, и зачастую педагоги, родители просто не знают, как справиться с их поведением. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Каждый ребенок, развиваясь, испытывает желание наказать обидчика, использовать силу для решения своих проблем, высказывать угрозу. Свою агрессию ребенок может проявлять к объекту недовольства, к людям, животным, совершенно не повинным и безобидным. Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, щипать других. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, учителя, сверстников и не успокаиваются до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Для данного ребенка это механизм выхода психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности. Чем старше ребенок, тем чаще речь и действия могут заменяться угрозами, ругательствами, оскорблениями и сопровождаться действиями. У одних детей такое поведение возникает чаще по сравнению с другими, и окружающие называют их агрессивными. При неправильном отношении агрессивное поведение может закрепиться и стать характерным для ребенка, превращаясь в устойчивую черту личности. Часто педагоги, родители лишают ребенка права на негативные эмоции или формы поведения (гнев, страх, агрессия, злость и т.п.) и вместо того, чтобы обучить его конструктивным способам выражения и преодоления испытываемых состояний, налагают на них запреты и ограничения. При таком подходе на первое место выходит подавление нежелательных переживаний, резко повышается риск нарушений нервно-психического развития детей и их социализации в целом. В результате исследования было обнаружено, что те дети, которые подвергались со стороны родителей, воспитателей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию и, соответственно, характеризовались сверстниками как агрессивные. Как же помочь ребенку стать менее агрессивным? Задача взрослых – научить ребенка понимать сначала свое эмоциональное состояние и состояние окружающих. У него существует повышенная потребность в эмоциональном признании окружающих, в первую очередь родителей или лиц, воспитывающих его. Он ждет от них непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи. Самое главное – научить ребенка разряжаться – избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию в «мирных целях». Взрослым необходимо научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства. Бывает, что очень вспыльчивый ребенок старается сдерживаться на людях (например, в школе), но дома он срывается: устраивает истерики, скандалит, грубит родным, дерется с братьями и сестрами. Такое проявление агрессии не приносит ему желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует себя виноватым. Из-за этого напряжение увеличивается еще больше, и следующий срыв бывает более бурным и продолжительным. Таким детям необходимо предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева: • пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил; • предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе; • дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти. Это помогает успокоиться; • также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее; • можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве. Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует: • обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи; • обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают; • следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова; • быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений; • поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает, научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет. |