Домашний Очаг |
25 апреля 2008 года |
Откуда денежки?
Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми денежные вопросы, однако большая часть нашей жизни зависит от денег. Купить или нет ребенку новую игрушку, куда поехать отдыхать, что подарить на Новый год или день рождения – во многом ответы на эти и другие вопросы определяются финансовым благосостоянием семьи. Надо ли ребенку знать, что такое деньги и как уметь ими распоряжаться? Прежде всего родителям нужно решить, готовы ли они обсуждать с детьми финансовые вопросы. Что можно рассказать ребенку о деньгах? Двухлетнему ребенку достаточно знать, что папа работает, зарабатывает деньги, на эти деньги он может купить продукты и игрушки для сына. В три года ребенок уже понимает, что «у мамы при себе нет денег на куклу, но она непременно вернется сюда через неделю, чтобы купить ее». В четыре ребенок способен понять, что «на дорогую игрушку сейчас нет денег, нужно подождать до следующего месяца, когда мама и папа отложат в копилку необходимую сумму». Чем старше ребенок, тем больше он узнает про товарно-денежные отношения и их роль во взаимоотношениях людей. Сложные темы о переезде в новую квартиру, покупке машины или продаже дачи должны обсуждаться вдали от ребенка, но простые финансовые вопросы желательно обговаривать с ним. Например, ребенок вполне может ответить на вопрос: «Мы с мамой рассматриваем два варианта каникул: неделя на море или две недели у бабушки. Чего бы тебе больше хотелось?» Тем самым он включится в планирование семейной жизни и распределение бюджета. Довольно сложным является вопрос о карманных деньгах – давать или нет, если давать, то сколько и как контролировать траты. Детям можно давать деньги на карманные расходы с того времени, как они начинают сами возвращаться из школы домой. Примерно с девяти лет у детей должно быть достаточно денег, чтобы купить маленький пакетик сока, пирожок, шоколадку или стаканчик мороженого. Как только ребенок получил свои первые карманные деньги, обсудите с ним, на какой срок ему выданы деньги (на три дня или на неделю) и что он может на них купить. Спросите, на что он хотел бы потратить свой капитал. Обсудите, хватает ли ему денег на желаемое. Старайтесь не предлагать свои советы или выводы – только задавайте вопросы и выслушивайте ответы. Если ребенок истощил свой недельный капитал за день и пришел к вам за добавкой, объясните ему, что карманные деньги были выданы на неделю и следующую порцию он может получить только через шесть дней. С самого начала обсудите с ребенком круг запрещенных покупок, например, что ему нельзя сигареты, неприличные журналы или петарды. При этом сразу предупредите ребенка, что случится, если он нарушит эти ограничения: например, вы перестанете давать ему деньги или будете давать меньшую сумму. За выполнением этих условий следите строго и не отступайте от принятых правил, даже если «это в первый раз» или «подговорили старшие ребята». Важно уважительно выслушать мнение о том, что именно и почему хочет купить ребенок. И не смеяться над его «практичностью»: «Ты что, на 150 рублей карандаши да ластики купил?» Да, может быть, ребенок поступил не верно, но ведь это его собственные деньги. Потратив их подобным образом раз-другой и оставшись без денег на всю неделю, ребенок научится соотносить свои желания и возможности, начнет распределять деньги так, чтобы их хватило на всю неделю. Однако нельзя поддаваться на манипуляции подобного толка: «Папа, я же все эти денежки нищему отдал! Мне его жалко стало!» или: «Мне нужны деньги, потому что я поделился с Васей – ему мама не дала денег». Как бы вам ни хотелось поддержать добрые порывы в душе своего ребенка, важнее позволить ему самому осознать: даже делясь с ближним, ты должен соизмерять свои поступки с возможностями. Если ты решил отдать последнюю рубаху другу, тебе придется испытать дискомфорт, который является прямым следствием твоего выбора. Нельзя быть добрым или великодушным за чужой счет. Еще один важный момент: стоит ли поощрять ребенка деньгами за хорошее поведение, хорошую учебу и т.д. Если вы решили вознаградить своего ребенка материально, запомните два важных правила. Заранее и четко обговорите, сколько денег и за что вы готовы дать ребенку, чтобы он не чувствовал себя обманутым. К примеру, если вы договорились, что дочь пропылесосит квартиру и получит деньги на новое платье для Барби, платите сразу после того, как ребенок выполнил свое обещание. Однако не спешите и не давайте денег заранее. Не платите ребенку за то, чтобы он чего-то не делал. К примеру, если каждый раз, когда малыш кричит у врача, вы даете ему чупа-чупс, чтобы он замолчал. Вы провоцируете новые крики. Ребенок понимает: если он будет кричать, то получит конфету, а если не будет, то не получит ничего. Гораздо разумнее было бы поощрить конфетой хорошее поведение. Деньги – неотъемлемая составляющая нашей жизни, и очень важно с детства приучить ребенка правильно и бережно относиться к деньгам. Не откладывайте знакомство ребенка с денежными вопросами на потом, иначе даже во взрослом возрасте ему будет довольно сложно научиться распределять собственные финансы, соотносить свои желания и реальность. |