Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
4 апреля 2008 года

Петр Байда: "Малый бизнес пока разобщен..."

Во всем цивилизованном мире экономика держится на среднем классе, а тот в свою очередь – на малом и среднем бизнесе. И от его «самочувствия» зависит процветание всего государства. К сожалению, у нас пока доходы от малого предпринимательства невелики. Виной всему несовершенство законов, экономические катаклизмы, а также так называемые административные барьеры.

О том, что следует сделать, чтобы облегчить участь предпринимателя средней руки, в беседе с нашим корреспондентом рассуждает член правления КРО Общероссийской общественной организации «Российский cоюз ветеранов Афганистана», председатель комиссии по развитию гражданского общества, межнациональных и НКО Общественной палаты РК Петр БАЙДА.

– В бизнесе я с 1993 года, начинал, как все, с открытия небольших торговых точек в Усинске. Во времена «дикого капитализма» главным было установить отношения с представителями криминальных структур, так как в 90-х процветал рэкет. Работать тогда было несложно: раз в год по упрощенной схеме сдавали отчеты, декларации в налоговую. Проверки, конечно, были, но не в таком количестве.

Сейчас же над бизнесменом довлеют чиновники 33 федеральных надзорных органов, столько же региональных, да еще их представители в городах и районах. И к каждому нужен индивидуальный подход. Я не противник контроля, он необходим: свобода торговли потянула на товарный рынок некачественную, фальсифицированную продукцию. Вот и государство постепенно усиливало сопротивление натиску подделок. Но сегодня госконтроль превратился из сдерживающего фактора, регулятора отношений между производителем и потребителем в монстра-«сверхадминистратора».

Огромная бюрократическая машина не дает предпринимательству работать, устраивая бесконечные проверки. Причем душат ими человека, который смог найти средства на открытие своего дела и начал зарабатывать сам. Да еще дал работу тем, кто после кризиса 90-х годов остался не у дел. В свое время малый бизнес смог обеспечить страну всем необходимым. Сегодня же небольшие магазины, парикмахерские, сервисные центры и мастерские попросту закрываются. Этот процесс притеснения сферы малого бизнеса чреват увеличением армии безработных, а также резким скачком цен на товары первой необходимости. Так как крупные супермаркеты, которые останутся после уничтожения магазинчиков, имеющих своего покупателя, смогут договориться о поднятии цен. А значит, пострадает потребитель.

– В чем причина живучести бюрократии в сфере бизнеса?

– Поддерживается это явление несовершенством федеральной законодательной базы. Хотя на уровне руководства страны предпринимаются попытки навести порядок в сфере госконтроля за малым предпринимательством. Но все энергичные меры по снятию административных барьеров наталкиваются на сопротивление бюрократов среднего звена. Кроме того, не выстроены межбюджетные отношения. В федеральной казне средства есть, судя по отчетам министра финансов России. Но из-за дефицита средств на муниципальном и поселенческом уровнях решение текущих вопросов местными администрациями возложены на плечи предпринимателя. За счет повышения ставок арендной платы, удорожания землепользования пополняются местные бюджеты. Как не разориться предпринимателю, если сегодня в Сыктывкаре за аренду помещения под кафе на 50 мест в 100 квадратных метров предпринимателю нужно выложить от 70 до 100 тысяч рублей в месяц. Плюс обязательные отчисления за тепло- и электроснабжение, зарплата работникам, налоги, охрану и другие. На все уходит в месяц 350-400 тысяч рублей при среднем обороте в 500-600 тысяч. О сверхприбылях говорить не приходится.

– Неужели нет механизма контроля за действиями чиновников, ставящих непреодолимые препоны?

– Как ни странно, виноватых в этой ситуации нет, как нет и нарушений законов. У чиновника есть нормативная база под принятое федеральное законодательство. Этими инструкциями и положениями он и руководствуется. Но, как говорят мои коллеги-предприниматели, в любом законе найдется «форточка», лазейка. Поэтому-то важно определиться, что подразумевает проверка – карательные меры или контроль безопасности товаров? По своему опыту могу сказать, что чиновники всеми правдами и неправдами стараются перекрыть кислород малому бизнесу, забывая, что за малым предприятием стоят люди, их семьи, для которых непомерные суммы штрафов даже за малейшие нарушения разорительны.

Одна контролирующая сторона выпишет три тысячи рублей штрафа, другая – пять, третья – все десять. И это только за одну проверку. При этом доход предпринимателя – 20-80 тысяч в месяц. Вот и крутись как можешь. К примеру, в магазине водку переставляют из холодильника на прилавок. В итоге от влажности отклеивается этикетка или марка. Сразу проверка, заводится уголовное либо административное дело. Если продавец сам приклеит марку – уже незаконная торговля фальсификатом. И опять штраф. Или, например, будет не по инструкции не на месте стоять стул или коробка с мусором, придерутся пожарные. Ведь эти предметы могут стать препятствием на пути к аварийному выходу. Мне не раз рассказывали случаи, когда проверяющие не находили изъянов в работе предприятия и открыто признавались, что не могут уйти без оформленной на бумаге претензии. На мой взгляд, нужно сначала вырастить малый бизнес, а уж потом наказывать. Причем тех, кто торгует из-под полы некачественным товаром, штрафовать на крупные суммы.

– Получается, что все заявления о развитии малого и среднего бизнеса – профанация? На деле не чиновник работает на развитие предпринимательства, а бизнесмен тратит время на бесконечную волокиту?

– Вообще само понятие «малый бизнес» у многих людей ассоциируется с маленькими проблемами. Это неверное представление. Цивилизованное общество держится на инициативных, предприимчивых людях, которые не только зарабатывают деньги, но и несут бремя социальных забот. Если малый бизнес будет набирать обороты и число занятых в нем, как заявлял неоднократно Президент страны В.Путин, составит к 2020 году 60-70% населения России, не нужно будет тратить миллиарды бюджетных средств на содержание безработных и социально не защищенных россиян. Все они будут при деле.

Пока же идет обратный процесс. Предприниматели «сворачивают» свою деятельность, а чиновники придумывают новые поводы, инструкции. При этом система оплаты труда чиновников вроде бы увязана с эффективностью их работы. Да и сами они ходят в эти магазины и кафе. Плюс ко всему отношение в обществе к бизнесмену нельзя назвать объективным. Для большинства предприниматель – чужак. Он зарабатывает деньги, а значит, пусть платит штрафы. При этом никто не разбирается, справедливо выписан штраф или нет.

– Но с высоких трибун много говорится о том, что в республике число «малышей» увеличивается год от года, растут объемы господдержки малого бизнеса...

– Если провести тщательную проверку, то окажется, что половина зарегистрированных компаний либо вообще не работает, либо это фирмы-однодневки. Для большинства предпринимателей легализация бизнеса означает самоубийство. Ведь только чтобы закрыть предприятие, понадобится два-три года! В Германии для открытия дела бизнесмену достаточно пройти собеседование у бургомистра, а затем купить патент. А у нас для открытия бизнеса нужно собрать документы в 23 инстанциях, прежде чем попасть в местную администрацию. Что касается господдержки, то из круга знакомых мне бизнесменов ни один не получал помощи от государства на развитие собственного дела. Допускаю, что я недостаточно информирован. Но, по мнению большинства предпринимателей, если и существует поддержка, то она недостаточно эффективна. Предприниматели по-прежнему надеются на себя и берут кредиты, и при этом убеждены, что лучше бы государство поменьше вмешивалось в их дела. Тем не менее «малыши» живут надеждой на то, что ситуация изменится. Позитива прибавилось после выступления избранного Президента РФ Дмитрия Медведева на заседании президиума Госсовета России в Тобольске, где он предложил полностью запретить доступ контролирующих организаций на малые предприятия без разрешения прокуратуры или суда, сократив тем самым поборы.

– Устраивает ли предпринимателей новое законодательство о развитии малого и среднего бизнеса?

– Честно говоря, не изучал закон. Но могу сказать, что законодательство постоянно меняется, нет стабильности, а значит, нет доверия предпринимателей к власти. На мой взгляд, правовое поле должно быть изменено, нужна перестройка системы госконтроля бизнеса. Кроме того, необходимо заменить разрешительные процедуры на уведомительные, тогда бюрократизма станет меньше.

– Сегодня малый бизнес – «дойная корова» не только для чиновников, но и для естественных монополий, которые выставляют завышенные тарифы, к примеру, за техническое присоединение малых предприятий к объектам энергоструктуры...

– Действительно, стоимость подключения к электроснабжению доходит до 500 тысяч рублей. И это не считая того, что процедура подключения растягивается во времени по разным причинам. Помимо всего прочего, требуется разработка проекта по утилизации отходов. При этом нет разграничения, кто будет представлять проект – малое или крупное предприятие. Это прямой путь к разорению, поэтому нужен механизм тарифного регулирования оплаты услуг естественных монополий. Также необходимо ввести такой механизм: поставщикам продовольствия, которые везут товар из других регионов в республику, достаточно иметь бумагу, подтверждающую соответствие товаров и услуг, выписанную производителем. Эта мера освободит бизнесмена от беготни по инстанциям, а также от лишних трат при выписке дублирующих документов.

Но все эти предложения останутся на бумаге, пока бизнес-сообщество не объединится. Предприниматели по большому счету – «индивидуальщики», надеются только на свои силы. Если и могут скоординироваться, лишь на время. Достаточно вспомнить противостояние владельцев небольших торговых ларьков и павильонов, которых местные власти по всей республике оттесняли с насиженных мест на периферию. По мнению архитекторов, ларьки не вписывались в облик городов и райцентров республики. В этом случае при поддержке Общественной палаты РК малый бизнес свои права отстоял. Но что получается? Крупный бизнес защищает интересы через Торгово-промышленную палату и Союз промышленников, предпринимателей и работодателей, те же отраслевые профсоюзы. А малый бизнес пока, к сожалению, разобщен.

Со своей стороны на уровне Общественной палаты РК планируем выносить проблемы малого бизнеса на обсуждение членов рабочих групп, на пленарные заседания и выходить с пакетом предложений во властные структуры.

По интересующим вопросам можно обращаться в приемную Общественной палаты РК по телефону 21-69-94.

Марина ЛЫСАКОВСКАЯ.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №65 (3739) - 4 апреля 2008 года

Самый успешный сезон Ольги Рочевой / Сыктывкарская лыжница признана лучшей среди россиянок

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 65 (3739)
4 апреля 2008 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»