Экономика |
27 марта 2008 года |
Специалисты - не винтики, а стержень предприятия/ Республиканский конкурс "Лучшая организация работы с персоналом" набирает обороты
Участники конкурса. 2007 г.
С.Глубокая
Сегодня предприниматель в первую очередь старается вложить средства в модернизацию, техническое перевооружение производства. Оно и понятно, ведь новые эффективные технологии помогают получать прибыль при минимальных затратах. При этом российский бизнесмен в отличие от своего западного коллеги не задается вопросом: а кто же будет работать на умных машинах, станках и конвейерах? И происходит это в основном от недальновидности руководителей, привычки экономить на инвестициях в человеческий потенциал – затраты республиканских организаций на профессиональное обучение работников в среднем составляют менее одного процента! Бизнес не спешит увеличивать затраты на повышение интеллектуального потенциала сотрудников. В результате в стране на фоне общего роста уровня производства за счет внедрения современного высокотехнологичного оборудования наряду с дефицитом грамотных специалистов возникла проблема эффективного управления персоналом. А ведь именно кадровый менеджмент способствует развитию отдельного предприятия и экономики региона в целом. Не секрет, что профессиональные знания быстро устаревают, что приводит к снижению квалификации специалистов. Происходят стремительные изменения в области технологий, а значит, нужны новые знания. И это в условиях конкуренции, требующей постоянной работы над качеством производства. Пока же приходится констатировать, что кадровый потенциал организаций республики не отвечает требованиям рынка. Чуть более половины руководителей имеют высшее образование, 60% управленцев и их подчиненных ни разу не повышали свою квалификацию. Для большинства работодателей стиль управления и уровень подготовки специалистов являются второстепенными, на первом месте стоит выработка стратегии бизнеса, производство и финансы. На многих предприятиях республики и вовсе отсутствуют отделы кадров. Вопросы по персоналу решают заместители, инженеры и даже главные бухгалтеры. Если на предприятиях и проводится обучение персонала, то в основном в виде наставничества, внутрифирменных семинаров и тренингов. Именно поэтому сегодня так важно сформировать у руководителей стремление грамотно выстраивать кадровую политику, развивать подразделения, ответственные за организацию работы по управлению персоналом на предприятиях. Одной из форм такой работы стало проведение республиканского конкурса «Лучшая организация работы с персоналом». В 2006 году в конкурсе приняли участие 14 предприятий и организаций республики, в 2007 – 22. Интерес к конкурсу постоянно растет. Многие организации подают заявки по нескольким номинациям. Всего же конкурс предусматривает 8 номинаций – «Поиск и отбор персонала», «Адаптация работников», «Стимулирование и мотивация сотрудников», «Управление карьерой и повышение квалификации персонала», «Оценка персонала», «Корпоративная культура», «Социальное партнерство в сфере профессионального образования», «Организация работы с персоналом на предприятии малого бизнеса». В конкурсе участвуют предприятия и организации любой формы собственности независимо от отраслевой принадлежности. По словам начальника отдела прогнозирования и развития кадрового потенциала экономики Минэкономразвития РК Светланы Глубокой, конкурсанты прошлых лет продемонстрировали жюри знания технологий и методов управления персоналом, которые они успешно реализуют в своей работе. Представленные участниками конкурса материалы прошли экспертную оценку и свидетельствуют о высоком уровне развития и результативности применяемых программ кадрового менеджмента. Сегодня в республике появляется все больше организаций, в которых отделы кадров преобразуются в службы по управлению персоналом, где кадровая работа включается в перечень мероприятий по реализации стратегии предприятия, заметила С.Глубокая. В рамках прошедших двух конкурсов более 400 специалистов кадровых служб смогли повысить квалификацию в области управления персоналом, трудового законодательства, обучения работников. Еще одним результатом конкурса стала организация Кадрового клуба РК. С его помощью станет возможным не только выражать интересы кадровиков на региональном уровне, но и влиять на кадровую политику в республике. Минэкономразвития РК совместно с Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей РК и Торгово-промышленной палатой региона в этом году проводят третий республиканский конкурс «Лучшая организация работы с персоналом». Сбор заявок и документов продлится до 1 мая 2008 года. Завершится конкурс 26 ноября итоговой конференцией, в ходе которой пройдет награждение победителей. Полная информация о конкурсе размещается на сайте www.rkomi.ru, раздел «Экономика», подраздел «Кадровая политика», «Оперативная информация». Контактные телефоны: 21-59-32, 24-31-63. Известный исследователь в области управления человеческими ресурсами М.Армстронг отмечал: «…в то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается, ценность человеческих ресурсов с годами может и должна возрастать…» Корреспондент «Республики» взяла блиц-интервью у участников предыдущих конкурсов. Вот что они рассказали. Начальник отдела управления персоналом ООО «КонсультантПлюсКоми» Ольга Алиева: – Участие в конкурсе – это прекрасная возможность для HR-специалистов познакомиться с опытом коллег из различных сфер экономики, получить из первых рук информацию об особенностях организации работы с персоналом на их предприятиях и организациях, позаимствовать интересные наработки. Среди положительных моментов могу отметить проведение в рамках конкурса семинаров, мастер-классов, курсов повышения квалификации для представителей кадровых служб. Это необходимо для профессионального роста и развития. Кроме того, конкурс – это PR-мероприятие республиканского масштаба, отличный шанс для организации заявить о себе как о привлекательном работодателе и надежном партнере в бизнесе, заботящемся о повышении профессионализма сотрудников. Для нашей компании победа в конкурсе – это общая радость для всего коллектива и лишнее доказательство правильности выбранной стратегии. Руководитель отдела кадров ООО «Авторесурс-Сервис» Валентина Мягкоголовая: – Считаю, что участие в конкурсе было полезным. В ходе подготовки систематизирован и доработан материал по работе с персоналом, повысился статус кадровой службы компании. Ряд мероприятий, проводимых в ходе конкурса, позволил пополнить копилку знаний в области кадровой политики. В частности, при поддержке руководителя предприятия специалисты нашей службы персонала работают над проектом организации учебного центра для сотрудников. Также развиваем такое направление, как адаптация персонала. В перспективе эти мероприятия будут способствовать закреплению специалистов на местах. Люди, увидев стремление работодателя вкладывать инвестиции в кадры, будут работать с большей отдачей. Начальник отдела управления персоналом ООО «Печорстрой-Инвест» Любовь Авилова: – Благодаря инициативе, высокому уровню организационной работы специалистов Минэкономразвития республики стала реализовываться мечта кадровиков об изучении и распространении передового опыта в сфере управления персоналом. Столь большого разнообразия обучающих семинаров, конференций и круглых столов по различной тематике в республике до появления конкурса не было. Мы смогли повысить профессиональный уровень, что немаловажно сегодня. Ведь работа с людьми требует разносторонних знаний и не прощает некомпетентности. Я рада, что все большее количество специалистов по персоналу чувствуют свою принадлежность к кадровому сообществу республики. Ведь за этим стоит возможность поделиться опытом и почерпнуть новые знания, расширить сферу профессионального общения и построить работу с учетом новых тенденций. Руководитель службы по работе с персоналом и социальному развитию ОАО «Пригородный» Наталья Попова: – На мой взгляд, конкурс способствовал профессиональному объединению кадровиков. Работа кадровика не ограничивается изданием приказов и заполнением трудовых книжек. Специалисты кадровых служб в тандеме с руководством должны работать над формированием команды профессионалов, нацеленных на достижение высоких результатов. Кроме того, участие в конкурсе дало возможность провести анализ деятельности своего структурного подразделения в сопоставлении со службами других компаний. Удалось пообщаться, обменяться опытом с коллегами, что особенно ценно. И, конечно, выработать персональные цели для перспективных разработок. К примеру, на базе «Пригородного» мы работаем над созданием корпоративного кодекса этического поведения персонала. К этой идее мы пришли благодаря тому, что участвовали в конкурсной номинации «Корпоративная культура» и решили взять на себя миссию прописать нормы поведения для сотрудников, чтобы соответствовать стандарту высокоорганизованного предприятия. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |