Общество |
29 января 2015 года |
Электронные учебники пройдут экспертизу/ В базовом варианте они будут работать на платформах Android, iOs и Windows
Издательство «Просвещение» передало на экспертизу в Российскую академию образования и Российский книжный союз электронные формы всех 415 своих учебников, входящих в федеральный перечень. РАО и РКС уже объявили о готовности проводить педагогическую и общественную экспертизу всех форм учебников (печатной и электронной). – Перед издательством стояла беспрецедентная по сложности задача – в кратчайшие сроки подготовить более 400 электронных форм учебников, протестировать их и устранить выявленные узкие места, – рассказал вице-президент по новым технологиям издательства «Просвещение» Артем Соловейчик. – Наши разработчики решили множество технических задач для того, чтобы электронный учебник был понятным и простым в использовании, доступным и нетребовательным к технике, на которой он будет использоваться. К примеру, в базовой версии наш учебник будет работать на трех основных платформах (Android, iOs и Windows), а также устанавливаться на планшет за 30 секунд. Кроме того, учебники могут быть интегрированы для работы на интер- активных досках в школах. РАО издательством «Просвещение» переданы планшеты с установленным приложением, через которое можно установить любой из 415 учебников. Для удобства использования каждый планшет сопровождается брошюрой с подробной инструкцией по установке электронных форм учебников и работе с ними. После прохождения педагогической экспертизы в РАО и общественной экспертизы в РКС электронные учебники с полученными экспертными заключениями будут переданы в научно-методический совет министерства образования. Как уже сообщала «Республика», три года назад Коми приняла участие в федеральном эксперименте по апробации электронных учебников, в котором было задействовано пять учебных заведений. Судя по отзывам, в целом нововведение пришлось по душе и ученикам, и педагогам, но в процессе пользования такими учебниками обнаружились и проблемы, связанные с особенностями верстки, структурирования и расположения материала на электронных носителях. В частности, в традиционном бумажном учебнике в качестве единого информационного блока, доступного для целостного восприятия, выступает разворот учебника. А на мобильном устройстве такому информационному блоку соответствуют два кадра, доступ к которым осуществляется последовательно. Это затрудняло работу школьникам, снижало скорость выполнения учебных заданий. По итогам эксперимента, в котором участвовали учебные заведения и других российских регионов, федеральные эксперты сделали вывод, что верстку, используемую при создании бумажных учебников, не всегда можно применять в мобильных устройствах. Определенные трудности возникали у школьников и при работе на планшетных устройствах с использованием манипулятора – «мыши». Детям намного проще и приятнее работать с сенсорным экраном. В числе недостатков была также отмечена медленная работа электронных устройств: долго перелистывались страницы. Также пока не исследовано, как влияют на здоровье школьников использованные в ходе эксперимента ридеры. Так как на чтение электронных учебников должны распространяться те же СанПиНы, что и на чтение обычных книг. Результаты показали, что электронные учебники – дело нужное, но требующее доработки контента. По мнению руководителя эксперимента в Коми – заведующего центром образовательных информационных технологий республиканского института развития образования Вячеслава Ляшка, если электронные учебники и придут в наши школы массово, то случится это не так скоро. Во-первых, представители рынка бумажных учебников вряд ли так легко уступят свои позиции. Во-вторых, переход на электронные учебники не произойдет по указанию сверху, школы сами должны выбирать, по каким учебникам учить детей. |