Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
18 марта 2008 года

Елена Романец: "Мы сможем решать проблемы сирот комплексно"

Как уже сообщала «Республика», с 1 января 2008 года был реорганизован Республиканский центр усыновления, опеки и попечительства. Его функции переданы Агентству РК по социальному развитию. Что нового нужно ожидать

в связи с этими изменениями, мы попросили рассказать заместителя руководителя агентства Елену Романец, которой поручено курировать эти вопросы.

– Елена Алексеевна, чем была обусловлена передача полномочий Республиканского центра усыновления, опеки и попечительства Агентству РК по социальному развитию?

– При принятии решения о передаче полномочий на уровень субъектов РФ вопросов опеки и попечительства в правительстве Коми посчитали, что целесообразнее, если эти полномочия будут выполнять агентство и его территориальные органы. Решение было обусловлено тем, что сегодня у агентства разветвленная сеть территориальных органов. В каждом муниципальном образовании есть свои управления социальной защиты населения. А это и штат служащих, и соответствующая материально-техническая база. Мы реализуем социальную политику в городах и районах, организуем выплаты гражданам. Поэтому решение использовать эти возможности, а не создавать новую структуру было оправданным.

К тому же в подведомственности Агентства по соцразвитию – государственные учреждения социального обслуживания, которые работают с семьей и детьми. Это реабилитационные центры для несовершеннолетних, приюты для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и центры помощи семье и детям. Наличие этих учреждений практически в каждом районе позволяет нам работать комплексно. Благодаря новой структуре ребенок, нуждающийся в защите государства, может быть взят из семьи, где ему оставаться опасно, сразу. Начальники территориальных органов обладают возможностями по организации работы и этих учреждений. Выстраивается единая система: агентство РК как орган исполнительной власти республиканского уровня, на местах – территориальные органы, которые организуют исполнение полномочий, в том числе организуют предоставление выплат на содержание ребенка опекунам, попечителям и приемным родителям, а также осуществляют устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

– Востребованы ли специалисты, ранее работавшие в Республиканском центре усыновления, опеки и попечительства?

– Кадровый вопрос был у нас самым главным при реорганизации. Мы занимались им практически весь ноябрь и декабрь. Опыт органов местного самоуправления в вопросах опеки и попечительства, а также опыт специалистов республиканского центра был для нас определяющим. Нужно было сохранить кадровый потенциал. Но законодательство предусматривает конкурсную процедуру замещения должности государственной гражданской службы, поэтому всем желающим пришлось пройти конкурсный отбор. Конкурсы прошли в декабре. С 1 января работники были уже приняты. Каждая кандидатура утверждалась конкурсной комиссией, и необъективный подход здесь исключен. Бывший руководитель Республиканского центра опеки и попечительства Кристина Аверина сейчас начальник отдела опеки и попечительства Агентства РК по социальному развитию.

– Какие звенья в системе работы по опеке и попечительству, на ваш взгляд, требуют укрепления? На чем вы в первую очередь сосредоточите свое внимание?

– В каждом муниципальном образовании были свои проблемы, и решались они исходя из возможностей местных бюджетов. Основные недостатки были в основном связаны с этим. Поэтому главная наша задача – выстроить единую систему органов опеки и организовать реализацию законодательства на равных для всех условиях. Основные проблемы – это защита личных и имущественных прав несовершеннолетних и обеспечение более жест-кого контроля за содержанием ребенка в приемной семье с целью предотвращения таких случаев, как, например, тот, что произошел в воркутинской приемной семье, где над детьми откровенно издевались. Как это можно сделать? Принимать превентивные меры. Не решать проблему, когда она уже возникнет, а на стадии подбора кандидатов в приемные родители и опекуны учитывать психологические особенности и родителей, и детей, с тем чтобы наиболее полно обеспечить благополучие ребенка.

– Но ведь и раньше специалисты предварительно выявляли мотивацию будущих приемных родителей, работали с ними. И все же случаи возвратов детей и жестокого обращения были…

– Мы хотим учесть все возможные варианты работы, которую могла бы вести наша психологическая служба по предотвращению нежелательных последствий. Это что касается защиты личных прав ребенка. А в сфере имущественных прав тоже есть свои сложности. Пока еще очень сложно решается жилищный вопрос детей-сирот. На 2008 год республика выделила 50 миллионов на приобретение жилья для сирот. Агентство сейчас уполномочено вести очередь на приобретение жилья.

– Раньше «сиротская» очередь на жилье велась органами местного самоуправления. Теперь эта очередь будет ликвидирована?

– До вступления в силу нового Жилищного кодекса, то есть до 1 марта 2005 года, очередность действительно велась органами местного самоуправления. Тогда предоставление жилья льготным категориям населения решалось только там. С вступлением в силу нового Жилищного кодекса на субъекты Федерации возложена обязанность предоставления жилья отдельным категориям граждан. В республике дети-сироты выделены в отдельную категорию и стоят в отдельной очереди. Фактически эта работа велась Министерством образования РК, сейчас эти функции также переданы нашему агентству. Сегодня существуют две очереди: одна – в органах местного самоуправления. Это те дети, которые встали в очередь до 1 марта 2005 года. Вторая – та, которую с 2005 года начало вести Министерство образования. При этом мы считаем, что право очередности на получение жилья в органах местного самоуправления должно сохраняться. Это принятые обязательства муниципалитетов, которые должны быть исполнены.

– И сколько претендентов на жилье насчитывает сегодня очередь в агентстве?

– Более 200 человек. При этом, если человек стоит в очереди в администрации МО и попадает под все требования нашего республиканского закона, он имеет право стоять в очереди одновременно и у нас, и в администрации муниципалитета. Республика обеспечивает сирот жильем в соответствии со 159 федеральным законом, в котором сказано, что дети-сироты и лица из числа детей-сирот в возрасте до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жильем.

– Приемные родители жалуются на то, что закон предписывает предоставление сироте жилья по месту его рождения. Но многие дети – из неперспективных сел. Могут ли они получить жилье в месте, где они могли бы себя профессионально реализовать?

– Мы сейчас этот вопрос очень тщательно анализируем, готовим ряд предложений для того, чтобы сформировать законодательную инициативу на уровне РФ по уточнению соответствующей статьи закона. В то же время дословно статья звучит так: «Обеспечиваться жильем по месту жительства». То есть если ребенок на момент предоставления жилья проживает в городе, где, например, учится, то он там и должен получить жилье.

– Но мне лично известен случай, когда девочку после интерната имени Католикова из Сыктывкара отправили жить в Воркуту, предоставили ей там квартиру лишь потому, что 20 лет назад она там родилась.

– Естественно, надо рассматривать каждую конкретную ситуацию. Воркута – это одно из немногих муниципальных образований, которое работает по обеспечению жильем. Там есть такая возможность. А инициативу органов местного самоуправления по предоставлению жилья детям-сиротам надо поддерживать.

Беседовала Галина ГАЕВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №50 (3724) - 14 марта 2008 года

Александр Сидоренко: "Наши граждане слишком доверчивы"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 53 (3727)
18 марта 2008 года
вторник

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»