Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Человек и Закон
29 февраля 2008 года

Табор уходит в зону

/ За пять лет работы наркополицейским республики удалось нанести удар по цыганскому наркобизнесу


Задержание Ванея. Фото предоставлено УФСКН РФ по РК.

Сложно сказать, почему наркотический бум, захлестнувший Россию в 90-е годы, привлек к себе именно цыган. Так или иначе, но для многих представителей этого кочующего народа, пересекающего страну вдоль и поперек, наркобизнес стал «золотой жилой». Цыганские бароны, преимущественно с приставкой «нарко», быстро добрались и до глубинки, снабдив нехитрой работой соплеменников из села Выльгорт Сыктывдинского района. Среди выльгортских цыганских семей к началу 2000 года большинство торговали зельем, причем об этом знали практически все – и наркоманы, и силовики. Однако с появлением в 2003 году службы наркоконтроля ситуация стала меняться. Каждый месяц наркополицейские республики задерживали цыган – торговцев наркотиками. Благодаря активным действиям органов наркоконтроля почти из всех цыганских семей, где основной статьей дохода была торговля наркотиками, за решеткой оказались сразу по два-три,

а в некоторых семьях и по пять-семь человек.

 

Первые «чистки»

 

Еще лет пять назад «цыганская слободка» в Выльгорте торговала наркотой почти безбоязненно. Местом бойкой торговли был пятачок у магазина «Конкурент» на окраине села.

Цыгане относились к наркотикам настолько обыденно, что хранили их даже в сахарницах. Многие ходили по улицам с героином в кармане. А чего им было опасаться? Тюрьмы? Если наркоторговцев и судили, то, как правило, за хранение зелья. Хотя и это было редкостью. Наказание назначалось условное и ни в коей мере не было для них серьезным предупреждением или поводом свернуть наркоторговлю. И тянулись нескончаемым потоком из Сыктывкара в Выльгорт покупатели с характерными признаками потребления героина на лице. Однако вскоре в цыганской среде наркоторговля приобрела массовый характер, произошел резкий рост преступности, увеличились передозировки.

В июле 2003 года в республике появилось Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Началась «чистка» Выльгорта от наркоторговцев. Под подозрение вновь созданной структуры попали все без исключения цыганские семьи. Уже через месяц – в августе 2003-го – сотрудники управления задержали цыганского наркоторговца и возбудили первое уголовное дело.

– Первого нашего «клиента» мы задержали с поличным на центральной улице села Выльгорт после проверочной закупки, – рассказал начальник отдела оперативной службы УФСКН РФ по РК Федор Малафеевский, который в 2003 году был оперативником и сам лично участвовал практически во всех операциях по задержанию цыганских наркоторговцев. – Во время задержания молодой цыган был сильно удивлен произошедшим. Как же – раньше свободно торговал, и ничего!

Далее последовала череда изъятий наркотиков, задержаний, вплоть до групповых. Несмотря на то что в таборе практически все – родственники и выведать что-нибудь у пойманного цыгана-преступника нелегко, на скамью подсудимых попадали целые семьи.

 

Конец Жуковых

 

Семья Жуковых играла в выльгортском наркобизнесе не последнюю роль.

– Первой за торговлю героином в конце 2005 года за решетку отправилась Надежда Жукова – супруга главы семейства Александра Павлиновича Жукова, – рассказывает Ф.Малафеевский. – Она была задержана с поличным. Срок ей дали весьма солидный. Кстати, когда Н.Жукову задерживали, ее муж – инвалид, внешне старичок старичком – спокойно сидел на скамеечке неподалеку от места задержания и наблюдал за нашей операцией.

Александр Павлинович, несмотря на то что его жена отправилась этапом, продолжил криминальный бизнес. В начале января 2006 года сотрудники наркоконтроля получили оперативную информацию, что в Выльгорт должна прийти крупная партия наркотика – полкило героина!

– Мы установили, кто получатель товара, это был Александр Павлинович, – вспоминает Ф.Малафеевский. – Также установили, что часть наркотиков он планирует сбыть одному из розничных торговцев из Нижнего Новгорода, который снимал квартиру в Сыктывкаре. Выставили засаду и, когда Александр Павлинович принес героин, задержали его с поличным. В этот же день провели обыск в его доме. В спальне в шкафу обнаружили основную партию наркотика – более 400 граммов. Он не успел его расфасовать. Суд приговорил наркоторговца к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Приговор был вынесен в октябре 2006 года.

Месяцем ранее, в сентябре 2006 года, была осуждена дочь Жуковых – Елизавета. Она – наркозависимая, употребляла героин и приторговывала им. Ей было предъявлено обвинение по статье 228 УК РФ «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов». Суд приговорил Елизавету к трем годам колонии общего режима.

По словам Федора Малафеевского, сейчас на свободе остались младшие дочь и сын Александра Павлиновича Жукова.

 

«Фирменные» проклятия

 

Как считает Ф.Малафеевский, среди цыган наркобизнес носит особенный характер: торговля наркотиками не воспринимается ими как преступление. Для них это хоть и рискованный, но вполне обычный способ заработка. Осудят главу семьи – его место занимает жена, погорит она – дело перейдет к детям.

– Наркоторговцы вовсю использовали в своем промысле детей, которым по малолетству ответственность не грозила, – вспоминает оперативник. – Делается все очень просто: цыганка бродит по улице со своим ребенком, к ней подходит «клиент», передает деньги, а товар передает ребенок. Их не смущает, что они толкают несовершеннолетних на преступление. К слову, цыганские дети прекрасно усвоили, что наркобизнес – это постоянно растущее благосостояние семьи. Пусть и за счет чужой жизни... Однажды подхожу к маленькой цыганке, а она с ходу говорит мне: «Я – 51-я». Как вы думаете, что это значит? Это статья Конституции России, которая дает право не свидетельствовать против себя и своих близких.

Такая конспирация работала недолго. Наркополицейским удалось тогда и удается сегодня привлекать «мамаш» к ответственности и за торговлю наркотиками, и за вовлечение детей в наркобизнес.

С появлением антинаркотического ведомства цыгане насторожились. Начали разрабатывать схемы конспирации и собственной охраны. Мужчины стали гораздо реже рисковать, предпочитая отправлять на «дело» женщин, у которых под десяток несовершеннолетних детей. По российскому законодательству таких родительниц обычно приходится отпускать. Все чаще цыгане-наркоторговцы сбывали наркоманам дозы через подставных лиц.

– Многие местные цыгане перестали сами ездить за товаром, переложив эту функцию на курьеров, – рассказывает Ф.Малафеевский. – Мы задерживали цыган из Нижнего Новгорода, Кирова, Череповца. Чтобы обезопасить свои дома, наркоторговцы перебазировали свой бизнес в Сыктывкар. Некоторые обзавелись «явочными» квартирами в столице республики, где хранили зелье и торговали им.

В своих домах цыгане стали тщательно прятать наркотики – открытые сахарницы с героином ушли в прошлое. Некоторые специально круглосуточно топили печки, чтобы в случае чего можно было бы сжечь зелье или, как это было в Максаковке, меченые купюры и лишить наркополицию доказательств.

Бывало, когда избавиться от улик не удавалось, цыгане защищались, нападая на спецназовцев наркоконтроля. В 2006 году, например, во время ночного штурма дома, где проживала цыганская семья Бауровых, занимавшаяся торговлей героином, глава семейства набросился на наркополицейского с ножом. К счастью, все обошлось. Супруги Бауровы за сбыт наркотиков были приговорены к длительным срокам наказания.

Если цыгане-мужчины боролись «за свободу» силой, то женщины начинали скандалить. Могли вцепиться в волосы, а еще – начинали делать некие магические пассы, выкрикивая «фирменные» проклятия. «Трагизма» в таких ситуациях добавляли дети, которые зачастую по указке родителей заливались горючими слезами.

Кстати, в лице наркополиции главари цыганских группировок столкнулись с неприятной неожиданностью: откупиться оказалось невозможным ни при каких условиях.

 

По ключевым фигурам

 

С 2003 года тотальная борьба с наркоторговлей началась не только в нашей республике. Волна изъятий наркотиков, задержаний и арестов рядовых торговцев и наркобаронов прокатилась по всей стране. Это был ощутимый удар по наркобизнесу.

«Республика» сообщала, что в октябре прошлого года Сыктывдинский районный суд приговорил 48-летнего жителя села Выльгорт Ивана Вишнякова, который более известен в криминальных кругах как Ваней, к девяти с половиной годам лишения свободы. Напомним, что Ваней обвинялся в незаконном хранении и попытке сбыта наркотических средств в особо крупном размере. А в начале 2007 года сотрудники наркоконтроля задержали двух земляков Ванея – Павла и Артура Жуковых, которые также занимались организацией сбыта наркотиков.

После задержания ключевых фигур практически полностью была дезорганизована деятельность нескольких преступных группировок. Антинаркотическому ведомству удалось перекрыть каналы поставки героина в республику. Были задержаны основные лидеры цыганской наркомафии, вплоть до так называемой «касты неприкасаемых». Восстановить прежний уровень поставок наркодельцам не удалось. В результате героин – основное «цыганское» зелье – ощутимо подорожал для потребителей.

Федор Малафеевский подтвердил: цена на героин в Сыктывкаре за последние годы возросла вдвое. Героиновые наркоманы стали переходить на другие виды наркотиков. Это привело и к росту наркопритонов, где изготавливается и употребляется дешевый наркотик – дезоморфин. Причем число выявленных наркопритонов с каждым годом растет: если в 2006 году наркополицейские выявили 36 злачных мест в республике, то в 2007 – уже 64.

 

Этапы длинные

 

В последнее время общество все больше осознает угрозу наркомании, сотрудники антинаркотического ведомства республики совместно с коллегами из МВД по РК, УФСБ РФ по РК, УФСИН и другими силовыми службами нарабатывают и совершенствуют методы борьбы с ней. Даже самые дорогие адвокаты, которых обычно нанимают цыгане, все реже способны противостоять уликам следствия и аргументам обвинения, качество которых в последние годы заметно повысилось. А потому наследников цыганских «наркобаронов», даже не подсевших на иглу, ждет судьба, как в песне Высоцкого: «Когда срока огромные брели в этапы длинные».

Безусловно, далеко не все цыгане, проживающие в нашей республике, торгуют наркотиками. Кроме того, за сбыт наркоты у нас задерживают представителей и других этнических групп. Однако, отметил Федор Малафеевский, именно у цыган поставка и сбыт наркотиков достигли такой степени организованности, при которой четко поделены все роли. Заранее определялось, кто возьмет вину на себя, кто будет отсиживать срок. И именно цыганские сбытчики наркотиков сыграли главную роль в том, что близлежащий к столице республики населенный пункт Выльгорт на криминальной карте республики стал столицей наркоторговли.

И сейчас выльгортские цыгане хоть и с опаской, но все же пытаются торговать зельем. По словам наркополицейских, это носит уже не системный, а очаговый характер. «Мы настроены жестко: привлекать к ответственности всех, кто причастен к наркобизнесу, – заверяет начальник отдела оперативной службы наркоконтроля республики. – По-другому быть не может».

Елена МАКИНА.

16 февраля этого года Президент России

Владимир Путин подписал указ об учреждении профессионального праздника наркополицейских – Дня работника органов наркоконтроля,

который будет отмечаться 11 марта.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №38 (3712) - 28 февраля 2008 года

Врач прописал, пациент... продал

 №36-37 (3710-3711) - 27 февраля 2008 года

Глава республики призвал спасателей не расслабляться

Кто ответит за пожар в Усинске?

О нарушениях - по телефону доверия

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 39 (3713)
29 февраля 2008 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»