Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
6 марта 2014 года

Игорь Бобков: "В Коми те же проблемы, что и по всей стране"

В феврале аппарат уполномоченного при Президенте РФ по правам предпринимателей Бориса Титова завершил опрос, направленный на выявление системных проблем, препятствующих развитию бизнеса. Результаты опроса пока обрабатываются. А что мешает предпринимателям в нашей республике? И каковы пути решения их проблем? Об этом наш разговор с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Коми Игорем Бобковым.

– Игорь Янович, сейчас подводят итоги всероссийского опроса, какие проблемы бизнесмены считают самыми острыми. А Вы уже сейчас могли бы назвать проблемы, свойственные бизнесу в нашем регионе?

– Я думаю, что в Коми все то же, что и в среднем по стране, – проблемы с конкурсами, выделением земли, патентами. Одинаковые беды по всей Руси Великой… За исключением разве что пограничных или приморских регионов, у них там своя специфика. Впрочем, и в других субъектах могут быть нюансы, в Калмыкии, например, проблемы с пастбищами, никак их поделить не могут, а у нас в Коми с такими вопросами никто к нам не обращался.

– Но оленеводы в тундре чуть ли не воюют за землю, спорят, кому пасти на том или ином участке – кооператорам или частникам...

– Это споры между разными сторонами бизнеса, на это Арбитражный суд есть. А мы решаем проблемы взаимодействия с органами власти или помогаем, когда предприниматель страдает от несовершенства закона. Например, в декабре мы отправили коллективную рекомендацию в федеральный центр от Коми, Архангельской, Вологодской областей и Карелии. Это касается перевозки леса. Есть приказ Минтранса России, который ограничил вес автопоезда 40 тоннами. А люди набрали кредитов, взяли импортную технику, которая при полной загрузке весит 60-80 тонн. И теперь они не могут пользоваться этой техникой, потому что это – работать себе в убыток, там одна машина незагруженная уже под 20 тонн весит.

– Думаю, у нашего Дорожного агентства на эту проблему взгляд другой: тяжелые машины портят дороги.

– Так люди готовы платить, отчислять определенную сумму с каждой лишней тонны в бюджет. Вот мы и написали обращение, чтобы регионам позволили самим решать – позволять возить свыше сорока тонн или нет. Мы ведь говорим о развитии экономики, бизнеса: люди не просто карманы себе набивают, когда возят лес. Это еще и налоги, и создание рабочих мест. Нет, проще же «не пущать»…

– В прошлом году множество индивидуальных предпринимателей снялись с регистрации из-за увеличения взносов в Пенсионный фонд. А как обстоят дела сейчас, после изменения закона? Начали «ипэшники» выходить из тени?

– В прошлом году снялись с учета 6205 предпринимателей. Но это всего процентов на двадцать больше среднестатистической цифры выхода из ИП в другие годы. В 2011 году не было увеличения страховых взносов, но люди все равно выходили. Хозяин – барин, хочу – регистрируюсь как предприниматель, хочу – бросаю это дело. С другой стороны, в прошлом году, несмотря на выросшие взносы, регистрация не прекращалась, хотя и немного уменьшилась, тоже примерно на 20 процентов. В 2013-м появилось 3206 новых ИП. И мы в этом плане вписываемся в среднюю цифру по России.

С учета у нас снимались в основном таксисты и те, кто держал регистрацию «про запас» – вдруг решу заняться бизнесом? Еще те, кто занимались предпринимательством в свободное от основной работы время. Ну и фермеры. По ним эта сумма ударила, конечно… На данный момент из тех, кто тогда снялся с учета, заново зарегистрировалось примерно 150 человек. Немного, но все равно хорошо: люди решили, что государству можно верить, и продолжили свою работу.

Кстати, замечательная новость для начинающих предпринимателей: вероятно, уже с этого года для них введут двухгодичные налоговые каникулы. Об этом 3 февраля заявил Дмитрий Медведев.

– А не слишком ли это? Человек заводит дело, зарабатывает по полной программе, налоги не платит, а потом закрывается. И через некоторое время снова регистрирует дело, но уже на имя тещи. И все по новой…

– Мы пока не знаем, какие правила будут для тех, кто два года после регистрации отработал, а потом решил сбежать. Думаю, с них должны взять налоги полной ложкой – все, что он не заплатил за эти годы. Я считаю, что налоговые каникулы пойдут на пользу предпринимателям, ведь человек открывает бизнес не для того, чтобы он через два года развалился. Организовал дело – молодец. Не платишь два года государству деньги, а вкладываешь их в развитие – молодец! А потом ты встал на ноги и будь добр переходи на общую систему налогообложения.

– А через два года выясняется, что на ноги не встал, кредитов перебрал, а возвращать нечем. Опять молодец?

– Сейчас рассматривается возможность создания некой гарантийной организации, которая будет обеспечивать банкам возврат займов. К тому же любой, даже льготный, кредит банк все равно не дает без обеспечения личным жильем заемщика, транспортом, производственными мощностями. А то, что заложил, нельзя ни продать, ни подарить, ни снова заложить. Бывает, конечно, и такое, что набрал денег, потратил, своих не заработал, и хоть в бега подавайся.

– Не в бега, он к вам придет, а заодно к вашим соседям по офису заглянет – к уполномоченным по правам человека и ребенка. Будет жаловаться, что последнего лишают, с детьми на мороз выгоняют.

– Да, бывает и такое. Приходят, рассказывают полуправду. Только то, что им выгодно, – тут их ущемили, там недодали, здесь прижали. Начинаешь звонить в МВД, прокуратуру, и тут выясняется, что он сам не сделал то, не выполнил это, нарушил то-то. И такой букет набирается, что уже непонятно, кого тут надо защищать. Вся эта полуправда отнимает массу времени… Мы всех, конечно, принимаем, никому не отказываем, но приходится разбираться и с вот такими вещами.

– А как Вы в целом оцениваете уровень господдержки предпринимателей в Коми? Достаточно того, что уже существует? Или что-то стоит добавить?

– Мы когда обсуждаем с общественными организациями и предпринимателями тему господдержки в количественном выражении – в рублях, заложенных в бюджет, иначе говоря, то вопроса, что ее надо увеличить, не встает. Хотя, понятно, что чем больше, тем лучше. Проблема другая: не все субъекты малого и среднего предпринимательства иформированы об этой поддержке, особенно на селе. Не дружат с компьютером, вроде бы есть он, а нужные сведения найти не могут: «Как это на сайте района есть? Где?» Но сталкивались, хоть и не часто, и с таким: в муниципальный бюджет поддержка заложена, а информация о ней недоступна. Думаю, предпринимателям самим нужно быть активнее в поисках информации. Можно же и в Министерство экономического развития заглянуть в отдел предпринимательства, там вам никто не откажет, все подробно разъяснят.

– Неплохо, если бы глава поселения сам заглядывал к фермеру и по-соседски спрашивал, нуждается ли он в поддержке. Помогал бы с информацией, оформлением документов. Это ведь и в его интересах.

– К сожалению, мы сталкиваемся и с обратной ситуацией: муниципальный чиновник ставит палки в колеса предпринимателю. Понимаете, это село, у всех личные отношения… И личные счеты тоже. Кто-то кому-то десять лет назад не дал водицы напиться, а теперь ему припоминают. Вот пример. Человек хочет выкупить старое муниципальное здание, восстановить его, использовать в своем бизнесе. А это здание отдают бесплатно другому человеку под снос. До пятидесяти процентов жалоб к нам идут как раз на такие действия чиновников, в том числе по аренде земли, участию в конкурсах.

– И что же делать с такими муниципалами?

– Я предложил разработать комплекс показателей эффективности работы органов местного самоуправления по созданию благоприятного предпринимательского климата. Сейчас готовится соответствующий документ, Управление государственной гражданской службы должно предоставить в администрацию Главы РК предложения по этим показателям. Так можно будет реально оценить, что делают руководители муниципальных администраций для того, чтобы бизнес в их районах развивался.

– Как, по Вашему мнению, нужно решать проблемы малого торгового бизнеса? С одной стороны на «ларечников» давят торговые сети, с другой – надзорные органы.

– С вытеснением малого бизнеса торговыми сетями у нас проблема в трех городах – Сыктывкаре, Ухте и Печоре. В Печоре мы с главой муниципалитета нашли общий язык, все более-менее нормализовалось. Но с новой силой разгорелось в Ухте. Ездили мы туда 30 января, подписывали четырехстороннее соглашение о сотрудничестве между муниципалитетом, региональным отделением «Деловой России», представителями бизнеса и уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Коми. В том числе чтобы упорядочить все эти процессы с малыми архитектурными формами в торговле. Текст такого же соглашения я направил в администрацию Сыктывкара, думаю, подпишем и здесь. А недавно я получил письмо от Министерства промышленности и торговли РФ, в котором как раз речь идет о регулировании нестационарных объектов торговли. Отмечается, что такие объекты имеют большое значение для экономики России. Ведь это и занятость, и доходы бюджету, и социальная функция – возможность для тех же пенсионеров и инвалидов покупать хлеб, молоко, фрукты буквально в двух шагах от дома. Да, ларек ларьку рознь, некоторые стоят с 90-х годов, кое-как из фанеры сколоченные. Но дайте людям возможность заключить договор не на год, а на пять лет, и тогда пусть он свою торговую точку приводит в порядок, в соответствие с архитектурными, санитарными требованиями. А без уверенности в завтрашнем дне кто это будет делать?

– Но тут такой коррупционный простор образуется! Допустим, руководитель муниципалитета под предлогом заботы об облике города заявит, что все ларьки должны быть изготовлены в определенной фирме…

– А у нас сегодня есть соответствующие органы, которые проводят проверку всех правовых актов на их коррупциогенность. Так что если кого-то будут заставлять заказывать ларек у бизнесмена Пети – родственника мэра, когда Вася может изготовить такой же и даже дешевле… Правоохранительные органы тут же отреагируют. Кстати, хотел бы отметить прокуратуру Коми, которая с нами очень активно взаимодействует, помогает. Также очень поддерживают общественники – «ОПОРА России», «Деловая Россия», Союз лесопромышленников. Их помощь неоценима, у меня ведь до конца прошлого года своей команды не было, работал один, пока не создали отдел по обеспечению деятельности уполномоченного.

– И как Вы оцениваете эффект от своей деятельности за год, прошедший с момента вашего назначения? И хватает ли полномочий уполномоченному?

– Самого себя оценивать не очень корректно, но федеральный уполномоченный Борис Титов оценил мою работу как эффективную, я вошел в список 25 лучших уполномоченных по защите прав предпринимателей России. Но, повторяю, это не только моя заслуга, но и тех, кто мне помогал все это время. Что касается полномочий… В первоначальном проекте соответствующего федерального закона их было гораздо больше, чем в окончательном варианте. Но закон постепенно меняется, полномочий нам добавляют. Например, в плане беспрепятственного входа в учреждения ГУФСИН, приостановки муниципальных нормативно-правовых актов. Понятно, что я не суд, не прокуратура и не УВД, но я могу обращаться в любые органы для консультаций, разъяснений, связанных с жалобами, и эти органы обязаны мне отвечать. И мало того – готовится проект изменений административного кодекса РФ. Должностные лица будут нести ответственность за несвое­временный ответ уполномоченному. Максимальный срок – 15 дней, а не 30, как гласят внутренние регламенты некоторых наших структур. Это будет такой дополнительный рычаг мне в руку. Мы ведь говорим о судьбе человека, его бизнеса, тут иногда и один день играет решающую роль. Поэтому хотелось бы, чтобы сроки были минимальными.

Беседовала Анна Потехина.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

 

 

Проблема в том, что не все предприниматели информированы о господдержке, особенно на селе. Не дружат с компьютером, вроде бы есть он, а нужные сведения найти не могут: «Как это на сайте района есть? Где?» Но сталкивались, хоть и не часто, и с таким: в муниципальный бюджет поддержка заложена, а информация о ней недоступна. Думаю, предпринимателям самим нужно быть активнее в поисках информации.

 

 

С декабря прошлого года в Коми работает Общественная приемная уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Коми. Ее деятельность обеспечивает Бизнес-инкубатор, заключены договоры с компетентными юридическими фирмами, которые могут консультировать предпринимателей по широкому кругу вопросов. Кроме того, возможны выезды консультантов в муниципалитеты (при большом количестве обращений из того или иного населенного пункта, района).

Консультацию можно получить по телефонам:
8-922-599-55-24, 8-922-599-55-25, 8-922-599-55-26.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №23 (5098) - 4 марта 2014 года

Марина Истиховская: "Нам предстоит еще большая работа"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 24 (5099)
6 марта 2014 года
четверг

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»