Экономика |
29 августа 2013 года |
С высшей степенью надежности/ В ОАО "СМН" делается все для того, чтобы не допустить нештатных ситуаций
Мы уже не раз писали о высоких стандартах, по которым работают в коллективе ОАО «Северные магистральные нефтепроводы». Это касается всех сфер деятельности: и внедрения передовых технологий перекачки нефти, и соблюдения экологической безопасности, и обеспечения социальных гарантий работающим. В середине августа руководство предприятия организовало пресс-тур для руководителей контролирующих организаций, представителей экологического движения и журналистов. Целью этой акции было показать разные этапы производства, действия персонала в различных ситуациях. В том числе и при возможной аварии на нефтепроводе, которых, впрочем, в «СМН» на территории Коми не было уже лет 15, как заверил руководитель Росприроднадзора по Коми Александр Попов, тоже участвовавший в пресс-туре. В атмосфере открытости Состав делегации, прибывшей по приглашению организаторов пресс-тура, был весьма внушительным. В нее входили, как уже упоминалось, представители федеральных природоохранных структур, руководители республиканских ведомств, городских и районных комитетов по охране окружающей среды. От общественников приехали председатель Комитета спасения Печоры Федор Терентьев, активист общественной организации «Коми котыр» Михаил Третьяков, блогер из Нижнего Одеса Иван Иванов и другие. Поездка гостей по объектам началась с обязательного инструктажа по охране труда и пожарной безопасности, который провел генеральный директор ОАО «СМН» Алексей Поляков. Приглашенным для участия в пресс-туре показали и содержательный фильм об охране труда на предприятии. По словам А.Полякова, на предприятии придерживаются политики открытости. Как известно, в нынешнем году в Коми произошел неприятный инцидент с нефтеразливом на реке Колве. После этого пошли запросы из различных инстанций и в ОАО «СМН», которое тоже является потенциально опасным производством, так как занимается транспортировкой нефти. – Мы хотим показать вам, что система обеспечения экологической безопасности у нас работает реально, – подчеркнул руководитель предприятия. – Для этой цели компания «Транснефть» выделяет нам немалые бюджеты, по которым реализуются масштабные программы. Только в этом году мы заменили 58 километров нефтепроводов из низконадежных сталей. Обновлено семь участков трассы, проходящих по малым водотокам, реконструировано два подводных перехода. Первое, что хотели продемонстрировать нефтепроводчики, – алгоритм действий соответствующих служб и подразделений во время вероятной аварии. Как заверил А.Поляков, экологические формирования регулярно испытываются «на прочность» по всей трассе трубопровода – от Усинска до Ярославля. Учебно-тренировочные занятия (УТЗ) ежемесячно проводятся на каждой нефтеперекачивающей станции (НПС). А раз в два года организуют комплексные учения, во время которых отрабатывается взаимодействие со структурами МЧС. В частности, очередные командно-штабные учения совместно со спасателями планируется провести в Сосногорском районе, на реке Ижме, в октябре. По сигналу учебной тревоги Старт учениям, на которых присутствовали участники пресс-тура, был дан в помещении территориального диспетчерского пункта (ТДП). Специалисты этой диспетчерской видят на специальных плазменных панелях и мониторах компьютеров все объекты «Северных магистральных нефтепроводов» как на ладони. Система обнаружения утечек автоматически подает сигнал в случае аварии и в операторную НПС, и в диспетчерскую службу предприятия. В ТДП и была дана вводная показательных учений: «прорыв» трубы на подводном переходе магистрального нефтепровода (ППМН) через реку Ижму. В итоге на поверхности водоема уже растекается условное нефтяное пятно. К месту «ЧП» мы добирались сперва на автобусе, а потом и на вахтовке. В пути руководитель Росприроднадзора по РК А.Попов отрекомендовал нам, журналистам, ОАО «СМН» как «предприятие высочайшей дисциплины». Дальнейшие события подтвердили правильность его вывода. Во время учебно-тренировоч-ного занятия командовал аварийной бригадой линейной аварийно-эксплуатационной службы (ЛАЭС) главный инженер Ухтинского районного нефтепроводного управления (РНУ) Евгений Захаров. Как позднее он сообщил нам, наблюдателям, на локализацию нефтяного разлива по нормативам отводится четыре часа. Члены аварийной бригады в фирменных спецовках «Транснефти» и в касках напоминали пожарных. Е.Захаров поставил им задачу. Все происходившее вызывало ассоциации с военными учениями. Тем более что и действовали рабочие очень четко и слаженно, как солдаты в бою. Да и табличка с грозной надписью «Рубеж №1» тоже повторяла армейскую терминологию. Моторные лодки под управлением членов бригады сноровисто потащили цепочки боновых заграждений к другому берегу реки Ижмы. Боны тянули наискосок, с учетом сильного течения. Закрепив их на том берегу, рабочие подтягивали тросы, соединяющие элементы заграждения, чтобы ни капля условной нефти не просочилась дальше по течению. По словам Е.Захарова, поскольку река Ижма в этом месте не судоходная, то допускается преграждать ее бонами полностью. Специалистам, занятым в учениях, пришлось изрядно попотеть, пока они выполнили все этапы работ на воде. Завершением операции стала установка береговых бонов, после чего начался сбор условных нефтесодержащих отходов. С опережением норматива Во время краткой передышки мы пообщались с одним из участников ликвидации экологического «происшествия». Дмитрий Головатюк – линейный трубопроводчик, работает в поселке Синдор Княжпогостского района. А сюда его «мобилизовали» на время учений как члена линейной аварийно-эксплуатационной службы. Кстати, не так давно, примерно год назад, Дмитрий вернулся после службы в армии. Еще до призыва он закончил Ухтинский горно-нефтяной колледж, получив упомянутую специальность. Сейчас молодой рабочий продолжает учебу на заочном отделении УГТУ, в институте нефти и газа. На вопрос, трудно ли было тянуть трос, закрепляя на воде боны, мой собеседник только улыбнулся: «А как вы думаете? Конечно, тяжело. Нам без спортивной подготовки никак не обойтись. Вот и я занимаюсь в свободное время и футболом, и тяжелой атлетикой». Д.Головатюк пояснил, что все процессы ликвидации «аварии» у них отработаны до автоматизма. – Каждая тренировка проводится на время, мы четко знаем, кто и чем занимается, – сообщил он. Главный инженер ОАО «СМН» Олег Предеин, который и представлял общественности все подразделения предприятия, рассказал, что специалисты аварийных бригад предприятия имеют опыт работы и в других регионах. Они выезжали в структуры «Транснефти» на Балтике, а также в ОАО «Верхневолжскнефтепровод». По словам О.Предеина, в «СМН» ожидали, что попросят помочь и в ликвидации последствий упомянутого нефтеразлива на Колве (Усинский район). Впрочем, техническую поддержку все же оказали – направили туда катер КС-100. А.Попов как «старший по званию» среди присутствовавших экологов по просьбе журналистов подвел итоги учений. – Вы видите, что управились они вместо четырех часов за два с небольшим, – отметил руководитель Росприроднадзора по Коми. – В 10 утра была дана вводная, а сейчас 12.12. Можно сделать вывод, что члены аварийной бригады готовы к выполнению реальных задач. Конечно, были и мелкие недочеты: мотор, скажем, завелся не сразу, но и в реальной обстановке не все бывает гладко. Главное, что все приспособления и агрегаты, использованные во время тренировки, – действующие. Это самый важный показатель боеготовности подразделения. Среди оборудования, арсенал которого постоянно пополняется, есть и плавающий нефтесборщик, и установка, которой можно собирать нефть с берега, погрузив в загрязненную воду специальный «хобот». Имеются и крановые нефтесборщики, и агрегаты со щетками для зачистки берегов. Нефтью и не пахнет С берега реки Ижмы участники пресс-тура отправились на нефтеперекачивающую станцию «Ухта-1» Ухтинского РНУ. Гостей удивили и масштабы производственных объектов, и идеальное состояние оборудования. Было такое ощущение, что все это построено и пущено в эксплуатацию недавно – свежевыкрашенные магистральные насосы, громадные нефтяные резервуары высотой с пятиэтажный дом. Как потом пояснил гендиректор «СМН» А.Поляков, еще лет пять назад на территории НПС ощущался запах нефти, а сейчас мы его и не почувствовали. И это благодаря применению современных технологий при реконструкции резервуаров. В частности, понтоны кратно снижают выбросы в атмосферу. В «СМН» идут на эти расходы, хотя один понтон стоит 10-15 миллионов рублей. Всего в подразделениях предприятия 25 резервуаров. Как заверил А.Поляков, до 2016 года все они будут оборудованы понтонами. За состоянием окружающей среды зорко следят сотрудники лаборатории производственно-экологического мониторинга. Гостям рассказали, что эта служба Ухтинского РНУ была признана лучшей аналитической лабораторией России 2009 года. Такую оценку нашей работе дал экспертный комитет ассоциации исследовательских центров «Аналитика». Наградой за победу на российском уровне стал так называемый «Серебряный моль» – кубик из чистого серебра 999 пробы массой 107,87 грамма, закрепленный на подставке в форме микрометра. В соответствии с международной системой единиц измерения ровно столько составляет масса одного моля этого металла. Эту реликвию тоже с гордостью показали участникам пресс-тура. Здесь, на НПС «Ухта-1», располагается Региональный учебный центр предприятия. Его директор Владимир Филатов охотно показывал свои «классы», которые находятся и под открытым небом, и в помещениях. – В течение года мы обучаем 2600-2800 человек, – рассказал он. – Сейчас переподготовку проходят 12 групп специалистов. На учебно-производственных полигонах представлено все оборудование, которое применяется на различных объектах нефтетранспортной системы. По словам главного инженера «СМН» Олега Предеина, сотрудники подрядных организаций, которые работают на территории деятельности предприятия, тоже проходят аттестацию в этом Региональном учебном центре. Даже несведущего человека впечатляли все эти трубы в разрезе, стальные узлы нефтепроводов, гайки размером с колесо легковушки. Как заверил В.Филатов, на учебном оборудовании можно проделать любую операцию из тех, которые выполняют на трассе, скажем, линейные трубопроводчики. Им подгоняют и автокран, и другое необходимое оборудование, вооружают всеми инструментами. Есть и полигон, где установлены четыре опоры ЛЭП. Там обучают верхолазным работам, навыкам подъема на опоры электромонтеров. А на участке подготовки сварщиков каждое рабочее место оборудовано металлическими шторками, приспособлениями для ручной дуговой и полуавтоматической сварки. Больше всего нас поразил тренажер, который представляет собой кабину настоящего «КамАЗа», специально оборудованную для обучения водителей. Один из активистов-экологов рискнул сесть за руль «большегруза», а остальные наблюдали на мониторах компьютеров, как он преодолевает препятствия, как газует на подъемах, когда кабина тренажера наклоняется под углом до 30 градусов. «Шевроле» водить легче», – поделился впечатлениями общественник, когда эксперимент завершился. Все, кто проходит подготовку в учебном центре, живут здесь же, в общежитии на 63 места. Добавим, что любой, кто устраивается на работу в «СМН», проходит обучение здесь. А новые кадры нефтепроводчикам очень нужны. По словам генерального директора ОАО «СМН», определенные трудности предприятие испытывает из-за нехватки представителей рабочих специальностей. – Государство сняло с себя обязанность по подготовке рабочих кадров. Вы видите, что система профессионально-технического обучения находится в упадке. Между тем нам крайне нужны специалисты для обслуживания импортной техники – машинисты, операторы, электрики. Требуются, скажем, фрезеровщики, – говорит А.Поляков. – Еще большой вопрос: где взять кузнеца? Поэтому в системе «Транснефти», несмотря на трудные времена, сохранена сеть учебных центров. Они есть не только у нас, но и в Тюмени, в Томске, в Самаре, в Чебоксарах и на Дальнем Востоке. Эти центры оснащены учебными аудиториями, мастерскими, в них работают грамотные преподаватели. Преимущество нашего Регионального центра состоит в том, что он находится непосредственно на действующей производственной площадке. Было бы неплохо, на наш взгляд, приглашать сюда на экскурсии учащихся ухтинских школ в рамках профориентационной работы. Впрочем, у предприятия весьма тесные связи и с горно-нефтяным колледжем Ухты, и с Ухтинским государственным техническим университетом, в котором недавно открыта уже десятая именная аудитория «СМН». Победили среди лучших Мы узнали, что на территории этой нефтеперекачивающей станции совсем недавно проходил конкурс дочерних обществ компании «Транснефть», в котором определяли лучших по профессии среди более трехсот участников. В их числе были представители двадцати дочерних обществ компании, работающие на российских просторах от Балтики до Находки. Подготовка к конкурсу профмастерства в масштабах компании продолжалась в ОАО «СМН» почти год. Вечером, во время круглого стола с участниками пресс-тура, генеральный директор предприятия Алексей Поляков рассказал, что вместе с руководителями отделов они подготовили расчеты, которые представили руководству «Транснефти». Речь шла о том, какое новое оборудование и техника нужны для проведения столь масштабного мероприятия. Руководство компании с доводами экспертов «СМН» согласилось и выделило примерно 260 миллионов рублей на техническое оснащение производственной площадки, на которой будут состязаться претенденты на звание «Лучший по профессии». Для линейных трубопроводчиков, к примеру, сконструировали специальный стенд, имитирующий полевые условия на трассе. Даже котлован, в котором смонтированы восемь метров трубы, выполнен в натуральную величину, как мы сами убедились. По словам начальника Ухтинского районного нефтепроводного управления (РНУ) ОАО «СМН» Виктора Ребусевича, перемены произошли на 26 объектах РНУ. По итогам состязаний лучших профессионалов «Транснефти» работники «Северных МН» победили в восьми из двенадцати номинаций. Всего же представителям «СМН» досталось 10 призовых мест. И это не только водители, сварщики, трубопроводчики. В числе победителей оказался и скромный повар столовой № 1 административно-бытового корпуса ОАО «СМН» Сергей Юшков. Алексей Поляков на наш вопрос о том, какие выводы сделало руководство компании о таких впечатляющих успехах специалистов «СМН», сообщил, что президент «Транснефти» Николай Токарев поручил ему готовиться к международному конкурсу, который пройдет в 2014 году в Республике Беларусь. Планы на перспективу За круглым столом, который стал завершением пресс-тура, генеральный директор предприятия Алексей Поляков и приглашенные – экологи, блогеры, общественники и журналисты – обменялись впечатлениями. Мнение участников поездки было единодушным – ОАО «СМН» может послужить примером бережного отношения к окружающей среде для многих предприятий, в том числе и действующих в Коми. Начальник отдела экологической безопасности и рационального природопользования ОАО «СМН» Василий Большаков заметил, что специалисты предприятия только начинают работу по взаимодействию с общественными организациями. Но очень важно сотрудничество не только в области экологии, но и в вопросах обеспечения безопасности труда, в решении социальных проблем нефтепроводчиков. Комментируя работу в природоохранной сфере, В.Большаков подчеркнул, что максимальное внимание уделяется «самым ранимым экосистемам – водным объектам, через которые проходят трубопроводы». А.Поляков добавил, что на средних и малых реках предусмотрены резервные нитки трасс. Диагностика подводных переходов (от Усинска до Ярославля) подтверждает их хорошее состояние. Как уже было сказано, в этом году обновлены два из них, в том числе на реке Ижме. По словам руководителя предприятия, с 2011 года начали менять наиболее изношенные участки магистральных нефтепроводов. С каждым годом объемы этой замены наращиваются. В соответствии с программой энергосбережения заменяются на более современные насосы, электродвигатели и другое оборудование. К 2016 году все системы автоматики и телемеханики переведут на микропроцессоры. Это поможет получать более четкую картинку и повысит точность измерений. Участники пресс-тура, наблюдавшие днем за установкой на реке боновых заграждений, узнали, что уже закуплены для применения на больших реках катера-бонопостановщики. У них скорость разворачивания заграждений в разы выше. К тому же повышается безопасность персонала. Алексей Поляков рассказал об интересном эксперименте, который проводится сейчас в одном из подразделений. Он связан с применением беспилотных устройств для выполнения качественной аэросъемки трассы, ее линейной части и охранных зон. – Вертолет, который используется для облета трубопровода, – дорогое удовольствие, – пояснил генеральный директор ОАО «СМН». – Мы применяем его два раза в неделю. Внедрение беспилотников позволит лучше контролировать ситуацию с воздуха. Как сообщил А.Поляков, специалисты предприятия участвуют в разработке новых требований к формированиям и техническим ресурсам для ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) на болотах. Оказывается, не только для Коми, но и, скажем, для Пермского края, где тоже часть нефтепровода проходит по заболоченным участкам, эта проблема очень актуальна. Все началось с небольшого инцидента в «Сибнефтепроводе», где нефть разлилась как раз на болоте. – На ликвидацию ЧП потребовалось пять с половиной суток из-за того, что не могли доставить технику к месту экологического инцидента, – пояснил руководитель «СМН». – После этого руководство компании «Транснефть» сделало соответствующие выводы, последовали учебно-тренировочные занятия именно на болотистых местах трасс – на Дальнем Востоке, в Тюменской области, в Пермском крае. От нас на эти учения выезжал главный инженер предприятия Олег Предеин. Ожидается, что осенью подобные комплексные занятия пройдут и у нас. После упомянутого инцидента решено пополнить аварийный запас ЛАРН материалами для устройства лежневых дорог через болотистую местность, если там возникнет нештатная ситуация на трассе трубопровода. По словам А.Полякова, на малых нефтеперекачивающих станциях предусмотрено наличие пожарной машины и добровольных пожарных из числа работников предприятия. Это обстоятельство очень помогает жителям глубинки, скажем, поселков Зеленоборск, Чикшино, где нет-нет да и вспыхивает огонь в жилых домах – тогда за помощью обращаются к работникам «СМН». – Мы увидели, что на вашем предприятии высока культура производства. Люди работают ответственно, заботятся о природе, – подвел итог обсуждения председатель Комитета спасения Печоры Федор Терентьев. Со своей стороны Алексей Поляков пообещал, что подобные встречи с общественностью станут регулярными. Сергей СЕВРУК. Фото Ивана ИВАНОВА и пресс-службы ОАО «СМН». Добавим, что аварийные бригады «СМН» имеют отнюдь не учебный опыт ликвидации лесных пожаров. По просьбе местных органов власти нефтепроводчики выделяют силы и средства на борьбу с огнем в парме. Нынешнее лето выдалось засушливым, поэтому тоже пришлось поучаствовать в тушении горящей тайги. |