Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Культура
8 февраля 2013 года

На подмостках "Радости"

/ В театральной студии Марины Афонасенко молодые люди с ограниченными возможностями открыли для себя новый мир

Четвертый год на базе Коми государственного педагогического института действует театральная студия «Радость моя». Несмотря на то, что возраст некоторых ее актеров перевалил за тридцать лет, для их режиссера Марины Афонасенко все они – дети. И это не дань женской моде до седых волос называть мужчин мальчиками, а женщин – девочками. Просто многие из них действительно только на сцене научились говорить и ходить: ведь все актеры «Радости» – люди с серьезными проблемами со здоровьем.

Школа милосердия

Основная должность Марины Афонасенко – начальник отдела по организации воспитательной работы КГПИ. Как-то, вспоминает она, в отдел позвонили из Республиканского центра дополнительного образования и предложили возглавить театральную студию для слепых и слабовидящих детей. То, что многим из этих детей было уже по 20 и более лет, выяснилось позже, но по сути это ничего не меняло: по уровню развития будущие студийцы действительно были дети. Предложение Марина восприняла с энтузиазмом, так как давно вынашивала мысли о создании театра для людей с инвалидностью. Особенно ей хотелось попробовать себя в работе с детьми, отмеченными синдромом Дауна.

– Что такое толерантность по отношению к инвалидам, в нашем обществе еще очень плохо представляют, – говорит она. – В последние годы лед вроде бы тронулся, но все равно дети с тяжелыми формами инвалидности пока находятся в вынужденной изоляции, их все сторонятся. Их родители зачастую смиряются с этим, опускают руки, в результате мир инвалида сужается до экрана телевизора. Они сидят по домам, печалятся, в то время как у них есть огромный потенциал к развитию.

Еще одним аргументом в пользу создания такого театра было желание приобщить к работе с инвалидами студентов пединститута: для них это было бы хорошей школой милосердия. Название студии придумала сама Марина. Как человек верующий, она с большим почитанием относится к православному святому Серафиму Саровскому, который к каждому приходящему к нему человеку обращался со словами «радость моя». «Мне хотелось, чтобы студийцы узнали радость творчества, а здоровые ребята, помогающие мне во время репетиций, – радость общения с теми, кто нуждается в их помощи», – объясняет Марина. Студийцам название понравилось.

Помощь волонтеров поначалу заключалась в том, чтобы водить незрячих по сцене. Трое из числа пришедших в студию были совсем незрячими, остальные – с серьезной патологией зрения. Всего восемь человек. Постепенно состав менялся, и сегодня в «Радости» одиннадцать студийцев. Есть среди них инвалиды с тяжелыми поражениями речевого и опорно-двигательного аппарата.

Высокая планка

Никакой готовой системы работы с такими детьми у Марины Афонасенко не было. Работать она начала как бог на душу положит. Конечно, актерские упражнения (тренажи) по развитию и постановке речи, ассоциативной памяти, умению двигаться на сцене для этой категории ребят отличаются от тех, какие проводятся со студентами, – и содержанием, и выбором произведений для постановок. Ведь то, что для здорового человека кажется сущим пустяком, для инвалида – огромный труд. Марина начала с изучения коротких детских стишков. Да и это давалось с трудом: были среди ребят и такие, кто вообще не умел внятно говорить. Тем не менее довольно скоро новоиспеченные актеры уже знали несколько детских стихов. Один мальчик даже как-то похвастался: «Мне врачи сказали, что я не обучаем, а я вон сколько стихов знаю!»

На первых же занятиях Марина столкнулась с тем, что ребята не знают значения многих самых простых слов. Как-то, услышав слово «фонарь», один незрячий мальчик спросил: «А как он выглядит?» Просто никто никогда ему не рассказывал про фонарь. С тех пор Марина стала растолковывать все непонятные слова.

Помимо актерского мастерства, студийцы на занятиях получают очень много для общего развития, постигают основы жанров искусства, знакомятся с картинами художников.  «Мне очень приятно, когда где-нибудь в обществе они блеснут своей эрудицией, которой от них никто не ожидает», – признается Марина.

После того как улеглись первые страхи, Марина поняла, что самое пагубное для таких детей – поддерживать в них мысль о том, что они люди с ограниченными возможностями. Им нужно задавать высокую планку, считает она. «Первое время, когда мы после репетиций пили чай, мои студенты-волонтеры бегали вокруг них, подавали, уносили, мыли за ними посуду. Пока я не поняла, что это иждивенчество нужно искоренять. Теперь, если кто-то пробует заявлять, что он чего-то не может, я настаиваю на обратном. Они уже научились не только самообслуживанию, но и взаимовыручке», – говорит Марина. Студийцам также активно внушается мысль, что они должны заботиться о других: «Радость моя» периодически выезжает с благотворительными концертами в Республиканскую детскую больницу, профилакторий для ветеранов в Верхней Максаковке.

Первые шаги

Первый спектакль «Несуразные вещи» студийцы сыграли уже через четыре месяца после прихода в театр. Спектакль родился из миниатюр: выученные во время тренажей детские стихи ребята разыграли на сцене. В числе первых зрителей были родители актеров, студенты КГПИ и просто люди с улицы. По признанию Марины, больше всего она боялась, что над детьми начнут смеяться. Но, к ее великой радости, никто не смеялся. Больше того: те, кто не знал, что на сцене инвалиды, даже и не заметили этого. «Мы увидели, что понравились зрителям, и только тогда решились выходить на чужую сцену. Через год мы поехали на театральный фестиваль в Прилузский район, где, без преувеличения, играли наравне с обычными коллективами», – говорит Марина.

На первый взгляд может показаться, что все в этой необычной студии получается как-то слишком гладко. Однако за всем этим стоит огромный труд режиссера и самих ребят. Со своими подопечными Марина не только проводит репетиции, но и значительную часть свободного времени. Она ездит с ними в паломнические поездки по святым местам, вместе со священником отцом Александром, который стал для студийцев духовным наставником, вывозит их на отдых в православный центр в Визябож. Все эти поездки способствуют обогащению речи детей, расширению их кругозора. Ведь многие из них еще до недавнего времени дальше своей квартиры нигде не бывали.

Большая маленькая роль

Сделать так, чтобы на сцене играли все студийцы и никто не стоял в стороне, – одна из главных задач Марины Афонасенко. Даже актерам с тяжелой степенью инвалидности находится своя роль. И при этом зрители ничего не замечают. Когда весной прошлого года благодаря выигранному Министерством образования РК гранту театру удалось съездить в Брест на фестиваль театральных коллективов людей с ограниченными возможностями «Непротоптанный шлях», актеры «Радости» имели там потрясающий успех. А одну из актрис – Свету Василевскую – режиссеры других театров буквально засыпали комплиментами за удачно сыгранную роль, о которой стоит рассказать отдельно.

Света пришла в театр незадолго до поездки в Брест. Ей было 35 лет, но она практически не умела говорить. Вдобавок к этому Света еще и ходит с большим трудом, ее приходится водить по сцене.

– Но ей очень хотелось поехать на гастроли вместе со всеми, – рассказывает Марина. – И я ввожу ее в спектакль, даю роль с одной-единственной репликой «А?». Актеры что-то там говорят-говорят, доходит очередь Светы, она говорит: «А?». Да так талантливо это у нее получается, что брестский зритель был просто без ума от нее! Во время разбора спектаклей все члены жюри восхищались: какая интересная девочка, как она здорово говорила свое «А?»!

До прихода в театр Света Василевская дальше своего подъезда не выходила – боялась поскользнуться и упасть. А теперь она от аэропорта до КГПИ ходит на репетиции самостоятельно, без посторонней помощи. Только просит прохожих перевести ее через дорогу. Марина учит ее: «Не бойся людей, когда надо, смело обращайся за помощью».

Есть в студии парень, который тоже не может говорить, из-за правостороннего пареза плохо ходит, не владеет правой рукой. Сейчас ему 25 лет. Когда он впервые вышел на сцену перед зрителями, Марина стояла за кулисами и тряслась от страха, чтобы во время спектакля он не подвел других участников. Играли миниатюру «Вот какой рассеянный» из спектакля «Наш Маршак». Роль у парня была без единого слова. Чтобы никто не заметил странной молчаливости героя, режиссер пошла на маленькую хитрость. Когда актеры хором произносили «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», парнишка вместе со всеми открывал рот и повторял только последний слог. «Со стороны выглядело так, что он и вправду говорит вместе со всеми, – вспоминает Марина. – И даже голос его вполне вписывался в общий хор». Папа молчуна сидел в зале и плакал. А после спектакля признался Марине, что он и представить себе не мог, что его сын сможет так хорошо сыграть.

Через дорожные испытания

Поездку в Брест Марина до сих пор вспоминает как одно из самых непростых испытаний. «Еще по дороге туда я сказала мужу, который сопровождал нас в этой поездке: «Больше я с ними никуда не поеду», – говорит она.

Многие из ребят впервые видели поезд, не знали, как пользоваться непривычным для них туалетом, умывальником. Нужно было три раза в день водить их через несколько вагонов в ресторан, постоянно одергивать, чтобы говорили вполголоса и не беспокоили спящих пассажиров. Но самое сложное началось в Москве. В метро ребята, ни разу не видевшие эскалатора, не знали, как на него ступить. Муж Марины Сергей стоял наверху и «ловил» горе-путешественников, а Марина внизу помогала им встать на эскалатор. Кто бывал в московском метро в час пик, может представить себе, каково было управиться с этой работой.

Одну из девушек Марине пришлось взять в охапку и ехать вместе с ней, так как она орала на все метро от страха перед движущейся лестницей. «В огромном городе никому нет дела до таких людей, – говорит Марина. – Все куда-то спешат. Возле каждого турникета приходилось объяснять дежурному, почему нашим ребятам нужно пройти через широкий проход».

Несмотря на все дорожные испытания, весной студийцы вновь собираются ехать в Брест на фестиваль. По словам Марины, они спят и видят эту поездку. И она не может им в этом отказать...

Галина ГАЕВА.

Фото предоставлено
Мариной АФОНАСЕНКО.

 

 

«Мне хотелось, чтобы студийцы узнали радость творчества, а здоровые ребята, помогающие мне во время репетиций, – радость общения с теми, кто нуждается в их помощи», – объясняет Марина.

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №20 (4897) - 7 февраля 2013 года

В Габрово оценили коми юмор / Светлана Горчакова поставила комедию в болгарской столице смеха

Импровизации от Сергея Летова выдержали до конца концерта только истинные меломаны

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 21 (4898)
8 февраля 2013 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»