Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Экономика
8 февраля 2013 года

Разорительные взносы в пенсионный фонд заставляют фермеров отказываться от своего статуса

В республике одно за другим закрываются крестьянско-фермерские хозяйства. Те, что из самых маленьких – буквально на две коровы да пять поросят. Причиной послужил значительный рост отчислений в Пенсионный фонд России.

Самозанятые самоуволились

С 1 января наступившего года платежи в ПФ для самозанятого населения (индивидуальных предпринимателей) возрастают, во-первых, из-за того, что расчет будет вестись исходя из двух минимальных размеров оплаты труда, а не одного, как было раньше. Во-вторых, примерно на 600 рублей «подскочил» сам МРОТ. В результате всего этого годовой тариф на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя составит порядка 32,5 тысячи рублей, плюс три тысячи с лишним на обязательное медицинское страхование. Итого – почти 36 тысяч рублей против 16 тысяч, которые были раньше. А если вспомнить, что еще не так давно платить надо было меньше тысячи, то становится понятно возмущение фермеров. А также владельцев крохотных торговых точек, не могущих похвастаться обширной практикой, швей-надомниц и прочего люда, подпадающего под категорию «индивидуальный предприниматель».

Если индивидуальный предприниматель ведет вполне успешное дело и зарабатывает «чистыми» порядка 80-100 тысяч рублей в месяц, то 36 тысяч для него – сумма в общем-то некритичная. Но беда в том, что для маленькой фермы на севере иногда и 10-15 тысяч рублей – неплохой доход, ради которого и существует хозяйство. О том, что отчисления в пенсионный фонд, вероятно, повысят, говорилось еще прошлой осенью, а в декабре будущий рост платежей стал делом решенным, и самозанятые граждане занялись «самоувольнениями», отказываясь от статуса индивидуального предпринимателя.

По данным члена Общественной палаты РК, председателя общественного совета при Минсельхозпроде РК Александра Попова, в Усть-Куломском районе уже перестали существовать десять фермерских хозяйств, закрылись или готовятся к закрытию многие фермы в Усть-Вымском, Удорском, Сысольском районах.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Коми сообщило о 50 закрывшихся фермах в 9 муниципалитетах. Как пояснили в министерстве, в основном фермы сейчас закрываются именно из-за увеличения взносов в пенсионный фонд, но бывают и другие причины: состояние здоровья фермера, переезд. Некоторые хозяйства содержат пенсионеры, многодетные семьи. Для них выплата 36 тысяч в год ведет к резкому ухудшению уровня жизни.

– У нас в районе 25 ферм, боюсь, что двадцать из них закроются, – говорит начальник Удорского территориального подразделения Минсельхозпрода РК Александр Лаухин. – Останутся лишь самые благополучные, более-менее крупные хозяйства. Люди звонят, ругаются, чуть ли не плачут. У некоторых вся ферма – корова да три теленка, не могут они столько платить! И чем им помочь, чем обнадежить – даже и не знаем пока, потому что нормативных документов по господдержке сельхозпроизводителей в этом году еще не получили.

Корткеросская коллега А.Ла-ухина Светлана Савчук тоже рассказывает, что фермеры крайне обеспокоены ростом платежей. Но пока ни одно из 30 хозяйств не закрылось. Все-таки район в плане сельского хозяйства довольно благополучный, рынок сбыта неплохой – столица региона под самым боком.

– Не сглазить бы это наше благополучие! – вздыхает С.Савчук. – Только-только у нас фермерские хозяйства начали развиваться, неплохих результатов достигли, а тут такое повышение отчислений! Думаю, это очень больно ударит по маленьким фермам. В феврале на коллегии министерства будем поднимать этот вопрос, думать, как поддержать фермеров, чтобы они остались на плаву.

Последняя капля

Причины, по которым тот или иной сельчанин регистрирует ферму-малютку, одинаковые. Если человек живет в маленьком бесперспективном поселке или деревне, где производства нет никакого или есть минимальное, чтобы не сидеть безработным, нужно или уезжать, или заводить свой бизнес. Сельчанин уезжать не хочет или не может и держит корову, кур, поросят, чтобы самому прокормиться. Тут он узнает, что минсельхоз предлагает различные гранты на начало своего дела, развитие семейной фермы, покупку оборудования и т.п. В результате простой житель села становится главой фермерского хозяйства, получает денежную поддержку от государства, покупает еще одну корову, расширяет свинарник, приобретает технику и пытается наладить дело.

В Сысольском районе, в старинном селе Вотча, за декабрь-январь закрылось пять КФХ, в том числе небольшое хозяйство Александра Приезжева, производившее молоко и мясо. А сам он вынужден «переквалифицироваться» в безработного.

– Я сама бухгалтером работаю, поэтому все расчеты по ферме вела. Выходило так, что максимальный доход с нашего КФХ мог быть до 18 тысяч рублей в месяц. Но на самом деле получалось гораздо меньше, потому что сбывать молоко и мясо в наших краях проблематично, – рассказывает жена фермера Валентина Приезжева. – Так что, когда мы узнали, что выплаты в пенсионный фонд повышают, приняли решение ферму закрыть. Но не только из-за этих платежей, это уже последняя капля была. Обслуживание банковского счета подорожало, комбикорма и ГСМ – тоже…

Александр Приезжев, регистрируясь как глава хозяйства, рассчитывал на развитие бизнеса – хотел строить ферму на десять коров, сдавать молоко переработчикам. Возможно, в дальнейшем и сам бы переработку наладил. Но так уж вышло, что участок под строительство не разрешили взять там, где он хотел. Получалось, что ферму придется строить очень далеко от дома, поэтому присматривать за скотом неудобно, да и провести электричество в отдаленный коровник выходило очень дорого. Поэтому ограничились парой коров да поросятами и маленьким доходом, сочтя, что лучше уж такой, чем никакого.

Подворье вместо предприятия

Закрывшаяся ферма на деле продолжает существовать, всю скотину Приезжевы под нож пускать не собираются. Как и многие другие их коллеги по несчастью. Те, кто сейчас официально перестал быть «самозанятым» и перешел в разряд безработных, могут и дальше держать своих двух-трех коров, но уже в статусе личного подворья. Излишки продукции с подворья они вполне могут продавать, были бы ветеринарные справки на руках. При этом отказавшиеся от своего статуса фермеры теряют права на многие виды господдержки, которые имели бы, оставаясь индивидуальными предпринимателями. Могут получать только небольшие субсидии, продавая молоко, мясо или овощи государству.

Теперь посмотрим, что получает государство после того, как мелкие предприниматели, обидевшись на «поборы», завязали со своим официальным бизнесом. Во-первых, это означает рост безработицы на селе, бывшим «самозанятым», которые раньше сами себя обеспечивали, теперь придется платить пособие из бюджета. Во-вторых, увеличение числа продукции, сбываемой «из-под полы», безо всяких ветеринарных справок, поскольку контроля за личными подворьями меньше, чем за индивидуальными предпринимателями. В-третьих, притом что «нелегальной» сельхозпродукции станет больше, в целом местных мяса, молока и овощей станет меньше, поскольку часть бывших фермеров либо сократят свое хозяйство до минимума, либо вовсе от него избавятся.

Вроде бы увеличение взносов задумывалось ради соблюдения интересов самих фермеров: больше платят сейчас, будет на что жить в старости, но «хотели как лучше, а вышло как всегда». И государству от этой попытки подлатать дыру в пенсионном фонде – очень сомнительная выгода.

– Я вообще не понимаю, зачем вкладывать миллиарды в сельское хозяйство, чтобы потом «задушить» предпринимателей, пытаясь получить с них несколько дополнительных миллионов в пенсионный фонд, – высказал нам свое мнение один из фермеров Коми, собиравшийся было закрыть свое хозяйство, но пока решивший «остаться в игре». – Получается, что выжить теперь могут только крупные фермы. Плохо придется начинающим. Чтобы встать на ноги в этом деле, лет пять нужно, не меньше, а до этого каждый рубль на счету.

30 января проблему, образовавшуюся после увеличения взносов в ПФ, обсуждали на заседании общественного совета при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РК. Было высказано предложение, что министерству нужно выступить с законодательной инициативой о послаблении требований, касающихся обязательного пенсионного страхования для фермеров. А Глава Коми Вячеслав Гайзер, посетивший на прошлой неделе Сысольский район, на встрече с его жителями сообщил, что уже обсуждает этот вопрос с председателем Госсовета Коми Игорем Ковзелем. Кроме того, он предложил мелким фермерам объединяться в одно юридическое лицо.

Так что, возможно, в течение ближайших месяцев варианты спасения маленьких ферм будут найдены. Лишь бы их не «накрыло» очередным нормативным актом.

Анна ПОТЕХИНА.

 

 

На нашу просьбу прокомментировать ситуацию с фермерскими хозяйствами из Министерства сельского хозяйства и продовольствия РК мы получили следующий ответ.

На начало 2012 года в Коми зарегистрировано 500 крестьянских (фермерских) хозяйств, 360 из них заключили с Минсельхозпродом РК соглашения о сотрудничестве. То есть получали субсидии из бюджета Коми, в том числе на содержание скота. Если фермер не заключал соглашения и занимался сельхозпроизводством в форме личного подсобного хозяйства, для него после увеличения взносов в Пенсионный фонд РФ ничего не меняется. Поскольку расчетные счета в банке не открывались, господдержка не получалась и налоги не платились.

Для Минсельхозпрода РК поддержка фермеров остается одной из приоритетных задач. В 2012 году государственная поддержка фермеров с учетом средств федерального бюджета составила 121,5 млн. рублей. Из них на поддержку животноводства (на содержание животных) потрачено 60,6 млн. рублей, на техническое и технологическое перевооружение – 25,7 млн. рублей, на строительство животноводческих помещений – 5 млн. рублей, на поддержку начинающих фермеров – 3,3 млн. рублей, на развитие семейных животноводческих ферм – 6,5 млн.рублей.

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №21 (4898) - 8 февраля 2013 года

Для вступления в программу остался год

 №19 (4896) - 6 февраля 2013 года

Недоимки в Пенсионный фонд увеличились за минувший год почти на 300 миллионов

Минтруд поддержал нашу инициативу

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 21 (4898)
8 февраля 2013 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»