Общество |
31 января 2013 года |
Высокая зарплата и престиж являются определяющими для старшеклассников при выборе профессии
Большинство школьников по-прежнему ориентируется на получение профессионального образования в высших учебных заведениях. Такой вывод можно сделать в результате специального исследования, которое проводилось Центром организационно-методического сопровождения модернизации профессионального образования Коми республиканского института развития образования. ОСНОВНОЙ целью мониторинга было выявление профессиональных намерений выпускников 9-х и 11-х классов Республики Коми и дальнейшая разработка рекомендаций для решения выявленных проблем. Всего в исследовании приняли участие 4279 учащихся (из них 2510 – 9-х классов, 1769 – 11-х классов) – это чуть более трети от общего количества учащихся 9-11-х классов республики. Как следует из результатов анализа, опубликованного на сайте Министерства образования РК, желание поступить в вуз высказали 29,9% девятиклассников и 70% выпускников школ. По мнению экспертов, это в значительной степени затрудняет подготовку рабочих кадров со средним профессиональным и начальным профессиональным образованием. С выбором направления профессиональной подготовки не определились 25,8% учащихся 9-х классов и 10,2% учащихся 11-х классов. Они не могут выбрать из нескольких вариантов дальнейшей учебы, мало знают о профессиях, не уверены в своих силах. Получать профессиональное образование за пределами Республики Коми решили 10,9% выпускников 9-х классов (276 человек) и 29,9% выпускников 11-х классов (530 человек). НАИБОЛЕЕ востребованными специальностями среди учащихся 9-х классов являются врач, медсестра, учитель, машинист, программист, бухгалтер, юрист. У выпускников 11-х классов в приоритете оказались профессии врача, юриста, инженера, специалиста по бурению. Сферами профессиональной деятельности, не представляющими интерес для выпускников как 9-х, так и 11-х классов, являются торговля, лесное и сельское хозяйство. Среди мотивов выбора направления профессии на первое место школьники ставят высокую заработную плату, на второе – интересное содержание работы, на третье – престижность профессии. При этом школьники мало учитывают востребованность профессии на рынке труда. Этот мотив у девятиклассников оказался на последнем месте, у 11-классников – на шестом месте из девяти. Главным источником информации об учебных заведениях Республики Коми для школьников является интернет. На втором месте – справочники для поступающих в учебные заведения, на третьем – школьные стенды по профориентации. Кроме того, результаты анкеты показали, что профессиональному самоопределению подростков способствуют такие формы профориентационной работы, как экскурсии на предприятие, в образовательные учреждения профессионального образования, посещение ярмарок вакансий, общение с профессионалами. Именно эти формы работы помогли определиться с выбором профессии большинству опрошенных. Среди профессиональных предпочтений детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в 9-х и 11-х классах, лидируют медицина, сервис, обслуживание, педагогика, экономика, финансы, юриспруденция, информационно-вычислительные технологии. У большинства опрошенных детей-инвалидов из 9-11-х классов нет информации о дистанционном образовании через интернет, многие путают его с заочной формой обучения. Светлана ВАСИЛЬЕВА. |