У прилавка |
31 августа 2012 года |
Ни денег, ни гарнитура/ Что делать, если вы не получили предварительно оплаченный товар?
В сентябре прошлого года между жительницей Сыктывкара и ООО «Маркус» был заключен договор купли-продажи кухонного гарнитура, в соответствии с которым фирма должна была доставить заказ в течение 37 дней с момента внесения предоплаты. Заказчица сразу оплатила всю стоимость гарнитура (77 тысяч 270 рублей) непосредственно при оформлении договора. Однако продавец в указанный срок так и не передал покупательнице товары, включенные в комплект кухонного гарнитура. Поскольку заказчица осталась и без денег, и без кухонного гарнитура, она обратилась к нам, в республиканскую общественную организацию «Центр защиты потребителей», с письменным заявлением, в котором просила предъявить в суд иск в защиту ее прав и законных интересов. В настоящее время заключение договоров купли-продажи с условием предварительной оплаты товара стало довольно распространенным явлением. Но, как правило, в таких случаях покупатель, оплативший вперед всю стоимость товара, рискует не только остаться без мебели, но и потерять свои деньги. В Сыктывкаре в «Центр защиты потребителей» довольно часто обращаются граждане с жалобами на продавцов, которые грубо нарушают сроки передачи предварительно оплаченного товара. Что же делать в подобных ситуациях? Статьей 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что покупатель и продавец могут заключить договор купли-продажи, по которому потребитель обязуется предварительно оплатить товар. Но при этом в договоре непременно должно содержаться условие о сроке передачи товара потребителю. В случае если продавец не исполнил обязательства по передаче потребителю в установленный договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать: – передачи оплаченного товара в установленный им новый срок; – возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему из-за нарушения указанного в договоре срока передачи предварительно оплаченного товара. Кроме того, пункт 3 статьи 23.1 закона предусматривает обязанность продавца уплатить за каждый день просрочки неустойку в размере 0,5% от суммы предварительно оплаченной суммы товара. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи должна была осуществиться передача товара потребителю, до фактического момента передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. В нашем случае продавец не удовлетворил требование потребителя в добровольном порядке, поэтому мы были вынуждены обратиться в суд для восстановления нарушенных прав. Как и предполагалось, в судебном заседании ответчик не участвовал, поэтому дело было рассмотрено в порядке заочного производства. Суд полностью удовлетворил заявленные исковые требования, взыскав с продавца не только стоимость оплаченного товара, неустойку и компенсацию морального вреда, но также и штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке. Дарья ЯКОВЛЕВА, юрист сыктывкарского «Центра защиты потребителей». Обращаться за помощью в «Центр защиты потребителей» можно по телефонам: 39-13-97, 57-99-30. Приемная центра размещается в Сыктывкаре по адресу: ул.Первомайская, д.70. |