Общество |
1 июня 2012 года |
Школа родительской мудрости/ Программа "Невероятные годы" меняет не только детей, но и взрослых
Оказывается, проблему детского непослушания можно решать легко и даже увлекательно. К такому выводу пришли родители, посещающие специальные занятия по программе американского автора Кэролин Уэбстер-Стреттон «Невероятные годы». В нашей республике программа реализуется по инициативе Агентства РК по социальному развитию. Начало положено Пока занятия проводятся в учреждениях социальной защиты Сыктывкара, Ухты, Эжвы и Усть-Вымского района, но уже сейчас можно говорить о том, что программа дает поразительные результаты. Капризные дети становятся послушными, лживые – честными, а агрессивные – добрыми. Работают с родителями психологи социальных центров помощи семье и детям в рамках программы «Дети и молодежь групп риска в Баренцевом регионе – 2008-2012». Мы побывали на одном из таких занятий в сыктывкарском детском саду №108. С родителями дошколят здесь работают психологи Регионального центра развития социальных технологий Светлана Афанасьева и Людмила Глотова. Как рассказала нам Светлана Афанасьева, программа «Невероятные годы» рассчитана на коррекцию поведения детей от трех до восьми лет. Она получила широкое распространение в мире и является государственной в США и Норвегии, по ней работают в Канаде, Швеции, Дании, Финляндии, Англии, Австралии, России. Первыми в России этой программе обучились петрозаводские сотрудники социальных служб. Увидев эффективность родительских тренингов на деле, они начали делиться опытом с коллегами из других регионов. Обучили они и коллег из Коми. Сейчас в республике занятия с родителями ведет группа подготовленных руководителей. В Сыктывкаре на базе Регионального центра развития социальных технологий уже прошла обучение 21 семья. Без ругани и крика Курс занятий строится поэтапно. На первом этапе родителей учат играть со своим ребенком. К сожалению, основная масса родителей до прихода в группу не понимает, что вся жизнь ребенка протекает в игре и, понуждая его жить по взрослым правилам, мы практически лишаем его детства и порождаем массу проблем во взаимоотношениях с ним. Все конфликтные ситуации родителей учат решать в игровой форме. К несчастью, взрослым людям свойственно очень быстро забывать свое детство, поэтому, как ни парадоксально это звучит, играть здесь учат со всей серьезностью. Сначала родители упражняются в группе, а потом еще выполняют домашние задания со своими ничего не подозревающими детьми. Выполнение домашних заданий, все ошибки и успехи обсуждаются на последующих занятиях. На втором этапе родители учатся хвалить своего ребенка. Практика показывает, что это тоже не умеет делать практически никто. Арсенал родительских похвал обычно исчерпывается одним словом «молодец!». Как у прилежных учениц, у каждой из мам теперь на самом видном месте – на дверце холодильника – висит памятка «Похвалы для ребенка», в которой не меньше десяти самых разных вариантов похвалы. На третьем этапе мамы и папы (кстати, папа в группе всего один) учатся устанавливать границы общения и домашние правила. Даже игнорировать определенные формы поведения ребенка нужно грамотно, поэтому эти моменты тоже отрабатываются. По словам Светланы Афанасьевой, не овладев первыми двумя базовыми этапами, невозможно дойти до конца и научиться регулировать поведение ребенка социально-приемлемыми способами. Иными словами – без ругани, крика или не дай бог оплеух. Поощрять, а не наказывать Без наказания прожить можно, уверены руководители программы. И практика занятий показывает, что это действительно возможно. Как рассказала нам одна из участниц группы – Светлана, ее дочери шесть лет. До недавнего времени, по признанию мамы, девочка была сплошной проблемой, не жаловался на ее поведение только ленивый. В общем, ребенок-плохиш. Все попытки матери как-то выправить положение результатов не давали. Когда два месяца назад в детском саду вывесили объявление о наборе родителей, имеющих проблемы в отношениях со своими малышами, на занятия по коррекции детского поведения, Светлана не раздумывая записалась в группу. – Это было для меня настолько важно, – говорит она, – что я даже специально на день занятий стала брать выходной. Я просто измучилась со своей непослушной дочерью, и главное – никто не мог мне подсказать, что же делать. А тут такие курсы, да еще бесплатно… Результаты превзошли все ожидания. Дочь стала меняться буквально на глазах. По словам Светланы, благодаря занятиям в ней самой произошли серьезные перемены. Она стала понимать мотивы поведения своего ребенка, научилась говорить с ней на совершенно ином языке, чем это было раньше. – Интуитивно-то многие родители чувствуют, что надо больше поощрять ребенка, чем наказывать, они просто не умеют это делать. Иногда вроде и хочется сказать что-то приятное, а не знаешь как. Я сама педагог, но не знала таких элементарных вещей, которые открыли мне здесь. Для меня теперь совершенно очевидно, что мы сами делаем своих детей непослушными. И ведем мы себя так, потому что не видели другого примера. Зерна от плевел Почти то же самое говорили мне все другие участники программы. Причем благодаря контакту со своими детьми всем родителям удалось избавиться от собственных неврозов. Ведь скольких родительских нервов стоили, например, одни только утренние сборы, когда по сто раз приходилось напоминать ребенку о том, что нужно вставать, потом так же нервно, на ходу, заставлять его умываться и одеваться. Сейчас этих проблем уже нет. Говоря языком Библии, родителей здесь учат «отделять зерна от плевел». Кто из взрослых, например, уверенно сможет различить подкуп от поощрения? А различение этих понятий очень важно, потому что действенно бывает только поощрение. Поскольку суть любого поощрения – воспитать какой-то хороший навык у ребенка, безусловно, кроме похвалы, нужно иногда и одарить его чем-то. Оказывается, простые копеечные наклейки или безделушки, которых сегодня полно в магазинах, могут творить настоящие чудеса. Дети не просто выполняют то, чего не хотели делать раньше, но прямо-таки из кожи лезут, чтобы получить в награду наклейку. Потому что наклейка – это своего рода медаль за заслуги в преодолении каких-то плохих качеств. Кстати, слишком усердных родителей здесь сразу предупреждают: работать нужно только с какой-то одной проблемой. К примеру, с ленью и неорганизованностью ребенка. Лишь только когда проблема отпадет, можно переходить к другой. Пожалуй, самое главное достоинство программы «Невероятные годы» в том, что она кардинально меняет не только ребенка, но и самих родителей. Галина ГАЕВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |