Общество |
16 февраля 2012 года |
Призыв к "этнической мобилизации" прозвучал при обсуждении проблем изучения коми языка накануне съезда коренного народа
Как известно, 25-26 февраля в Сыктывкаре пройдет десятый съезд коми народа. Организатор предстоящего форума – общественное движение «Коми войтыр» – накануне его проведения запланировало несколько круглых столов по самым злободневным проблемам, которые наверняка будут и в центре обсуждения делегатов съезда. Первый такой круглый стол состоялся в минувший вторник и был посвящен проблемам функционирования коми языка и обучения ему в современной общеобразовательной школе. ВСТРЕЧА состоялась в малом зале Госсовета РК. В растянувшихся на три с лишним часа дискуссиях приняли участие около 40 человек: члены исполкома МОД «Коми войтыр», ученые, представители профильных министерств, преподаватели различных учебных заведений, учителя сельских школ, журналисты. Проблемы функционирования коми языка очевидны для каждого, кто не понаслышке знает реалии жизни коренного народа республики. Язык не случайно называют основой основ существования любого этноса. Его сохранение и дальнейшее развитие в конце 80-х и начале 90-х послужило базисом для создания движения «Коми войтыр». В 90-е годы в Коми немало было сделано в этом направлении. Достаточно назвать придание коми языку статуса второго государственного, выпуск большого количества литературы национально-регионального компонента, в том числе школьных учебников, методических пособий… Все это вселяло оптимизм и на какое-то время создало иллюзию, что на языковом «фронте» все благополучно. Гром грянул весной прошлого года. Впервые за всю историю республики общеобразовательные школы закончили всего 300 с небольшим выпускников, прошедших курс обучения коми языку как родному. Рекордно низкое количество молодых людей со знанием коми языка в объеме средней школы вскоре нашло своеобразное подтверждение и в итогах последней всероссийской переписи. За небольшой отрезок времени, разделяющий эту перепись от аналогичной, прошедшей в 2002 году, коми недосчитались почти 60 тысяч человек. Эти две цифры для достаточно небольшого по численности народа можно смело назвать катастрофическими. Участники круглого стола дополнили эти тревожные цифры и другими. В республике ежегодно снижается количество школ с преподаванием коми языка как родного. К примеру, если в 2007-2008 учебном году доля учащихся, изучающих коми язык как родной, составляла 8,2 процента от числа всех школьников, то в 2009-2010 – уже только 6,5%. А в нынешнем учебном году она упала до 4,8 процента и составила всего 4532 учащихся. Преподаватели Гимназии искусств при Главе РК сухой язык цифр проиллюстрировали красноречивыми примерами. По словам преподавателя гимназии А.Таскаевой, детей, хорошо знающих коми язык, год от года даже в это инновационное учебное заведение приходит все меньше и меньше. К примеру, среди младшеклассников таковых сейчас набирается в классах от силы один-два. Чаще всего коми ребята в гимназию поступают из Усть-Куломского и Корткеросского районов, реже – из Удорского и Ижемского. Из остальных же районов «ручеек» одаренных детей, знающих коми язык, можно сказать, иссяк. К примеру, в Прилузском районе не осталось ни одной коми школы, а значит, ждать отсюда пополнения национальных кадров уже не придется. ПРИЧИНЫ, повлекшие такую ситуацию, известны. По общему мнению участников круглого стола, на уровне школьного образования к таким последствиям в значительной мере привели новые образовательные стандарты, а также организация образовательного процесса, отданная на откуп директорам школ. Коротко об этом можно сказать так. Уроки национально-регионального компонента часто оказываются «лишними» в плотной сетке школьных расписаний. Многие директора школ или вовсе отказывались от них, или отнесли к внешкольным мероприятиям. В тех же школах, где обучение коми языку организовано, чаще всего оно проходит по программе второго государственного языка, а не как родного. На поверку школьники, обучающиеся по этой программе, в итоге не знают даже обыденных понятий, а их словарный запас ограничивается в лучшем случае несколькими коми словами. Конечно, на уроках коми языка в школах классы можно делить на две группы: для тех, кто знает его с детства и начнет изучать углубленно, и для тех, кто с языком совсем не знаком. Но это влечет дополнительные хлопоты, да и средства при этом нужны для оплаты работы не одного учителя, а сразу двух. К тому же такое разделение вовсе не обязательно. Поэтому подавляющее большинство директоров школ в этой ситуации выбирают менее затратный путь, предлагая всем, и коми и не коми учащимся, облегченную программу. Самое печальное, что такая «свобода» преподавания коми языка позволила отказаться от полноценных уроков родного языка даже в школах тех населенных пунктов, где подавляющее число жителей – коми. Первым реальным противодействием такому «обвалу» стало решение правительства и Главы Коми о введении с 1 сентября 2011 года уроков коми языка во всех общеобразовательных школах республики. К новому 2012 году подоспела и долгожданная республиканская образовательная концепция этнокультурной направленности, разработанная Министерством образования РК. Но способны ли они переломить ситуацию? «Ушли ли мы за ту грань, за которой возврата на прежние позиции уже не может быть?» – так определила один из векторов обсуждения ректор республиканской академии госслужбы и управления Н.Нестерова. Недостатка в предложениях по улучшению положения коми языка на круглом столе не было. Чаще других назывались увеличение книгоиздания на коми языке, снабжение школ новым поколением учебников, хрестоматий, методичек, мультимедийной продукцией. Хотя, по заверению председателя международного консультативного комитета финно-угорских народов В.Маркова, в этом году правительство Коми уже предприняло беспрецедентные меры по выпуску литературы национально-регионального компонента, сумма на их издание по сравнению с 2011 годом увеличена в четыре раза. Некоторые из выступавших главную роль в возрождении коми языка отвели учителю, предлагая уже в этом году созвать республиканский форум учителей коми языка. Панацеей от надвигающегося «вакуума» называлось и открытие в Сыктывкаре Дома детства «Дзолюк», где бы апробировались и применялись разнообразные методы языкового погружения. Предлагалось также включить коми язык в число предметов, предусмотренных для сдачи в рамках единого государственного экзамена. А также оформлять от республики целевой госзаказ в различные вузы на подготовку специалистов со знанием коми языка. МНОГИЕ из этих предложений в различных трактовках и вариантах уже озвучивались и ранее. Но на этот раз прозвучала и новая идея, которую историк П.Лимеров назвал «этнической мобилизацией». В чем ее суть? В ходе обсуждения многие участники встречи вину за языковой обвал возложили прежде всего на самих носителей коренного языка. А значит, отчасти и на самих себя. В связи с этим по-своему символичным стал вопрос одной из молодых участниц встречи, попросившей поднять руки тех из присутствующих, чьи дети умеют говорить по-коми. Увы, леса рук не последовало, хотя большинство в зале составляли представители коми интеллигенции. В какой-то мере с этой очевидностью соприкасаются и перечисленные проблемы. И то, что директора школ из коми сел под любым предлогом отказываются от уроков коми языка и литературы. И то, что коми родители пишут заявления, чтобы их детей перевели из коми классов, так как знать родной язык их чадам ни к чему. Языковой нигилизм во многом стал причиной того, что только за последнее время не стало коми классов в школах сел Зеленец, Пажга, Ыб, Часово… Список этнических утрат достаточно солидный и продолжает расти. Идея консолидации всех сил, для которых дорог коми язык и небезразлично его будущее, нашла поддержку большинства участников круглого стола и, возможно, ляжет в основу одной из резолюций предстоящего съезда коми народа. Кто-то предложил изменить и приоритеты, например, вместо национального образования во главу угла поставить национальное воспитание. Это подразумевает широкую популяризацию коми языка, а также литературы, истории титульной нации. Не только среди представителей других народов, но прежде всего среди коми. Хотя каких-то конкретных, эффективных программ на этом пути в рамках круглого стола не прозвучало, но они должны последовать. Ведь иначе, может статься, будет уже поздно… Анна Сивкова. |