Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Вакансия
23 ноября 2011 года

Елена Токмакова: "Кто хочет, тот работу находит"

Емва – одно из пяти муниципальных образований республики, отнесенное к разряду моногородов. Во время экономического кризиса местное градообразующее предприятие – завод ДВП – не избежало процедуры банкротства. Работники предприятия пополнили ряды безработных. О том, как сегодня обстоит ситуация на рынке труда Емвы и Княжпогостского района, наш разговор с директором районного центра занятости Еленой Токмаковой.

– Елена Владимировна, в сравнении с отдельными муниципальными районами, где уровень безработицы достигает 6% и выше, ваш район по этому показателю находится в неплохом положении. 2,6% – это не так много. За счет чего удалось выровнять ситуацию?

– В 2009-2010 годах у нас действительно был большой скачок безработицы. Завод ДВП проходил процедуру банкротства, большое количество людей тогда было уволено. Все они пришли к нам. Много пенсионеров пришло тогда в центр в поисках работы, потому что на вновь образованное предприятие набирали молодых работников. Сейчас ситуация значительно улучшилась, мы практически вышли на уровень безработицы 2008 года.

Завод ДВП – первое предприятие, с которым мы начали сотрудничать в рамках программы дополнительных мер в период кризиса. Очень активная работа велась с заводом ДВП по опережающему обучению. Это помогло многим получить новую специальность и либо остаться на предприятии, либо найти работу в другом месте. Второе очень проблемное предприятие, которому мы помогали выживать, это ООО «ЖКХ», которое в период кризиса работало на неполном рабочем дне.

– Сегодня люди возвращаются на завод ДВП?

– Не скажу, что народ спешит вернуться. В период кризиса завод утратил статус доверия у местного населения, и теперь его приходится заново восстанавливать. Вакансии на заводе есть, мы предлагаем нашим безработным идти туда на работу, но люди неохотно на это соглашаются. В основном их отпугивают задержки заработной платы. При этом многие предпочитают ездить на работу на Жешартский фанерный комбинат, который расположен достаточно далеко. Те, кто там работает, утверждают, что там платят лучше. Но потихоньку-помаленьку завод возрождается, люди все же начинают возвращаться. Кроме того, значительно сократить процент безработицы помогло строительство газопровода, которое ведется сейчас в нашем районе, туда устроились, например, безработные из Ропчи и Синдора. Многие обращаются к нам в центр занятости, чтобы попасть на строительство газопровода, и мы отправляем их туда. Я бы сказала, что для тех, кто действительно хочет работать, работа в районе есть.

– Значит, есть и «профессиональные» безработные, которые работать просто не хотят?

– Конечно, есть. В основном это люди из бывших лесозаготовительных поселков. Они-то в основном и составляют костяк «профессиональных» безработных. Потеряв после закрытия предприятий работу, многие так и не сумели или не захотели найти себя в другом деле. Летом жители этих поселков предпочитают жить за счет продажи дикоросов. И неплохо в общем-то на этом зарабатывают. Иные за лето зарабатывают на какую-никакую машину. Но ведь весь год на эти деньги не проживешь. Однако зимой люди работать тоже не хотят, предпочитают стоять на учете в ЦЗН и получать минимальное пособие в 1020 рублей. Как уж они живут на такие деньги, невозможно представить. Самое интересное, что почти все они из этого пособия выплачивают долги за коммуналку, и на жизнь ничего уже не остается.

Наши сотрудники с такими безработными постоянно проводят душеспасительные беседы и на приеме, и по телефону. Я сама лично сажусь за телефон и начинаю обзванивать людей, объяснять им, что ничто так не развращает человека, как безделье. Что лучше работать за небольшие деньги, но все же работать, а не проводить время в праздности: это дисциплинирует человека и не дает окончательно упасть. А зимой вполне можно трудоустроиться на общественные работы. Работа в деревне есть всегда! Всегда, например, нужны люди для чистки колодцев от обледенения. Частично эти работы оплачивает центр занятости, частично – местная администрация.

В плане организации общественных работ мы тесно сотрудничаем с главами сельских поселений. Всех одиноких родителей, инвалидов стараемся на эти общественные работы устроить – ведь это хоть какой-то доход. У нас есть безработные из очень удаленных поселков Мещура и Седъюдор, которые в распутицу не могут выехать в Емву для перерегистрации. В этот период мы стараемся их привлечь к общественным работам. Но не хотят люди работать! Не потащишь ведь их за шкирку. Народ в бывших лесных поселках деградирует: там же нет никаких культурных заведений, хорошо, если школы есть, а то и те закрываются. Многие после потери работы опустили руки, пристрастились к бутылке и предпочитают жить на пособие. Есть в этих поселках и такие, кто не пьет, но и на учет по безработице не встает из принципиальных соображений. В основном это те, кто в свое время работал в зонах. Среди них почему-то распространено мнение, что центр занятости – это место, куда приходят люди опустившиеся, которые уже отказались от борьбы.

– Но ведь есть же, наверное, и исключения, когда люди в удаленных селах не спиваются и занимаются своим делом?

– Есть, конечно. Вот, например, за счет средств, выделяемых по программе самозанятости, в селе Серегово три предпринимателя организовали свои предприятия: два крестьянско-фермерских хозяйства и одну пилораму. Один из фермеров, Александр Белозерский, занялся свиноводством, в этом году он с помощью центра занятости организовал одно рабочее место и общественные работы для десяти человек. Сейчас хочет еще и лесозаготовками заняться. Человек старается, использует все возможности для расширения своего бизнеса – помимо нашей субсидии он получил еще и грант Мин-экономразвития РК.

 В Шошке тоже открылись два крестьянско-фермерских хозяйства и одна плотницкая мастерская. В основном сельчане предпочитают открывать КФХ. Лесозаготовками занимаются очень немногие. Вообще, сельскому предпринимателю становиться на ноги очень непросто, на первых порах приходится буквально сводить концы с концами. Поэтому даже после того, как человек получил субсидию и ушел в свободное плавание, мы его не оставляем, помогаем чем можем, держим в поле зрения. Да они и сами постоянно приходят за советами к нашим специалистам по самым разным вопросам и проблемам.

Один случай меня тронул до глубины души. В рамках программы самозанятости предприниматель зарегистрировал предприятие, а в налоговой инспекции никто ему не подсказал, что для крестьянско-фермерского хозяйства положено льготное налогообложение, и он целый год сидел на общем налоге. Это намного больше, чем ему по закону положено. А он к тому же еще сразу взял к себе работника. Когда он узнал, что целый год значительно переплачивал налоги, то пришел к нам за советом, как ему поступить. Взрослый мужчина сидел передо мной и не мог сдержать слез. Я тогда поняла, что вставать на ноги предпринимателю намного сложнее, чем многие представляют. А ведь для мужчины свое дело – это не только работа, но еще и возможность доказать самому себе, что ты в этой непростой жизни умеешь выстоять. Человек, стараясь вытянуть свое хозяйство, в таком нервном напряжении находился целый год, и известие о том, что он, оказывается, переплачивал налоги, которые теперь уже и вернуть нельзя, выбило его из колеи. Мы ему помогли тогда оформить документы в налоговую. Сейчас все наладилось, и мы все радуемся за него.

– Какая квота по самозанятости выделена району на этот год?

– В этом году открыть собственное дело у нас могут 35 человек. 32 уже зарегистрировались. Все деньги будут освоены, у нас с этим проблем нет.

Беседовала Галина ГАЕВА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

 

Летом жители поселков предпочитают жить за счет продажи дикоросов. И неплохо в общем-то на этом зарабатывают. Иные за лето зарабатывают на какую-никакую машину. Но ведь весь год на эти деньги не проживешь. Однако зимой люди работать тоже не хотят, предпочитают стоять на учете в ЦЗН и получать минимальное пособие в 1020 рублей. Как уж они живут на такие деньги, невозможно представить.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №213 (4610) - 23 ноября 2011 года

Не справились с искушением / Чаще всего лазейки для мошенников-безработных создают индивидуальные предприниматели

Артметалл братьев Поволокиных / Свое предприятие Дмитрий и Олег организовали буквально с нуля

Возраст делу не помеха / Как выдержать конкуренцию с молодыми?

Число безработных уменьшается

В период отпуска по беременности

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 213 (4610)
23 ноября 2011 года
среда

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»