Общество |
26 мая 2011 года |
В равные условия, но с особым подходом/ Для развития инклюзивного образования нужна республиканская программа
Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья может эффективно решаться только при тесном взаимодействии всех заинтересованных структур. К такому выводу пришли участники круглого стола «Образование для всех», организованного Общественной палатой РК. ОТКРЫВАЯ совещание, председатель Общественной палаты РК Маргарита Колпащикова заметила, что тема разговора далеко не нова: круглые столы по вопросам инклюзивного (т.е. общего, совместного со здоровыми детьми) образования проходят с завидной регулярностью. Однако из года в год на них поднимаются одни и те же вопросы. Маргарита Михайловна призналась, что, согласившись возглавить Общественную палату, одной из главных своих целей она видит решение этой проблемы. Сегодня же говорить о заметных достижениях в этой сфере можно пока только на примере Ухты, где социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья начинается буквально с рождения. Принять участие в разговоре были приглашены представители практически всех государственных и общественных структур, так или иначе соприкасающихся с проблемами инвалидов. Поскольку главной задачей организаторов круглого стола было наметить пути решения основных проблем, предварительно был проведен опрос 55 сыктывкарских родителей, воспитывающих детей-инвалидов и 20 детей с ограниченными возможностями здоровья. Опрос, проведенный обществом молодых инвалидов «Пульс» и общественной организацией «Особое детство», затрагивал в основном сферу дошкольного образования. В частности, он показал, что каждый пятый ребенок, по оценке родителей, получает не совсем те коррекционные услуги, которые ему нужны. 15 человек из числа опрошенных системой дошкольного образования не удовлетворены. В детских садах коррекционного типа есть острая потребность в увеличении штатных единиц логопеда, психолога и массажиста. По результатам опроса были также озвучены цифры, отражающие потребность сыктывкарских детей-инвалидов дошкольного возраста, которые не сегодня-завтра должны пойти в школу, в сопровождающих их лицах, в педагогах-специалистах, специальных приспособлениях и учебном оборудовании, в транспорте, который бы доставлял их в школу. На основании выявленных проблем, а также на основании уже имеющегося опыта ухтинцев организаторы круглого стола разработали и раздали участникам совещания проект предложений каждому ведомству. В частности, министерству образования рекомендовано увеличить в детских дошкольных учреждениях количество штатных единиц психологов, логопедов и массажистов, а также при закупке школьных автобусов отдавать предпочтение тем, которые оборудованы спецподъемниками для инвалидных колясок. Кроме того, минобразования рекомендовали решить вопрос со строительством пандусов в детских образовательных учреждениях. Заместитель министра образования Наталья Студиград с мнением о том, что в республике мало делается для детей-инвалидов, не согласилась. В подтверждение своих слов она привела конкретные цифры и факты. В частности, как следовало из ее доклада, из 1141 ребенка-школьника, признанного инвалидом, сегодня только 157 не получают образовательных услуг. И то потому, что это дети с очень тяжелыми формами заболеваний. Остальные же либо получают образование в образовательных учреждениях разного вида – общеобразовательных, коррекционных, специнтернатах, либо обучаются на дому и дистанционно. Кроме того, немалую работу с «особыми» детьми по специальным программам проводят и учреждения дополнительного образования. В ХОДЕ круглого стола была поднята проблема финансирования образовательных услуг для детей-инвалидов. Сегодня обучение ребенка с инвалидностью стоит дороже, чем обучение здорового ребенка. И для того, чтобы обеспечить каждому больному ребенку нормальный образовательный процесс, нужен дифференцированный подход. Для этого необходимо отдельно изучать потребности каждого ребенка в специальном учебном оборудовании. Было сказано о том, что в соседних регионах – Архангельской области и Карелии – на обучение ребенка-инвалида выделяется в два-три раза больше средств, чем на обычного школьника. А у нас в республике такого нет. Коррекционные школы, которые финансируются из республиканского бюджета, еще имеют возможность более-менее нормально жить, чего не скажешь о коррекционных классах, которые располагаются на базе общеобразовательных школ и дополнительного финансирования не имеют. Участники совещания сошлись в мнении о том, что необходима республиканская программа, которая позволила бы выделить дополнительные средства реабилитации для дошкольников и школьников с ограниченными возможностями здоровья. Было также поддержано предложение организаторов круглого стола о необходимости организации специальных курсов подготовки и переподготовки специалистов и педагогов, которые будут работать с такими детьми. На совещании присутствовал ректор Коми республиканского пединститута Михаил Китайгородский. Он согласился продумать вопрос об организации таких курсов на базе своего института. В конце совещания участники круглого стола приняли решение создать специальную рабочую группу из представителей разных организаций и ведомств, которая будет целенаправленно разрабатывать пути решения обозначенных в ходе разговора проблем. Первое собрание этой рабочей группы состоится в первой декаде июня. Галина ГАЕВА. |