Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
16 ноября 2007 года

Потерявшие колею

/ В Сыктывкарский кризисный центр для мужчин ежегодно обращаются тысячи человек

То, что настоящие мужчины не плачут, – это миф, который придумали сами представители сильного пола. Просто в отличие от женщин они стыдятся своих слез. Потому что считают

их непозволительной слабостью. И именно

из боязни показаться слабыми предпочитают свои проблемы решать в одиночку либо заливать горе

с друзьями. Но страх выглядеть слабым – это тоже слабость, уверена психолог Сыктывкарского кризисного центра для мужчин София Батманова. Поэтому все усилия сотрудников центра направлены на то, чтобы помочь обратившимся к ним мужчинам поверить в свои силы.

 

Этот сильный слабый пол

 

Сыктывкарский кризисный центр для мужчин – пока единственное в республике учреждение подобного рода. В Ухте, правда, есть Центр социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий, но сфера предоставляемых услуг там уже, чем в столице. Как нам сказали в Агентстве РК по социальному развитию, в ухтинском центре два года назад было зарегистрировано 390 обращений, а в 2006 году – 121. А в Сыктывкарский кризисный центр в 2006 году за помощью обратились 2309 человек. Из них 1064 – бездомные. Разница, как видим, существенная. В Сыктывкар едут освободившиеся из мест заключения, безработные из районов, да и своих бездомных, по причине пьянства оставшихся без своего угла, здесь намного больше.

До декабря прошлого года в Сыктывкарском кризисном центре оказывали помощь только мужчинам, по разным причинам оставшимся без крыши над головой и без работы. В городе работало отделение ночного пребывания, где им предоставляли временный ночлег и помогали восстановить утерянные документы. Но со временем появилась острая необходимость в расширении перечня услуг: в центр обращались мужчины, освободившиеся из мест заключения и нуждающиеся в психологической поддержке, нередко здесь искали пристанище убежавшие от бесконечных семейных скандалов мужья, приходили отцы-одиночки, которым требовался совет специалиста. Не зная, куда пойти со своими проблемами, они стучались в дверь с обнадеживающей вывеской «Кризисный центр для мужчин». Но помочь им здесь не могли по простой причине: в штате не было предусмотрено специалистов для работы с такими категориями посетителей. И тогда сыктывкарское управление по соцзащите населения подняло вопрос о выделении еще одного помещения и расширении штата. В декабре 2006-го открылось новое отделение центра на улице Морозова, 163.

Учреждение полностью оправдывает свое название. Обращаются сюда те, кто действительно зашел в тупик и выхода найти не может. Хотя даже в такой ситуации просить о помощи многие стесняются. Один из пациентов Софии Батмановой признался ей, что, прежде чем решиться войти в ее кабинет, два часа сидел в машине у входа в центр. У него возникла серьезная конфликтная ситуация на работе. Эмоции, связанные с этим, не давали возможности найти правильный выход. О том, где ему могут помочь, узнал от знакомых. С помощью психолога ситуацию удалось разрулить. Конфликт был исчерпан, мир восстановлен, а место работы – сохранено. Однако этот случай заставил задуматься руководство центра о том, чтобы ввести в штат мужчину-психолога: не каждый может свои проблемы обсуждать с женщиной. В помощи специалистов центра сегодня нуждаются многие мужчины. Одних только одиноких отцов в столице республики зарегистрировано 110 человек. Для сравнения: на момент открытия нового отделения в Сыктывкаре был зарегистрирован 41 отец-одиночка. Здесь также проходят психологическую реабилитацию участники боевых событий в горячих точках, бывшие осужденные.

 

В круге – только женщины

 

Сведения о таких семьях, где отец в одиночку воспитывает детей, в центре получают в городских школах и детских садах. Некоторые из отцов воспитывают по двое-трое, а то и четверо детей. К счастью, более 50% таких семей вполне можно отнести к разряду благополучных. К тому же в некоторых случаях у детей есть мачехи. Но проблемы психологического плана возникают как у обеспеченных, так и у неблагополучных отцов. Особенно когда дети вступают в подростковый возраст. Начинаются уходы из дома, появляются дурные компании, сомнительные друзья… И отцы беспомощно разводят руками, не в силах обуздать вышедшее из повиновения чадо. И куда обратиться за помощью, не знают. Поэтому сотрудники центра держат такие семьи на контроле и по сигналу из школы всегда готовы оказать помощь папам, чьи отношения с детьми зашли в тупик. Среди проблем, с которыми обращаются мужчины, как ни странно, наиболее часто встречающаяся – трудности в общении с женщинами. Казалось бы, численный перевес представительниц слабого пола в Сыктывкаре очевиден. Но даже при таком раскладе у мужчин возникают проблемы с поиском спутницы жизни. Готовых рецептов в центре не дают. Обратившихся сюда за помощью учат искать ресурсы внутри себя, увидеть свой потенциал и правильно его использовать.

В центре, который открывался для помощи мужчинам, образовалась женская группа под названием «Круг взаимопомощи «Лира». «Ничего удивительного в этом нет, – рассуждает София Батманова, – у мужчин деловая сфера всегда доминирует над эмоциональной. Поэтому они не могут себе позволить на протяжении долгого времени добросовестно посещать психолога и, получив ключ к решению своих проблем, рекомендуют нам своих жен, чтобы мы и их научили находить грамотный выход из жизненных ситуаций. Я считаю, что не стоит отказываться от такой формы работы, потому что женщина и мужчина в семье взаимозависимы. И от того, как будет вести себя она, во многом зависит поведение мужа».

 

Нужна трудотерапия

 

Открытие нового отделения кризисного центра позволило решить очень важную проблему оказания помощи социально адаптированным, но попавшим в трудную ситуацию мужчинам. Но, по словам директора центра Галины Шмидт, им очень хотелось бы на базе центра осуществлять трудовую реабилитацию лиц без определенного места жительства. Опыт других регионов показывает, что трудовые мастерские или подсобное хозяйство при таких центрах позволяют частично окупать расходы на содержание учреждения. И кроме того, люди, которые в силу социальной деградации уже не могут нигде устроиться на работу, получают возможность честно заработать себе на кусок хлеба, а не просто паразитировать за счет государства. Помещение на улице  Маегова, 20, где находится отделение ночного пребывания, для этого не подходит. Необходимо отдельно стоящее здание, желательно где-нибудь на городской окраине. В этом году с просьбой о выделении здания руководство центра обратилось в администрацию Сыктывкара. «Мы, конечно, сейчас не муниципальное, а государственное предприятие, – говорит Галина Шмидт, – по-прежнему решаем одну из наиболее серьезных городских проблем – помощь бездомным. С прошлой зимы вынашивали мечту о новом здании, даже присмотрели один заброшенный недострой в Лесозаводском районе, но в просьбе нам отказали».

По словам Галины Ивановны, трудотерапия – это непременная составляющая реабилитационной работы с лицами без определенного места жительства. Большинство мужчин, пользующихся услугами отделения ночного пребывания, уже давно отвыкли самостоятельно решать свои проблемы. В то время как ночлежка предусмотрена для оказания временного приюта тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, а не для того, чтобы в ней постоянно жили бездомные. Человек может воспользоваться бесплатными услугами этого заведения не более десяти раз. За это время он обязан найти работу и какое-то время, пока не найдет себе жилья, может еще пользоваться социальной койкой, но уже за плату – 30 рублей. Но даже при условии оплаты здесь установлен лимит проживания – не более 60 суток в году. И тем не менее многие живут здесь уже по пять-шесть лет и считают ночлежку своим домом. Бродяги просто поживут бесплатно свои законные 10 дней, потом несколько дней поночуют в подвале – и опять в родные стены, где и теплую постель предоставят, и насекомых хоть на время выведут. И попробуй не пустить – стучатся настойчиво, как к себе домой. Да и как не пустишь, когда они уже почти своими становятся для сотрудников центра. Постояльцы сами нередко признаются сотрудникам: нас, мол, только вы и считаете за людей. Летом здесь относительно спокойно: в теплое время года бомжи предпочитают жить на улице. К тому же в ночлежку пьяных не пускают, а пьянство для них уже давно стало образом жизни. Зато зимой, в морозы, помещение на 30 коек не может вместить всех нуждающихся в ночлеге.

 

Крыша на ночь

 

Есть среди здешних обитателей и неспившиеся мужики, временно выбитые судьбой из колеи, есть и своя прослойка интеллигенции, и свои знаменитости. В основном это люди творческих профессий. Один из них всем сотрудникам оставил на память свои картины. Уже почти два года здесь живет ухтинец, который утверждает, что когда-то был музыкантом. Спился, играл по ресторанам, получил инвалидность. Правда, он небезнадежен, считают в центре, потому что работает. Конечно, очень тяготится нынешним своим положением, но уйти из дома, приютившего его, пока не может. Отсюда вообще уходят только наиболее конкурентоспособные. Чаще всего просто находят женщину и переходят жить к ней. По сути, это почти единственная возможность изменить судьбу.

И еще одна проблема не дает покоя сотрудникам центра: необходимость открытия дневного стационара. «Вы представляете, с каким сердцем мы вынуждены каждое утро отправлять на улицу наших постояльцев? – делится директор центра. – Ведь среди них есть инвалиды без ног. Но правила нашего учреждения предписывают им в семь утра покинуть помещение ночлежки. Конечно, инвалидов и стариков мы устраиваем в специализированные интернаты. Но ведь туда – большая очередь, и делается это не в один день». Проблемы, озвученные Галиной Шмидт, упираются в необходимость предоставления нового здания. Но, скорее всего, это перспектива долгосрочная. Как нам сказали в Агентстве РК по социальному развитию, первоочередного вложения финансовых средств сегодня требуют очень многие социальные службы, которые были переданы с муниципального на республиканский уровень со слабой материальной базой.

Галина ГАЕВА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №212 (3646) - 16 ноября 2007 года

Элеонора Савельева: Археолог - мужская профессия"

 №210 (3644) - 14 ноября 2007 года

Кристоф Бергнер: "О работе национальных автономий я буду рассказывать на примере Республики Коми"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 212 (3646)
16 ноября 2007 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»