Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Приоритет
16 ноября 2007 года

Проект стратегической важности представят участникам Северного инвестиционного форума

Сегодня на заключительном пленарном заседании Северного инвестиционного форума состоится презентация крупнейших инвестиционных проектов Севера России.

В их числе собравшимся будет представлен

и проект строительства межрегиональной стальной магистрали «Белкомур».

Накануне открытия Северного форума

Глава республики Владимир Торлопов сообщил журналистам, что эффект от его проведения получат все отрасли экономики. В качестве примера он привел именно

проект «Белкомур», реализация которого перешла в практическую плоскость.

Раньше мало кто верил в осуществление столь грандиозного проекта. А теперь,

по мнению Главы, у руководителей крупных, всемирно известных компаний появляется непосредственный интерес к осуществлению этого стратегического проекта.

– Взять хотя бы угольные акционерные общества или, скажем, нефтяную

компанию «ЛУКОЙЛ», – пояснил В.Торлопов.

– Транспортные расходы у них составляют большую долю в стоимости конечной продукции. Стальная магистраль, которая проляжет по кратчайшему пути от Коми до Урала и далее – Сибири, как минимум вдвое, а возможно и больше, сократит эти транспортные затраты. Поэтому солидные компании, работающие на нашей территории, пристально интересуются перспективами проекта «Белкомур».

Мы увидели и заинтересованность государства в этом. Правительство страны включило данный проект в долгосрочную программу развития железных дорог России.

 

Рождение идеи

 

В прошлом веке сеть железных дорог России формировалась по широтному признаку (запад – восток). Это привело к дефициту удобных коммуникаций между сырьевыми и промышленными регионами страны и формированию тупиковых промышленных узлов. Недостаток коммуникаций ощущался на Севере уже давно. Печорский угольный бассейн и Череповецкий металлургический комбинат к 1944 году связала железная дорога Котлас – Воркута. Тогда же были и намерения продолжать развитие транспортной сети, но это не удалось.

В девяностых годах родилась идея строительства стальной трассы, которая бы напрямую связала северные регионы – Пермскую и Кировскую области, Республику Коми и Коми-Пермяцкий автономный округ. Реализация масштабного проекта, по которому соединились бы Архангельск, Сыктывкар, Кудымкар и Пермь, назвали «Белкомур» (Белое море – Коми – Урал). Разработчики взяли за основу Генеральную схему развития железных дорог Европейского Севера России (1994 год), содержавшую необходимые технико-экономические обоснования. Этот документ рассмотрели и поддержали в правительстве Коми, администрациях Архангельской и Пермской областей, Коми-Пермяцкого автономного округа.

В сентябре 1996 года в Сыктывкаре была создана компания – оператор проекта: открытое акционерное общество «Межрегиональная компания «Белкомур» (ОАО «МК «Белкомур»). Его основными акционерами выступили Российская Федерация и заинтересованные субъекты РФ: Республика Коми, Архангельская область, Коми-Пермяцкий автономный округ, Пермская область, а также ряд крупных предприятий этих регионов. Институты «Ленгипротранс» и «Уралгипротранс» при участии «Гипротранс ТЭИ» занялись разработкой проекта.

 

Незавершенный дебют

 

В начале 1998 года компания «Белкомур» приступила к строительству Северного участка новой железной дороги одновременно с двух направлений. Со стороны Архангельской области на перегоне Карпогоры – Шарда (длиной 22,2 км) трудились бригады «Севтранс-строя», а с нашей стороны на перегоне Ертом – Вендинга (17,85 км) работал подрядчик ОАО «Печорское строительство». Рабочие ОАО «Комистроймост» сооружали 290-метровый железнодорожный мост через реку Вашку на Удоре. По Южному участку направления Сыктывкар – Пермь разработали проектно-сметную документацию на стадии обоснования инвестиций, были получены и положительные заключения экспертов.

В те годы общественность внимательно следила за этапами строительства. Оно активнее велось именно на Северном участке. Впрочем, и на территории Пермской области сооружались звенья будущей трансмагистрали. После завершения очередного перегона трассы происходила торжественная забивка памятных костылей с участием первых лиц регионов. Местные СМИ не уставали писать о том, какие выгоды сулит завершение проекта. Наиболее последовательно лоббировали реализацию «Белкомура» у нас, в Коми, где находится и штаб-квартира межрегиональной компании.

В целом по магистрали объем капиталовложений составил на
1 января 2003 года 254,435 млн. руб. Однако без участия федерального центра регионам – инициаторам строительства трассы было почти нереально осилить столь весомые капвложения. Поэтому финансирование проекта стало постепенно сокращаться, и в 2002 году работы были заморожены. Одна из причин – негативные оценки «Белкомура» со стороны ОАО «РЖД». Железнодорожники считали, что проект невыгоден, потому что имеет низкий грузопоток, а себестоимость перевозок там будет в четыре-пять раз выше, чем на других линиях.

 

По поручению Президента

 

Между тем руководство страны выражало серьезную озабоченность состоянием транспортной инфраструктуры. В своем Послании Федеральному Собранию 26 апреля нынешнего года Президент России Владимир Путин заявил: «Плохое состояние наших дорог, а порой и само их отсутствие является серьезным тормозом для развития. Ежегодная сумма экономических потерь оценивается более чем в три процента ВВП, а мобильность, подвижность населения России почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах…» В.Путин упомянул и о том, что государство должно подставить плечо там, где риски для частных инвесторов пока еще слишком высоки.

Президент, пожалуй, впервые за историю своих обращений к российскому парламенту столь подробно проанализировал составляющие транспортной инфраструктуры и дал конкретные поручения, в частности по подготовке долгосрочных программ развития железных дорог, морских портов. С учетом поручений главы государства и была выработана новая концепция реализации проекта «Белкомур». Он был включен в Комплексную программу промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области с учетом транспортной инфраструктуры. Эта программа содержит новые промышленные проекты на территории Коми и Пермского края и два инфраструктурных проекта: железнодорожную магистраль «Белкомур» и новый глубоководный район Архангельского морского порта.

Идея комплексного решения вопроса, как мы уже сообщали, была одобрена на презентациях программы «Белкомур» в апреле в рамках III Северного социально-экологического конгресса в Сыктывкаре, на форуме «Баренц Линк» в Финляндии в мае этого года, а затем на XI Международном Петербургском экономическом форуме в июне. В поддержку проекта высказались руководители Минтранса РФ. Резко изменилось и отношение руководства ОАО «РЖД» к «Белкомуру»: железнодорожники стали активными сторонниками проекта. Правительство страны в сентябре одобрило «Стратегию развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года». Эта стратегия разработана по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина и Правительства РФ. Проект «Белкомур» отнесен к важнейшим направлениям данной стратегии, стратегии развития РЖД. Строительство железнодорожных линий Карпогоры – Вендинга и Сыктывкар – Пермь включено в перечень основных меро-приятий расширения сети железных дорог.

 

С поправкой на время

 

Добавлю, что руководство Пермского края предложило новый вариант трассы: Соликамск – Гайны – Сыктывкар – Карпогоры – Архангельск. Общая ее протяженность составит 1252 км. Из них новые участки – 795 км, в том числе на нашей территории предстоит проложить 243 км. Напомню, что первоначально задумывалось проложить прямой путь по маршруту Архангельск – Сыктывкар – Кудымкар – Пермь. Губернатор Пермского края Олег Чиркунов считает, что стратегически правильно вести «Белкомур» не от Кудымкара, а от Соликамска. Тогда в створе железной дороги окажутся Екатеринбург, Соликамск, Архангельск и Мурманск. Транспортный коридор Финляндия – Урал будет проведен словно по линейке. Расстояние пробега груза с Урала до Северо-Запада России сократится на 800 км, что снизит его стоимость на 40 процентов. Общий объем будущего грузопотока «Белкомура» оценивается в 24 млн. тонн ежегодно, основными грузами станут энергетические угли, бокситовая руда, коксующиеся угли, глинозем и хлористый калий. На Белое море с Прикамья по железной дороге пойдет в первую очередь хлористый калий – около 11 млн. тонн экспортного сырья ежегодно.

Как сообщала «Республика», в июне на XI Петербургском экономическом форуме прошла презентация программы комплексного развития Коми, Пермского края и Архангельской области, получившей уже известное в мире название «Белкомур». Тогда же в Северной столице главы трех субъектов РФ подписали меморандум о сотрудничестве по совместной реализации Комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития регионов. Сейчас уже действует межрегиональная инвестиционная компания «Северо-Запад – Прикамье». Она уполномочена выступить заявителем проекта «Комплексная программа промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области» на инвестиционную комиссию и представлять интересы регионов и инвесторов в правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим государственное значение. Уже подана заявка в Минэкономразвития РФ о выделении средств господдержки из Инвестиционного фонда России на осуществление первого этапа – проектирования.

По словам генерального директора ОАО «МК «Белкомур» Эльмана Худазарова, после того как Инвестиционный фонд РФ примет программу «Белкомур», ей будет выделена господдержка. Эти средства закладываются в расходы федеральной казны и выделяются Минфином России в соответствии с принятым законом о бюджете и Положением об Инвест-фонде России. Как сообщил Э.Худазаров, проект, авторами которого являются три региона, создаст на их территориях десятки тысяч новых рабочих мест и привлечет в бюджеты различных уровней более 25 миллиардов рублей налоговых поступлений ежегодно. Общий объем инвестиций, которые будут вложены в развитие регионов, оценивается в 350 млрд. рублей, из которых 275 – средства частных инвесторов.

Как уже упоминалось, очередная презентация проекта пройдет сегодня на Северном инвестиционном форуме. Уже существует и официальный сайт «Белкомура», который сейчас окончательно дорабатывается, его адрес в интернете: www.belkomur.com.

Сергей СЕВРУК.

На снимках: министр транспорта РФ Игорь Левитин (в центре) на презентации проекта во время Петербургского экономического форума; схема грузопотоков будущей магистрали.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №212 (3646) - 16 ноября 2007 года

Госдума РФ увеличила пенсии северян / Прибавку получат более миллиона человек

Микроскоп для хрусталика

"Зачет" по нацпроектам принимал Глава республики в Усть-Вымском и Троицко-Печорском районах

 №210 (3644) - 14 ноября 2007 года

Новый республиканский бюджет сохранит социальную направленность

Приток инвестиций гарантирован

Все свидетельства выданы

Завершилась акция "Вы не одиноки"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 212 (3646)
16 ноября 2007 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»