Общество |
17 марта 2011 года |
Права заемщиков продолжают нарушаться/ Управление Роспотребнадзора и представители банков остались при своем мнении
Управление Роспотребнадзора по РК на нынешней неделе распространило данные по нарушениям, которые допускают банки при заключении кредитных договоров с физическими лицами. Как считают специалисты этого ведомства, банки включают в договоры заведомо ущемляющие потребителя условия. Эту тему затрагивала в своем интервью «Республике» 15 марта и руководитель управления Людмила Глушкова. В свою очередь банки получили возможность высказаться по спорным вопросам во время пресс-конференции, проходившей в зале республиканского управления Роспотребнадзора 15 марта. К сожалению, на встречу из 8 приглашенных к разговору банков пришли представители только двух: Санкт-Петербургского филиала ООО «Хоум Кредит энд Финанс банк» и ОАО КБ «Севергазбанк». Вал разбирательств последовал после плановых проверок деятельности банков, проведенных специалистами управления Роспотребнадзора. Выяснилось, что условия, ущемляющие права потребителей, использовались практически всеми проверенными банками. С точки зрения специалистов Роспотребнадзора, банки неправомерно взимали комиссию за открытие и ведение ссудного счета, навязывали заемщику при предоставлении кредита дополнительную услугу по страхованию жизни и здоровья, не информировали о полной сумме, подлежащей уплате по кредиту. Свою позицию управление не первый год отстаивает в судах разного уровня, а банки, в том числе и «Севергазбанк», продолжают ее оспаривать. Во время встречи стороны обменялись мнениями в режиме открытого диалога. В частности, юрисконсульт «Севергазбанка» Наталья Муравьева заявила, что ей вообще непонятно, почему включение в договор условия по страхованию жизни и здоровья Роспотребнадзор считает нарушением, ведь это делается не только ради снижения рисков банка, но и в интересах самого заемщика. В качестве главного аргумента представитель «Севергазбанка» привела довод о том, что заемщики добровольно принимают данное условие банка, подписывая кредитный договор, и соответственно должны нести ответственность вплоть до истечения его срока. Но, как пояснили начальник отдела юридического обеспечения управления Роспотребнадзора Евгения Черная и заместитель руководителя управления Елена Никифорова, нарушение заключается в том, что потенциальный заемщик лишен права выбора. Отказаться от страховки он не может, поскольку в противном случае ему попросту не выдадут кредит. Услуга по страхованию включается в типовые договоры банков, и обычно клиентам даже не предлагают обсудить другие варианты. НАТАЛЬЯ Муравьева высказала свою позицию и по поводу взимания комиссий банками. В конце 2009 года Арбитражный суд Москвы подтвердил обоснованность претензий Управления Роспотребнадзора по РК к Коми отделению «Сбербанка России», признав взимание платежей за открытие и ведение ссудного счета незаконным. Было принято также постановление президиума Высшего арбитражного суда РФ, еще раз подтвердившее правомерность действий Роспотребнадзора. По мнению представителя «Севергазбанка», опираясь на эти решения, суды других уровней теперь признают незаконными взимание любых комиссий, не особо разбираясь в том, какой дополнительный объем проделанной банком работы за ними стоит. Банк «Хоум Кредит» не подвергался проверке. Однако, пользуясь случаем, начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора Ольга Акулова поинтересовалась, готов ли банк рассмотреть обращение, поступившее от одного из заемщиков банка «Хоум кредит», считающего неправомерным установление этим банком моратория на досрочное погашение кредита. Роспотребнадзор данный пункт считает ущемляющим права заемщиков, поскольку они вынуждены нести дополнительные расходы, оплачивая помимо самого займа и проценты по нему до истечения срока моратория. Помощник директора банка Татьяна Корнейчук признала, что банк устанавливает мораторий, но считает, что это не ограничивает право заемщика на возможность досрочного погашения кредита. Теперь сторонам предстоит выяснить, насколько правомерно включение этого пункта в кредитный договор, о чем надзорное ведомство и предупредило банк. Подводя черту под разговором, представители банков заявили, что остаются при своем мнении, но встреча помогла им прояснить позицию Роспотребнадзора в интерпретации спорных вопросов. Ольга АЛЕКСАНДРОВА. |