Общество |
3 марта 2011 года |
Европейские стандарты для российской "вышки" начинают примерять в вузах республики
С 1 января 2011 года российские вузы перешли на уровневую подготовку специалистов по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). До 1 февраля на своих сайтах вузы должны были разместить всю информацию по тем направлениям, по которым будет проводиться прием. Что изменится с введением новых стандартов, мы попросили рассказать проректора по учебной работе Сыктывкарского государственного университета Алексея Тимофеева, который недавно вернулся с совещания в Минобрнауки РФ, где рассматривался вопрос готовности вузов к работе в новых условиях. В соответствии с Болонской декларацией Напомним, переход этот связан с Болонской декларацией 1999 года. Одной из наиболее важных особенностей декларации является то, что она призвана обеспечить студентам высших учебных заведений возможности перехода из одного вуза в другой в пределах России и Европы и признание дипломов о высшем образовании на международном уровне. Более широкие возможности открываются и для преподавателей, которые по договору могут читать курсы лекций в разных вузах. Необходимость подобных перемен была продиктована временем – изменившимися экономическими условиями и развитием широких связей с западными странами. Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 году. Тогда же был принят план мероприятий по ее реализации, а в 2007 году – федеральный закон о введении уровневой системы подготовки вузовских специалистов. Переход на работу по новым образовательным стандартам планировалось ввести с 1 января 2008 года. Однако в масштабах большой страны перестроить всю систему высшего образования в столь короткий срок оказалось невозможным, и потому новые стандарты внедряются с большой задержкой. Сыктывкарский университет стал своего рода экспериментальной площадкой для введения новых ФГОС: в мае 2010 года там начали внедрять новые образовательные программы по девяти направлениям. Как рассказал Алексей Тимофеев, новая система образования предполагает не просто изменение форм и сроков обучения, должна измениться вся идеология высшего образования. Идеологическая основа та же, что и в новых стандартах общего среднего образования. В основу положен так называемый компетентностный подход. Программы должны быть ориентированы на те компетенции, которыми выпускник должен обладать на выходе. И каждый преподаватель должен четко знать, какие компетенции дает его дисциплина. Но тут неминуемо встал вопрос: как и чем эти «компетенции» измерить, по каким критериям их определять? Разработчики стандартов (а это передовые вузы страны) расходятся во мнениях: одни говорят, что нужно проводить тестирование выпускников, а другие уверены, что в тестах компетентность не определишь. – Наверное, в разработке этих критериев должны участвовать работодатели, которые и являются основными заказчиками специалистов, они должны участвовать и в аттестации выпускников, – рассуждает Алексей Тимофеев. – А те в свою очередь говорят: «Ну вы что-нибудь напишите, а мы потом подпишемся». Иными словами, вузы по сути уже приступили к работе в новых условиях, но как будет определяться уровень компетентности выпускников, пока не знают ни сами преподаватели, ни потенциальные работодатели. Бакалавриат, магистратура, специалитет... В перспективе в вузах предполагается только уровневое обучение: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Прием на бакалавриат и магистратуру начнется уже в этом году, но пока остался еще и специалитет – привычный всем нам вариант пятилетнего высшего образования. Так что нынешние студенты пока учатся в условиях так называемых ступеней. И тут опять возникает загвоздка. Учился, допустим, студент на специалитете, ушел в армию или в вынужденный академический отпуск, вернулся, чтобы продолжить учебу, а специалитета уже нет. Куда его переводить? Процедура перевода в таких случаях не прописана. В Минобрнауки РФ пока не разработан регламент, как поступать в таких случаях, когда студент по уважительной причине должен на какой-то срок оставить учебу. Правда, в ближайшее время этот вопрос обещают решить. Кстати, специалитет, то есть пятилетнее обучение, все-таки останется, но только по очень ограниченному числу направлений. Окончательный список таких направлений пока не обнародован, но известно, что «МГУшные» специальности, такие как прикладная фундаментальная химия, фундаментальная математика и механика, остаются в режиме специалитета. В СГУ эти специальности тоже есть. Пока не решен вопрос и о том, как будут получать второе высшее образование. До сих пор все было просто: второе высшее получали по сокращенной трехлетней программе. Сейчас же вторая «вышка» на специалитете и в магистратуре запрещена. Разрешено получать второе высшее только на бакалавриате, но сколько лет в этом случае надо учиться, нигде пока не прописано. И потом: уровень образования дипломированного специалиста и бакалавра – разный, соответственно и сроки получения второго высшего образования должны быть разными. Как будет решен этот вопрос, тоже пока неизвестно. В аспирантуру можно будет поступать только с магистратуры или специалитета, но с бакалавриата – нельзя, нужно сначала отучиться в магистратуре. Поступление после бакалавриата на специалитет будет считаться вторым высшим образованием, и за это уже нужно платить. А вот дипломированным специалистам разрешено поступать на конкурсной основе на магистерские программы, для них это не будет считаться вторым высшим образованием, и обучение будет бесплатным. Конечно, специалист мог бы и сразу поступить в аспирантуру, минуя магистратуру. Однако, как пояснил Алексей Тимофеев, поступить в аспирантуру не всегда удается с первого раза из-за ограниченного количества мест. А за два года учебы в магистратуре можно подготовиться к кандидатским экзаменам, наработать какой-то задел по диссертации и потом окончить аспирантуру уже с защитой кандидатской. Таким образом, если учеба аспиранта завершилась досрочно или защитой диссертации, дополнительные бонусы получает уже и вуз. В этом году количество бюджетных мест в магистратуру будет увеличено на 20%. Те вузы, что имеют лицензию на ведение магистерских программ, получат эти места. В Коми магистерские программы реализуют только Ухтинский государственный университет и СГУ. В остальных вузах, скорее всего, все сведется к четырехлетнему образованию в режиме бакалавриата. В СГУ пока пять магистерских программ: экономика, математика и компьютерные науки, химия, биология, физика. С сентября планируют ввести еще две магистерские программы – по филологии и истории. Все условия для этого есть. А как на практике? Существенной недоработкой является и то, что пока никак не регламентированы вопросы организации практик в условиях уровневой системы обучения, а также реализация совместных образовательных программ. Совместные образовательные программы – это сотрудничество вузов, обмен студентами и преподавателями. Дело в том, что «осилить магистратуру» одному вузу не всегда возможно, так как открытие магистратуры требует определенного количества докторов наук по данному направлению. Исправить положение вполне возможно, заключив договор с другим вузом, где магистратура по требуемому направлению есть, и специалисты могут приезжать для чтения лекций. В Сыктывкарском университете, например, заключили договор с Удмуртским и Марийским университетами на реализацию совместных программ. Но механизм реализации совместных образовательных программ тоже пока еще находится в стадии разработки. Как уже было сказано, обмен студентами и преподавателями будет осуществляться и по договорам с зарубежными вузами. Дисциплины, изученные студентом за рубежом, должны засчитываться в российских вузах. Однако как именно должны засчитываться эти дисциплины, тоже пока неясно. В общем, несмотря на то что официально вузы перешли в новый режим работы, мониторинг Минобрнауки РФ показал, что ФГОСы еще «очень сырые» и требуют серьезных корректировок, а многие из них даже противоречат существующему законодательству. Недостаточно пока и нормативных документов. Учебно-методическое объединение классических университетов при МГУ разработало необходимые дополнения, и сейчас в Минюсте РФ разрабатывается механизм по внесению изменений в ФГОС. Остается надеяться, что к началу учебного года на пути, обозначенном новыми стандартами, появятся более четкие ориентиры. Галина ГАЕВА. |