Общество |
2 марта 2011 года |
При такой зарплате в школу не заманишь/ Участники круглого стола в Госсовете обсудили проблему педагогических кадров
Что необходимо предпринять на государственном уровне, чтобы молодой учитель хотел идти работать в школу? Ответ на этот вопрос пытались найти участники круглого стола, организованного Комитетом по социальной политике Госсовета РК на минувшей неделе. В нем приняли участие председатель Комитета по социальной политике Ольга Савастьянова, депутаты Госсовета РК Андрей Самоделкин и Алексей Цыпанов, представители министерства образования и учебных заведений всех уровней. ПРЕДВАРЯЯ разговор, Ольга Савастьянова отметила, что буквально за день до этого побывала в пединституте, где общалась с выпускниками, и почти все говорили ей, что в школу идти не собираются. Престиж профессии в обществе заметно упал. В то же время в соседней Финляндии учительская работа считается престижной, и первоочередное право идти работать в школу после окончания вуза получают десять лучших студентов. Потребность в педкадрах в республике с каждым годом растет. Если в текущем году школам потребуется заполнить 400 вакансий, то в 2012 эта цифра грозит вырасти до 600. В школах остро не хватает учителей иностранного языка, физики, математики. По мнению ректора КГПИ Валерьяна Исакова, одна из главных причин заключается в том, что муниципалитеты совершенно не озабочены целевой подготовкой учителей для школ своих районов, невзирая на предложения руководства вуза о сотрудничестве в этом вопросе. Кроме того, престиж профессии никто и не думает поднимать, в школах не ведется никакой профориентационной работы в этом направлении. В итоге в пединститут поступают слабо подготовленные выпускники школ, многие из которых отсеиваются если не на первых курсах, то уж во время педпрактики – точно. В прошлом году только 65% из тех, кто поступал, дошли до выпуска и получили дипломы. А те, что учились хорошо, предпочитают найти работу более спокойную и лучше оплачиваемую. Да и кто захочет ехать в село, если даже нормального жилья там предложить не могут? Ректор КГПИ предложил создать специальный совет при Министерстве образования РК, который бы конкретно занимался проблемой обеспечения школ педкадрами. Кроме того, он считает, что проблема уже так далеко зашла, что для ее решения необходимо создание специальной программы подготовки педкадров. РЕКТОР Коми республиканского института развития образования Татьяна Навазова поддержала предложение Валерьяна Исакова о необходимости создания совета при минобразования и согласилась, что проблема давно уже требует решения. «Уже давно надо об этом не говорить, а начинать что-то делать», – заметила она. По мнению Татьяны Навазовой, уже одной только зарплатой профессия учителя унижена в обществе. Молодой человек, пришедший работать в милицию, уже в первые годы получает зарплату в 30 тысяч рублей, а учительский оклад сегодня составляет 2 885 рублей. И те дополнительные выплаты, о которых много говорится, – сущая мелочь. В первую очередь, по мнению Татьяны Навазовой, нужно решать проблему зарплаты и обеспеченности жильем сельских учителей, и престиж профессии нужно поднимать всеми возможными способами, в том числе и привлекая средства массовой информации. Татьяна Навазова остановилась и еще на одном серьезном моменте: с этого года все школы перейдут на работу по новым стандартам, а педагогические вузы еще целых пять лет будут выпускать специалистов, подготовленных по старому принципу. Что они будут делать в школах? Совет при минобразования просто необходим, считает ректор КРИРО и ПК. Он должен наладить работу с муниципалитетами, которые в свою очередь должны ответственно, а не формально, как это было до сих пор, готовить планы на перспективу – сколько и куда нужно педагогов. Педагогическая практика студентов должна оплачиваться стопроцентно, со всеми надбавками. Нужно строго отслеживать, чтобы учителя работали по своему профилю, а не было такого, что школьный учитель, не знающий методики работы с малышами, работал в детском саду и т.д. Кроме того, нужно организовать системную работу по подготовке преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения, которых у нас в республике не готовят. Нужны новые законодательные акты, регламентирующие вопросы предоставления жилья молодым специалистам, а зарплата учителя должна быть не ниже уровня чиновника. Только при этих условиях проблему можно будет сдвинуть с места, считает Татьяна Навазова. РАЗГОВОР не оставил равнодушным никого. В ответ на пример о финских учителях, приведенный Ольгой Савастьяновой, проректор КРИРО и ПК Евгения Шеболкина, бывавшая в Финляндии, заметила, что причина такого благополучия кроется в том, что «бюджет одной школы в Финляндии равен бюджету всех школ Эжвинского района». Ее тут же поддержали, вспомнив пример Санкт-Петербурга, где Валентина Матвиенко разом решила проблему, заметно подняв зарплату учителям. Теперь, мол, институт имени Герцена не знает, куда пристроить своих выпускников – все места в школах заняты. Одной из причин отсутствия в школе молодых учителей называлась и та, что пожилые учителя просто не хотят уходить на заслуженный отдых и уступать место молодым. Многие из них уже не могут и не хотят поспевать за все возрастающими требованиями к учителю, работают просто почасовиками без всякого творческого подхода. В некоторых школах работают даже 75-летние учителя, а молодежь, которая и хотела бы прийти в школу, не может этого сделать, потому что места заняты. Впрочем, присутствовавшие на круглом столе студенты-пятикурсники КГПИ все как один заявили, что в школу идти не хотят. И не только по причине маленькой зарплаты и отсутствия жилья, но и потому, что «это очень нелегкий способ зарабатывания денег», в то время как можно найти место и поденежнее, и поспокойнее. Размер зарплаты, которую молодые хотели бы иметь, работая в школе, ребята определяют в сумму не менее тридцати тысяч. Обосновывалось это тем, что коммуналка нынче дорогая, молодым нужно соответственно выглядеть перед своими учениками и хорошо одеваться, а также все хотят иметь семью, создание которой тоже потребует немалых денег. Идею создания специального совета при министерстве образования и специальной республиканской программы поддержала и заместитель министра образования Наталья Студиград, которая посчитала справедливыми все высказанные замечания и предложения. Подводя итог совещанию, Ольга Савастьянова не могла скрыть огорчения. «Ну если нашим выпускникам зарплата в 20 тысяч кажется маленькой, то я не знаю, что и делать. Без помощи федералов нам здесь не обойтись. Нужна федеральная программа, чтобы зарплата учителя была приравнена к зарплате госслужащего. Мы в принципе с этим предложением уже выходили в Госдуму», – сказала она. Все высказанные предложения Ольга Савастьянова пообещала отправить на рассмотрение правительства республики. «Дадим месячный срок, чтобы правительство определилось с предварительными вариантами решения этих проблем, и вновь вернемся к этому разговору», – сказала она. Екатерина ВОРОНЦОВА. |