Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
9 ноября 2007 года

Вилли Таллер: "Наши граждане молчат, потому что не знают своих прав"

Если возникают проблемы с законом, люди обращаются за помощью к юристу. А в какие двери стучаться людям, если их выгоняют из родного дома без объяснения причин, лишь бездоказательно пользуясь правом собственника? Такая участь постигла жителей двух ухтинских домов. Об этих инцидентах неоднократно сообщала «Республика». В частности, общежитие по улице 30 лет Октября в результате незаконной сделки стало переходить из рук в руки. Предел терпения жильцов этого дома наступил, когда новый хозяин попытался выселить людей из-за якобы хронических неплатежей за коммунальные услуги, которые люди отказывались оплачивать, так как суммы в счетах выставлялись астрономические.  В итоге, когда в доме были отключены электроэнергия и вода, люди объявили голодовку. Долгая судебная тяжба шла между жильцами дома № 37 по улице Дзержинского и руководством Ухтинского механического завода. Люди пытались доказать свое право на жилплощадь, УМЗ считал дом своей собственностью и при этом также выставлял счета за ЖКУ с экономически необоснованными расценками. И в том и в другом случае ситуация благополучно разрешается во многом благодаря вмешательству представителей Коми республиканской общественной организации по защите гражданских прав и ее председателя Вилли Таллера, который помог людям доказать свою правоту и восстановить их права цивилизованным путем через суд. С ним беседует наш корреспондент.

 

– Большинство проблем тянутся еще с тех времен, когда не было четких правовых регуляторов решения имущественных вопросов либо они были, но игнорировались. Поэтому одномоментно разрешить проблемы непроезжих дорог, ветшающего жилфонда нереально. Если бы все граждане России предъявили иски родному правительству, то государство, удовлетворив их, стало бы банкротом. Поэтому мне кажется, что сегодня нужно провести ревизию всех социальных объектов, которые существовали до приватизации. Ведь по закону социальные объекты не могут перейти в частную собственность. Но реалии жизни таковы, что эти здания чудесным образом оказались в руках частных компаний. А новые хозяева как хотят, так и распоряжаются своим имуществом, невзирая на законные права людей. И это касается не только ведомственного жилья, но и детских садов, которые в свое время закрывались, передавались на баланс муниципалитетов, которые меняли их статус и размещали в детском учреждении, к примеру, отдел культуры, как в нашем городе. А ведь это прямое нарушение статьи 14 закона о гарантиях прав ребенка в РФ. Поэтому сегодня просто необходимо провести общереспубликанскую ревизию и проверить, насколько законно новые собственники владеют социальными объектами. Иначе мы никогда не решим проблему нехватки детских садов.

 

– Но пример с домами по улицам Дзержинского и 30 лет Октября показал, насколько сложно собрать доказательную базу для отстаивания своих прав на имущество в суде. Ведь, как видим, хозяева зданий, получившие их незаконным путем, сопротивляются до последнего. Как вы поступаете в таких случаях?

 

– Да, хозяева не спешат расставаться с собственностью. Более того, бывает и так, что представители администрации города встают не на сторону жителей дома, как это было в случае с домом по улице Дзержинского, 37, а на сторону собственника, коим он по закону не является. В этой ситуации мне, как правозащитнику, непонятна позиция надзорных органов, которые вроде бы и осведомлены о том, что то или иное здание было присвоено преступным путем, но при этом до сих пор никто и пальцем не пошевелил, чтобы вернуть государству его собственность.

 

– Получается, что никому эта собственность не интересна, кроме самих жильцов, которые вынуждены выйти на улицу?

 

– Скажем так, голодовка, митинги – это крайние меры защиты своих прав. Существуют правовые способы разрешения вопросов, которые и практикует наша организация. Но поскольку процедура защиты растягивается по времени в связи с соблюдением всех норм и правил, люди не вытерпели и решили действовать более активно, чтобы их не выселили на улицу. Сегодня идет тяжба между жителями общежития в Сосногорске по улице Комсомольской, 2а и ОАО «Печорское строительство». Там людей выселили под предлогом капремонта, затем никого обратно не вселили, переоборудовали здание под офисы и гостиницу. Пока лишь одна жительница подала иск об удовлетворении ее прав на жилье, трое жильцов подали иски на вселение. Остальные граждане не знают своих прав и молчат. А собственники зданий, владеющие информацией, частенько пользуются правовой безграмотностью людей, творят произвол на местах.

 

– А реально ли сегодня, на ваш взгляд, поднять уровень правовой культуры?

 

– Полтора-два года назад в одной из ухтинских газет я поднимал проблему дефицита мест в детских садах. Сегодня только в Сыктывкаре около трех тысяч, в Ухте – полторы тысячи детей-очередников, чьи родители не выходят на работу, так как не могут пристроить свое чадо в детсад по причине отсутствия мест. Нарушаются права детей на образование. А значит, по закону родители имеют право требовать денежную компенсацию от государства в размере средней величины зарплаты в регионе. Ведь из-за невозможности отдать ребенка в дошкольное учреждение страдает семейный бюджет, люди не могут выйти на работу, что негативно сказывается на размере будущей пенсии.

 

И что вы думаете? Ни один из родителей не обратился к нам за помощью по составлению исков в суд. Более того, несмотря на обращения в адрес Президента РФ, Председателя Совета Федерации, спикера Госдумы РФ проблема до сих пор не решена. Люди не владеют информацией, в газетах и на телевидении рассказывается обо всем, а вот правовой ликбез не ведется. Видимо, рейтинг СМИ этим не поднимешь.

 

– Тем не менее вы взялись за решение социальных вопросов. Не жалеете об этом? Ведь приходится пробивать стену чиновничьего бюрократизма, наступать на пятки представителям властных структур и неминуемо сталкиваться с угрозами в свой адрес.

 

– Всякое бывает. Спасает поддержка друзей и коллег, зараженных, как и я, обостренным чувством справедливости. Что касается чиновников, то они разные бывают. Одни считают нас раздражителем, другие готовы сотрудничать и помогать.

 

Вообще за пять лет работы на правозащитном поле мы научились многому, в том числе – выстраивать отношения с властью. И тем не менее прессинг ощущаю, причем на своего 15-летнего сына. Дело в том, что я активно борюсь со всевозможными школьными поборами, что, естественно, не нравится руководству школы, где учится мой сын Найк. Я детально изучал этот вопрос и пришел к выводу, что школы не знают, сколько денег им необходимо для организации образовательного процесса. Школам по старинке дают деньги, которые тратятся на текущие нужды, а назавтра оказывается, что бюджет на нуле. Где взять? Понятное дело, с родителей. Почему, к примеру, при единой системе финансирования в городе в одной ухтинской школе деньги на уборку классов собирают, а в другой школе нет?! И если родители отказываются платить – а я не могу себе это позволить как правозащитник, иначе грош мне цена, если я других учу соблюдать закон, а сам иду на поводу у школы, – то начинаются «репрессии». В моем случае классный руководитель пытался заставить 15-летнего парня мыть полы за отказ вносить деньги на уборку. Дальше – больше. Вызвали его на педсовет в кабинет директора, на котором угрожали оставить на второй год. Дошли до того, что сказали парню, что скоро им будет заниматься милиция, а к отцу будут применены административные меры наказания. О каком воспитании личности может идти речь?! Ведь подобная безнравственная педагогика превращает поборы в норму, порождает коррупцию и калечит души детей.

 

Мамы и папы предпочитают ежемесячно расставаться с деньгами, нежели иметь проблемы с учителями. В итоге сегодня наших детей приучают к тому, что сдашь деньги, и тебя не будут трогать, а завтра они будут уверены в том, что без взятки в вуз не поступишь. Думаю заняться этой проблемой в ближайшее время. Сначала будем обращаться к вышестоящему руководству отрасли образования, дабы призвать школы к рациональному хозяйствованию. А если и эти меры не помогут, обратимся в суд.

 

– Был ли в вашей практике случай доказательства врачебной ошибки, повлекшей смерть больного? Есть мнение, что браться за такие дела бессмысленно…

 

– Это действительно болезненный вопрос, без всякой иронии. Ко мне обращались родственники умершего вследствие неправильно проведенной операции. Они просили наказать виновного в этом врача. Но, по моему глубокому убеждению, прежде чем требовать засадить человека за решетку, нужно сначала разобраться в ситуации без эмоций. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому я настаиваю прежде всего на административном разбирательстве, чтобы подобный инцидент не повторился никогда. Так как подача иска в суд однозначно настраивает медиков, чиновников на защиту чести белого халата.

 

– Чем правозащитник Таллер занимается в настоящее время?

 

– Анализируя свод прав граждан на доступное и комфортное жилье, мы пришли к выводу, что стоимость квадратного метра уже с заложенной рентабельностью строительной фирмы не может составлять 50-55 тысяч. По нашим расчетам, реальная стоимость одного «квадрата» с учетом всевозможных затрат строителей составляет в Ухте 17-19 тысяч рублей. Это даже ниже показателей Росстроя, которые составляют 24 тысячи рублей за квадратный метр для нашей республики. Цифры Росстроя выведены исходя из реального положения вещей. Соответственно предусмотрены средства господдержки по жилищным сертификатам для тех же военнослужащих. Но реалии рынка недвижимости республики сегодня таковы, что разрыв между расчетной и сложившейся стоимостью квадратного метра настолько непреодолим, что средств господдержки на приобретение жилья катастрофически не хватает, и нуждающиеся в улучшении жилищных условий люди вынуждены отказываться от помощи государства. И обвинять застройщика в заведомо завышенной стоимости жилья нельзя. Таков закон рынка – спрос рождает предложение. А спрос сегодня в республике в связи с развитием кредитных механизмов растет год от года.

 

Мы же предлагаем альтернативный вариант решения проблемы. Взять хотя бы за основу положительный опыт жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), когда граждане собираются, делают взносы, передают их строительной организации, которая сдает дом под конкретное число жильцов. Причем они могут выбрать организацию, которая построит дом по 20 тысяч рублей за квадратный метр без ущерба для себя. Сложность в том, как объединить людей. Проехавшись по северо-западу страны, мы обнаружили, что ситуация с бешеной гонкой цен на жилье везде одинакова. Поэтому пришли к выводу о необходимости создания межрегиональной организации строительства некоммерческого жилья. В Москве уже регистрируем эту организацию, вскоре начнем строить. Важно то, что сами граждане выступают инвесторами строительства, за счет их денег будет возводиться дом, а не на средства какого-нибудь толстосума, который вложит деньги и будет ждать максимальной отдачи от инвестирования. А значит, цена реализации будет завышена. В нашем случае это будут реальные цены. Наша организация будет контролировать правильность оформления договорных отношений, станет заказчиком строительства и сборщиком средств. Уже есть предложения по малоэтажному и многоэтажному строительству под Рязанью, Ростовом, Костромой, Ярославлем, Тольятти, Самарой, Липецком, Воронежем. Думаю, не за горами начало строительства в республике.

 

– А конкурентов не боитесь? Ведь ваш проект провоцирует демпинг цен…

 

– Думаю, что большого урона строительному рынку наша деятельность не нанесет, темпы застройки у нас будут не те. Поймите, мы не стремимся извлечь прибыль, наша задача – помочь нуждающимся людям реализовать их конституционное право на жилье.

 

– А не пополнят ли ваши клиенты армию обманутых дольщиков?

 

– Обмануты были те, кто доверил свои средства коммерческим организациям. В этом случае законодательно люди не были защищены от мошенничества фирм-однодневок, перепродававших квартиры по нескольку раз и объявлявших себя банкротами. У нас некоммерческая организация, а значит, по уставу банкротами себя объявить не можем, не имеем права прокручивать средства вкладчиков. Кроме того, будет создан страховой фонд, который позволит разрешать непредвиденные ситуации.

 

– Вы берете на себя по сути решение государственной задачи обеспечения нуждающихся крышей над головой. А государство может вам помочь в реализации этой цели?

 

– Можно прийти и сказать: дайте деньги, мы решим проблему жилья для бюджетников и льготников. Но сначала нужно показать себя в деле, создать прецедент, получить результат, а затем просить поддержки на развитие проекта. Для этого у нас есть силы, опыт, знания.

 

Марина ЛЫСАКОВСКАЯ.

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 206 (3640)
9 ноября 2007 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»