Общество |
25 ноября 2010 года |
Велика Россия, а отступать некуда/ Дмитрий Медведев призвал навести порядок в системе ЖКХ
Как мы уже сообщали, в минувший вторник в Сыктывкаре прошло заседание президиума Госсовета России под председательством Президента РФ Дмитрия Медведева, в ходе которого обсуждались проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства. Открывая совещание, Д.Медведев отметил, что старается выстраивать свой рабочий график таким образом, чтобы месяц и более посвящать решению той или иной проблемы. Такой подход дает эффект. Сегодня ни для кого не секрет, что коммунальная сфера является одной из самых проблемных в стране. По словам Президента, жалоб на качество коммунальных услуг, обоснованность роста тарифов, работу управляющих компаний, которые собирают деньги с потребителей и несвоевременно оплачивают поставленные услуги, предостаточно. Катастрофический износ Серьезную озабоченность, по словам Президента, вызывает состояние жилфонда. Сегодня свой срок отслужили более 60% основных фондов коммунального хозяйства. – Если сегодня этим не заняться, через 5-7 лет нас ждет катастрофа, – резюмировал глава государства. – Сегодня на приведение до нормативного состояния коммунальных фондов страны требуется более шести триллионов рублей. В прошлом году расходы консолидированного бюджета на ЖКХ составляли всего 860 миллиардов рублей. Нужно интенсифицировать усилия, искать деньги на модернизацию этой сферы, внедрение новых энергоэффективных технологий через механизмы стимулирования частных инвесторов, населения. Сегодня по закону за состояние коммунальной сферы отвечают органы местного самоуправления, которые и должны заниматься модернизацией коммуналки. Но ни для кого не секрет, что у местных властей очень ограничены ресурсы для выполнения этих задач. Поэтому органы госвласти, главным образом в субъектах РФ, должны активно заниматься созданием условий для привлечения инвестиций в ЖКХ со стороны частного бизнеса. Дмитрий Медведев обратил внимание руководителей регионов и муниципалитетов на такой инструмент, как комплексные программы развития коммунальной инфраструктуры, которые должны быть увязаны с долгосрочными планами развития городов и сел. Опираясь на эти документы, частные операторы смогут планировать свои долгосрочные инвестиции. Но пока такие программы есть только в Новосибирской и Оренбургской областях. Одной из актуальных проблем является проведение капремонта жилфонда, в котором нуждаются до 40% домов в стране. Износ жилья влияет на рост эксплуатационных расходов и перерасход коммунальных ресурсов, не говоря уже об уровне благоустройства. Сегодня более 4,5 миллиона граждан России проживают в ветхом или аварийном жилье. Причем, по мнению Д.Медведева, эта цифра занижена по вполне практическим соображениям. – Если мы назовем реальную цифру, то масштабы бедствия будут еще больше, – подчеркнул Д.Медведев. – И в этом случае нужно будет принимать срочные меры, к которым мы пока не готовы. Оплачиваемая бесхозяйственность и «умный» учет Тормозит процесс приведения жилфонда в порядок низкий уровень ответственности собственников жилья за состояние общедомового имущества, их нежелание нести бремя расходов по содержанию дома. Ведь по жилищному законодательству ответственность за проведение ремонта возложена на собственника жилья. Однако при этом не уточняется, откуда будут изыскивать средства, к примеру, те, кто не в состоянии оплатить капремонт дома. Одним из действенных механизмов решения этой проблемы, правда, пока в качестве временной меры, является созданная Госкорпорация – Фонд реформирования ЖКХ, деятельность которой планируется продлить. При благоприятной финансовой ситуации в 2011 году Президент РФ обещал вернуться к возможности дофинансирования программ по капремонту, переселению из ветхого и аварийного жилья. Меры господдержки необходимо реализовывать до тех пор, пока в коммуналку не придет частный инвестор. Нерешенной остается проблема рационального использования и учета потребленных коммунальных ресурсов. – Я понимаю эмоции наших людей, которые не должны оплачивать безалаберность коммунальщиков и расхлябанность в системе местного самоуправления, – заметил Д.Медведев. – Выходом из ситуации может стать идея создания единых муниципальных баз данных, в которых могла бы храниться информация по всем направлениям, причем в режиме постоянной актуализации, об объемах поставленных ресурсов, истории платежей, что облегчит контроль за обоснованностью начисления сумм платежей. Эти «умные» системы учета должны внедряться повсеместно и в максимально короткие сроки. Но в то же время они не должны быть оторванными от практики и приводить к росту платежей со стороны граждан. Льготы – вхолостую? Ряд проблем и идей высказали присутствовавшие на заседании федеральные чиновники и руководители регионов, в частности Глава РК Вячеслав Гайзер. По его словам, сегодня граждане с низкими доходами имеют возможность получать субсидии на оплату услуг ЖКХ, но при условии отсутствия задолженности или при наличии соглашения о реструктуризации долга. А вот для тех, кому предусмотрены меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, наличие задолженности не является условием приостановки выплаты льгот. В Коми за счет бюджетов разных уровней меры социальной поддержки финансируются в объеме 150 миллионов рублей. При этом 30% получателей льгот являются неплательщиками, 50% – имеют задолженность свыше трех месяцев. Общая сумма задолженности превышает миллиард рублей. По мнению В.Гайзера, необходимо внести дополнительные условия в отношении такого рода льготников. К примеру, приостанавливать выплату субсидий до тех пор, пока не будет заключено соглашение о реструктуризации долгов или не будет погашена задолженность. Также Глава республики предложил стимулировать население устанавливать приборы учета потребленных услуг ЖКХ с помощью механизма софинансирования из бюджетов разных уровней расходов на установку счетчиков, что позволит активизировать реализацию программы энергосбережения по стране. С В.Гайзером согласился глава государства, заметив, что расходование бюджетных средств «вхолостую» неприемлемо. По мнению Д.Медведева, здесь должен действовать принцип справедливости. Если человек получает льготу, то он должен платить за услуги. Правильной назвал Президент идею экономической мотивации установки счетчиков, но при условии финансовых возможностей бюджета, так как дело это недешевое. С другой стороны, сохранять бесхозяйственность и безалаберность в сфере расходования ресурсов в стране попросту опасно, отметил Д.Медведев. Рецепты от «Перекрестка» «Рецептами» улучшения работы ТСЖ поделилась в ходе заседания Госсовета РФ управляющая ТСЖ «Перекресток» из Сыктывкара Полина Некрасова, которую Президент РФ лично пригласил поучаствовать в работе совещания после посещения им жилого дома по ул.Димитрова, 5 в столице Коми. К примеру, П.Некрасова высказалась за придание ТСЖ статуса покупателя коммунальных услуг по аналогии с управляющими компаниями (УК). – Сегодня по закону ТСЖ приравнено по статусу к управляющим организациям, – отметила П.Некрасова. – Но при этом управляющая компания может создавать активы, брать под них кредиты, имеет оборотные средства и создает прибыль, а ТСЖ – нет. А по уровню ответственности, по статусу и управляющая компания, и ТСЖ являются в равной степени исполнителями услуг. Кроме того, необходимо урегулировать вопросы налогообложения ТСЖ, чтобы на граждан не ложилась дополнительная финансовая нагрузка, так как в ТСЖ в отличие от управляющих компаний сбор средств за оплату ЖКУ приравнен к получению прибыли. Инициативы П.Некрасовой были одобрены Д.Медведевым, который заметил, что необходимо найти золотую середину и упорядочить деятельность управляющих компаний и ТСЖ, определить стандарты деятельности управляющих компаний и требования к предоставлению ими услуг. Шаги в этом направлении предпринимаются. В частности, в Госдуме РФ в первом чтении принят законопроект, касающийся стандартов качества и ответственности управляющих компаний. Утвержден на федеральном уровне и порядок раскрытия информации о деятельности УК. Подводя итоги заседания, Президент РФ отметил, что наведение порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве России как одной из самых протяженных и северных стран – задача очень сложная. И в ходе ее решения нужно обращаться в том числе к нестандартным подходам, стараться проявлять смекалку и изобретательность, внедрять современные системы управления, энергоэффективные технологии, направленные на снижение затрат граждан, особенно в сельской местности. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. Фото Юрия ОСЕТРОВА. За январь-март 2010 г. статистические сведения об оказании жилищно-коммунальных услуг населению и бюджетофинансируемым организациям республики представили 874 организации, из которых почти половина – товарищества собственников жилья. По результатам хозяйственной деятельности доходы организаций от оказания жилищно-коммунальных услуг, так же как и в январе-марте 2009 г., превысили расходы. В I квартале 2010 г. превышение составило 137,8 миллиона рублей, наиболее доходной была деятельность по электроснабжению. В структуре доходов сферы ЖКХ – 47% получено от оказания услуг теплоснабжения, 32% – электроснабжения. Они же были и самыми затратными для экономики: на их долю приходилось соответственно 50% и 31% от общей суммы расходов жилищно-коммунальной сферы. Жителям республики за I квартал 2010 г. было предъявлено жилищно-коммунальных платежей на сумму 3,6 миллиарда рублей, что на 9% больше, чем годом ранее. Организациям ЖКХ предоставление жилищно-коммунальных услуг обходилось в 1912 рублей на 1 человека в месяц, стоимость ЖКУ по установленному тарифу для населения составила 1765 рублей. Уровень оплаты населением счетов за жилищно-коммунальные услуги по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 7% и составил 84%. Общая сумма льгот и субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемая государством, на компенсацию роста платы за жилищно-коммунальные услуги в январе-марте 2010 г. составила 741,3 миллиона рублей, что практически на 20% покрывает сумму, предъявленную населению к оплате. За первые три месяца текущего года правом на социальную поддержку в виде льгот воспользовалась четвертая часть жителей Республики Коми. Средний размер социальной поддержки на одного пользователя составил 719 рублей, что на 11% больше, чем в среднем за 2009 г. Кроме того, по оценке 12% всех семей республики пользовались жилищными субсидиями как категория малообеспеченных домохозяйств. Средний размер субсидии на семью составил 1611 рублей в месяц, что на 2% больше, чем средний размер субсидии за 2009 год. Комистат. |