Общество |
31 августа 2010 года |
"Слово учителя" услышали/ Республиканская акция будет продолжена
Валентина Елина.
Сергей Балас, Нелли Струтинская и Галина Киселева.
Как мы уже сообщали, более 600 человек – учителя и директора школ, воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования, ветераны отрасли, представители общественных и профсоюзных организаций, а также родители учащихся приняли участие в акции «Слово учителя», организованной по инициативе Общественной приемной Главы РК и приуроченной к Году учителя. В КОНЦЕ прошлой недели о промежуточных итогах акции, которая еще не заканчивается, журналистам рассказали руководитель Общественной приемной Главы РК Галина Киселева, министр образования РК Нелли Струтинская и руководитель агентства РК по печати и массовым коммуникациям Сергей Балас. С 14 апреля, когда был объявлен старт акции, по 26 августа в адрес республиканской Общественной приемной поступило 54 обращения, из них 29 – коллективные. Все мнения, пожелания и предложения были переправлены в Министерство образования РК, где их скрупулезно проанализировали. Что же волнует наших педагогов, какие шаги по улучшению своего положения и повышению статуса профессии учителя они предлагают? Нелли Струтинская разделила все обращения на три условные группы. На первом месте – больная тема размера заработной платы. И это неудивительно. Что бы там ни говорили, престижность профессии в значительной степени зависит от оплаты труда. А наши учителя по доходам стоят на предпоследнем месте, обгоняя лишь работников сельского хозяйства. Вторая по объему группа обращений касается конкретных проблем в конкретных учебных учреждениях, третья – общих проблем отрасли образования. В этот раздел можно отнести не только часто поднимаемые вопросы материально-технической оснащенности школ, но и тему социальной защиты. Например, предложения провести ревизию в муниципалитетах, чтобы власть узнала, в каких условиях проживают учителя-ветераны, просьбу открыть в республике профилакторий, где бы педагоги могли восстанавливать свое здоровье, и многие другие. Однако решить комплекс этих проблем силами только Министерства образования нереально, констатировала Нелли Струтинская. Она высказала пожелание, как можно начать решать тот же «квартирный вопрос»: «Было бы неплохо, если бы у республики была возможность строить учительские дома, пусть с долей средств самих учителей». Есть предложения и достаточно спорные. «Одна учительница задала вопрос: зачем поставлять новое оборудование и мебель в школы, где ученики показывают плохие результаты ЕГЭ, – привела пример Нелли Струтинская. – У меня это вызвало удивление. К чему связывать поставку оборудования с результатами экзаменов? Надо создавать условия для получения качественного образования в любом образовательном учреждении». Кстати, как пояснила руководитель Минобраза, за период действия приоритетного национального проекта «Образование» на оснащение школ республики новой компьютерной техникой, учебными кабинетами, лабораторным оборудованием из федерального и республиканского бюджетов направлено более одного миллиарда рублей. Но вот что касается школьной мебели, об этом должны позаботиться муниципальные власти. Ведь именно глава муниципального образования несет ответственность за организацию работы на данной территории. Кое-что придется изменить в своих подходах и руководителям учебных заведений, считает Н.Струтинская. Учителя-предметники, ведущие классное руководство и выполняющие разнообразные поручения, но не получающие за это дополнительную оплату из стимулирующего фонда, убеждены, что страдают из-за несправедливого отношения директоров школы. Но если бы положения о стимулирующих выплатах были сформулированы в учреждениях образования на принципах открытости, прозрачности и выполняемости, такого бы не происходило. К сожалению, часть руководителей этой прозрачности не демонстрирует, признала министр. Отрадно, что по ряду предложений уже приняты меры. Исправлена несправедливость, когда большая часть стимулирующего фонда уходила на доведение зарплат низкооплачиваемых технических работников образовательных учреждений до МРОТ – 4330 рублей. Тем самым выплата была отнята у тех, кому и предназначена. Теперь в постановление об оплате труда педагогов внесены соответствующие изменения. Среди других проблем, на которые указали в своих обращениях участники акции, – нехватка учебников на коми языке, попытка местных властей сэкономить на дополнительном образовании (финансирование которого возлагается на муниципальные бюджеты), оптимизация, приводящая к закрытию малокомплектных школ. Нелли Струтинская согласилась, что оптимизация – процесс неоднозначный. С одной стороны, когда в школе не хватает учителей по большинству предметов, ученики не могут получить в ней качественное образование. С другой стороны, подчеркнула руководитель Минобраза, она против проживания детей в интернатах. Неправильно, когда дети оторваны от семьи. Один из путей решения этой проблемы – дистанционное обучение. С 1 сентября в Коми стартует пилотный проект дистанционного обучения в двух малокомплектных школах – в селе Ыб Сыктывдинского района и в поселке Ираель Сосногорского района. Всего в республике 84 малокомплектные школы, но, к сожалению, далеко не во всех из-за отсутствия технических возможностей можно организовать дистанционное обучение. В одной из отдаленных малокомплектных школ в Прилузском районе преподает учительница математики Валентина Елина. Она специально приехала на подведение итогов акции «Слово учителя», чтобы высказать слова благодарности ее организаторам. По мнению сельской учительницы, акцию надо продолжить. И это ее пожелание будет выполнено. Накануне такое же поручение дал и Глава республики Вячеслав Гайзер. Сейчас в его Общественной приемной думают, в какой форме продолжить это важное начинание. Галина ВЛАДИС. Фото автора. |