Человек и Закон |
15 июля 2010 года |
Особо охраняемые территории оказались вне закона/ Кому принадлежат природные заказники республики?
Власти республики намерены провести инвентаризацию особо охраняемых территорий республиканского значения. Причина весьма существенная – правовая основа функционирования этих территорий вызывает большие сомнения. Поэтому Сыктывкарская природоохранная межрайонная прокуратура провела проверку законности создания и функционирования на территории Коми особо охраняемых территорий регионального значения. В республике 239 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), в том числе 2 федерального значения (Печоро-Илычский заповедник и национальный парк «Югыд ва») и 237 – регионального. Последние включают в себя 165 государственных природных заказников и 72 памятника природы. Общая площадь, занимаемая ООПТ, составляет свыше 6 миллионов гектаров. Это 14,5 процента от площади всей республики. Как рассказал прокурор Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры Исламудин Астарханов, создавались ООПТ регионального значения в период с 60-х по 90-е годы прошлого века, согласно действовавшей в то время правовой основе. Сейчас законодательство изменилось. – Дело в том, что все ООПТ находятся в лесном фонде. Согласно федеральному законодательству земли лесного фонда принадлежат Российской Федерации. А согласно республиканской законодательной базе ООПТ регионального значения принадлежат Республике Коми. Но при этом согласно сведениям Управления недвижимости по Республике Коми право собственности у республики есть только на землю в местечке Тэг села Зеленец Сыктывдинского района, где расположен детский оздоровительный лагерь «Северная зорька». На другие ООПТ право собственности республики не зарегистрировано, – отметил И.Астарханов. Для каждого заказника установлен охранный режим, там действуют ограничения и запреты на осуществление хозяйственной и иной деятельности. Например, на рубку деревьев. Охрана этих территорий была возложена на территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, лесхозы и районные администрации. Но ни для одного заказника до сих пор не создана администрация, как того требует статья 22 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». – Если земля принадлежит Российской Федерации, то там должен действовать Лесной кодекс РФ. А согласно этому кодексу использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, предусмотренных Лесным кодексом или другими федеральными законами. То есть возникает сомнение, насколько правомерны ограничения, – говорит И.Астарханов. – Что касается водных объектов, то здесь тоже есть проблемы. Реки и озера, кроме прудов и обводненных карьеров, принадлежат Российской Федерации. И вся живность, которая водится в реках и озерах, – тоже федеральная собственность. А у нас есть ихтиологический заказник регионального значения. Вопрос: насколько правомерно он существует? Имеет ли республика право заниматься рыбохозяйственной деятельностью на объектах, принадлежащих Российской Федерации? Споры об этом ведутся уже не один год. Запросы по поводу разъяснений направлялись в самые различные инстанции, но конкретных ответов получено не было. Итак, государственный контроль и надзор на объектах, являющихся собственностью России (к коим относятся все ООПТ регионального значения в Коми), осуществляется уполномоченными федеральными органами. Там же осуществляют контроль и надзор и органы исполнительной власти республики, как на особо охраняемых природных территориях регионального значения. Из-за этого между федеральными и республиканскими ведомствами постоянно возникают конфликты. – По результатам проверки мы пришли к выводу, что исходить надо из того, в чьей собственности находится земля, – заявил природоохранный прокурор. – Как мы уже выяснили, земли ООПТ регионального значения принадлежат Российской Федерации. Поэтому субъект РФ не может вводить ограничения на пользование, например, лесами для собственника этих самых лесов. Что делать? Этот вопрос рассматривался на межведомственной комиссии, где было принято решение, во-первых, провести инвентаризацию ООПТ. Во-вторых, создать администрации по управлению ООПТ. Казалось бы, вопрос бы разрешился, если бы Республика Коми приобрела права собственности на земли ООПТ регионального значения. Но, по словам И.Астарханова, это не выход из положения: «Во-первых, это повлечет за собой большие расходы республиканского бюджета. Во-вторых, значительно сократятся субвенции РФ по исполнению переданных полномочий в рамках Лесного кодекса и законодательства о животном мире. Кроме того, нарушение режима особо охраняемых природных территорий карается не только административным законодательством, но и уголовным. Если, например, незаконная охота в обычном лесу влечет за собой административную ответственность, то незаконная охота на особо охраняемых территориях – это уже уголовная ответственность. То есть в хозяйственной деятельности и жизни населения республики могут возникнуть определенные трудности». Пока же, чтобы сохранить особо охраняемые природные территории, республика может воспользоваться имеющимися и переданными Российской Федерацией полномочиями в области лесного, водного законодательства и законодательства о животном мире. Елена ТЕРЕНТЬЕВА. |