Общество |
1 апреля 2010 года |
Шаг к объединению/ Все идет к тому, что в республике будут созданы два университетских комплекса
Руководству республики выпала нелегкая участь принятия судьбоносного решения, которое, очевидно, всех устроить не может.
Василий Задорожный всегда был за объединение СГУ и КГПИ.
Николай Цхадая готов сделать УГТУ пионером реформы.
Оптимизация учреждений высшей школы – процесс, продиктованный временем, и вузам республики его не избежать. Об этом заявила министр образования Нелли Струтинская на заседании Совета ректоров 30 марта. В совещании, посвященном обсуждению нынешнего положения в системе высшего профессионального образования и возможных путей оптимизации этой сферы, приняли участие Глава республики Вячеслав Гайзер и его заместитель Константин Ромаданов. Следуя рекомендациям Рособразования Министр образования РК Нелли Струтинская представила участникам совета аналитическую справку о положении высшего образования республики. В Коми сегодня действуют 22 вуза, из них только четыре самостоятельных. Это СГУ, УГТУ, КГПИ и Республиканская академия госслужбы. Свои собственные площади имеют только десять вузов, и только у шести есть студенческие общежития. За два последних года закрыты пять вузов и семь филиалов. Однако по ряду направлений количество выпускников вузов все равно в три-четыре раза превышает потребность республики в кадрах. 1218 человек, или 13%, – таково число незанятых выпускников вузов сегодня. Подобная ситуация сегодня по всей России. И федеральное Агентство по образованию, и Министерство образования и науки уже несколько лет говорят о необходимости оптимизации, однако все это пока встречает сопротивление на местах. По словам Нелли Струтинской, в целом по России предполагается сократить около ста вузов. Изменения коснутся в первую очередь педагогических институтов, многие из которых неизбежно потеряют самостоятельность. В результате должны остаться самые сильные и конкурентоспособные вузы. По замыслу Рособразования на базе университетов должны появиться научно-образовательные комплексы. На февральском совещании в Рособразовании предложили закрыть все филиалы с наполняемостью меньше ста человек и прекратить прием в те, где студентов меньше пятисот. На рассмотрение участников совета министр предложила вариант оптимизации, разработанный в республиканском Министерстве образования. В министерстве считают, что объединение должно происходить на базе двух крупных вузов республики – УГТУ и СГУ. Согласно этому плану в университетский комплекс должны войти КГПИ и филиал на базе СГУ Кировской медакадемии. В Сыктывкарский филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики и республиканский филиал Вятской государственной сельскохозяйственной академии прием рекомендовано прекратить, а направления подготовки в Сыктывкарском лесном институте распределить на два головных вуза – УГТУ и СГУ. Рекомендовано также провести реорганизацию УГТУ путем присоединения к нему двух ссузов, а воркутинские филиалы Ухтинского технического и Сыктывкарского университетов передать в головные вузы. Разумеется, это только вариант, а окончательное решение примут рабочие группы с участием всех заинтересованных сторон, которые министр предложила создать. Возглавить эти группы должны ректоры тех вузов, на базе которых будет происходить объединение. Предложения рабочих групп будут потом представлены Главе республики. Нужна концепция Ректор УГТУ Николай Цхадая (он же председатель Совета ректоров) признал, что нынешняя экономическая и демографическая ситуация диктует необходимость изменений. В то же время Н.Цхадая убежден, что «самый худший вид реформ – это попытка приспособиться к негативным тенденциям, к таким как демографический и экономический кризис». Никакие реформы не должны определяться желанием сэкономить на образовании под предлогом демографического кризиса. Оптимизация неизбежна, но прежде чем к ней приступать, необходимо учитывать не только экономический, но и человеческий фактор, считает ректор УГТУ. Чтобы не наломать дров, а все досконально учесть, он предложил разработать концепцию развития и модернизации системы образования в республике. Эта концепция должна представить сеть образовательных учреждений как системное целое, вписанное в контекст социально-экономического развития республики. В концепции должны найти отражение два основополагающих принципа: модернизация отечественного образования, прописанная во всех федеральных документах, качество и доступность. «Что касается педагогических и управленческих технологий обеспечения качества, то дефицита предложений в высшей школе нет, зато есть дефицит ресурсов, без которых все технологии – голая схема, – сказал Н.Цхадая. – Думаю, в этом отношении роль региональной власти может быть двоякой: с одной стороны, правительство могло бы взять под прямую опеку процесс согласования деятельности профессиональных учебных заведений начального, среднего и высшего звена и работодателей. И конечно, нам нужны крупные инновационные образовательные проекты на условиях совместного финансирования из федерального, регионального бюджетов и собственных заработанных средств. Без применения экономических рычагов мы обречены на бесконечную разноголосицу мнений». Лучше больше, чем меньше Любопытную точку зрения Н.Цхадая высказал по поводу того, что количество выпускников у нас превышает потребность в кадрах. По его мнению, это вообще не представляет проблемы. «Ну и что, что специалистов намного больше, чем требуется? – удивился председатель совета. – Во всех европейских странах такая ситуация. Это же лучше, чем нехватка. А если студент не найдет в регионе специальности по своему вкусу? Это вовсе не означает, что он поступит на ту специальность, которая востребована в регионе. Он может просто уехать за пределы республики. Поэтому тут надо действовать очень осторожно, подключая потенциал современных социальных технологий». Что касается судьбы вузовских филиалов, то Н.Цхадая заверил, что в отношении сыктывкарского филиала руководство УГТУ рассмотрит возможность его закрытия. А вот применительно к филиалам в Усинске и Воркуте такое решение было бы стратегически ошибочным. Потому что вузы, по мнению выступавшего, являются ключевым фактором, предохраняющим наши северные города от сползания к состоянию депрессивных моногородов. Этот момент он предложил в концепции отразить особо. Н.Цхадая заявил, что УГТУ готов выступить экспериментальной площадкой для апробации модели университетского комплекса. К началу следующего календарного года на базе УГТУ уже должен быть сформирован университетский комплекс, в который войдут Ухтинский горно-нефтяной колледж и Ухтинский промышленно-экономический лесной колледж. Приказ Рособразования об этом, согласованный с Правительством РК, уже есть. Н.Цхадая посоветовал всем вузам республики «взять небольшую паузу, чтобы посмотреть, с какими потерями и приобретениями пройдет реорганизация УГТУ». Спешка неуместна Всем присутствовавшим на совете ректорам была представлена возможность высказаться по поводу озвученных министром и председателем ректорского совета предложений. «Наконец-то у меня появились сторонники!» – не стал скрывать своего удовлетворения ректор СГУ Василий Задорожный, уже многие годы пробивавший идею о необходимости создания университетского комплекса на базе Сыктывкарского университета. С неменьшим упорством все эти годы идее объединения с университетом сопротивлялся старейший вуз республики – Коми государственный пединститут. Ректор КГПИ Валерьян Исаков считает, что педагогическое образование – совершенно уникальная сфера и слияние приведет к резкому снижению статуса педобразования. Пользуясь возможностью, В.Задорожный в очередной раз заявил, что аргумент ректора КГПИ ни на чем не основан. Ведь университет все эти годы тоже занимается подготовкой учителей и преподавателей, многие из которых сейчас становятся победителями республиканских конкурсов «Учитель года». Кроме того, на базе СГУ действует институт педагогического образования, в котором проходят профпереподготовку учителя школ. «У нас вот тут сидит министр образования – выпускница СГУ, тут же сидит заместитель министра, тоже закончившая СГУ», – подытожил В.Задорожный. Предложение о создании рабочих групп ректор СГУ поддержал. По мнению В.Задорожного, вузы сопротивляются объединению потому, что не представляют, что их ждет. Людям нужно терпеливо все объяснять. По такому пути создавались все федеральные университетские комплексы, хотя и там все эти инновации встречали огромным сопротивлением. Ректор также сказал, что на ближайшем ученом совете будет принято решение о закрытии Воркутинского филиала СГУ. Хотя признался, что ему очень жалко это делать. Но в противном случае не хватит абитуриентов для всех тех вузов, которые сейчас находятся в Воркуте. С высказанными предложениями, естественно, согласились не все. Директор филиала Кировской медакадемии Эльвира Нечаева убеждена, что их учебное заведение крайне востребовано: ведь республике в четыре раза больше требуется специалистов-медиков, чем они выпускают. «Мы сегодня уже практически полноценный институт. У нас только последипломного образования нет – оно осуществляется в головном вузе. Если республика возьмет нас на содержание, мы будем очень рентабельны и даже будем приносить доход», – считает Э.Нечаева. Так же, как большинство ректоров, она высказалась за то, чтобы сначала был сделан доскональный анализ ситуации. Против закрытия филиалов высказался ректор академии госслужбы Валерий Грибанов. «Филиалы – это новая кровь, это почти сложившиеся институты, на местах они выполняют социальную миссию. Зачем их закрывать?» – сказал он. Директор СЛИ Валентина Жиделева уверена, что Сыктывкарский лесной институт в скором будущем может стать самостоятельным вузом, что уже сейчас многие его воспринимают именно так. Но если власти республики примут решение о том, чтобы были созданы два университетских комплекса, то в СЛИ готовы поддержать это решение. Она также напомнила, что основные технические специальности сосредоточены в Сыктывкарском лесном институте и, если начать их необдуманно сокращать, это может привести к печальным результатам. От обсуждений – к делу Выслушав выступления всех ректоров, Глава республики Вячеслав Гайзер высказал свое мнение относительно необходимости оптимизации. Обсуждаемый вопрос он назвал архиважным для республики. По словам Главы, высшая школа в Коми должна остаться конкурентоспособной. Именно для этого и нужно сделать шаг к оптимизации. Необходимость этого шага понимают многие, но все опасаются: как его сделать и к чему это приведет. Но если его не сделать, то на этом все и закончится. «У меня большие опасения, что если мы не перейдем от обсуждений к делу, то у системы высшего образования есть все шансы благополучно скончаться», – сказал В.Гайзер. Глава также выразил недоумение по поводу высказанных мыслей, что оптимизация может погубить то лучшее, что наработано вузами: ведь цель оптимизации как раз в том, чтобы сохранить все лучшее, а не сломать. В то же время он согласился, что процесс этот болезненный и серьезный и спешка здесь неуместна. Поэтому для принятия базового решения В.Гайзер предложил создать рабочую группу, в которую войдут представители вузов и специалисты от исполнительной власти. Галина ГАЕВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |