Общество |
31 марта 2010 года |
Задачка под Нобелевскую премию/ Парламентарии и ученые обсудили эффективность законотворчества
Как мы уже сообщали, 25-26 марта в столице Коми прошла всероссийская научно-практическая конференция «Эффективность парламентской деятельности в субъектах Российской Федерации», приуроченная к 15-летию Государственного Совета РК. ЧЕМ эта эффективность определяется, на что нацелен творческий процесс законотворчества, как улучшить качество принимаемых нормативных актов, максимально приблизить их к потребности общества – ответить на эти и другие не менее важные вопросы попытались в своих выступлениях участники конференции – гости из регионов, депутаты Госдумы РФ и Госсовета РК, члены Совета Федерации, представители Верховного и Конституционного судов, прокуратуры республики, Администрации Главы РК и Правительства РК. В числе участников мероприятия были заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Юрий Воробьев, председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Владимир Плигин, первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, профессор, заслуженный юрист России Юрий Тихомиров. Их доклады на конференции по праву заняли центральное место. Особенно интересным оказалось выступление Юрия Тихомирова, проанализировавшего проблему эффективности законов. В условиях законотворческого бума, который наблюдается у нас со времени перестройки, весомость и значимость многих законов девальвируется, считает известный правовед. Если за период с 1938 по 1988 год в стране было принято всего около 100 законодательных актов, то сейчас Институт законодательства и сравнительного правоведения, в котором работает Ю.Тихомиров, ежедневно получает на экспертизу 5-10 проектов федеральных законов. «В такой правовой суете некогда думать, размышлять, оценивать, что, естественно, влияет на качество конечного законотворческого продукта. Поэтому не надо увлекаться принятием актов как таковых, не нужно стремиться нагнетать законотворческий процесс», – убежден известный юрист. ДРУГАЯ проблема, которую затронул Юрий Тихомиров, касается правового мониторинга – важнейшей составляющей оценки качества принимаемых законов. Должна быть статистическая информация – как действуют правовые акты, с одной стороны, и как общество влияет на правовые модели. Однако полной картины на сей счет нет. Негативную информацию – о нарушениях норм законов – можно почерпнуть из сводок МВД, других правоохранительных органов. А вот как оценить позитивное действие законов? Для этого необходим грамотный мониторинг, чем наша страна в отличие, скажем, от Белоруссии и Казахстана похвастаться, увы, не может. – А вообще, – сделал парадоксальное замечание Ю.Тихомиров, – оценка эффективности закона – задачка под Нобелевскую премию. И все же чем раньше мы ее решим, тем лучше. Если у закона будет хороший старт, ему предстоит бесконечный плодотворный марафон. С Ю.Тихомировым полностью согласен заместитель председателя Совета Федерации Юрий Воробьев. На брифинге по окончании пленарного заседания, отвечая на вопрос журналистов, что необходимо сделать, чтобы закон не превратился в «спящий», Юрий Леонидович дал следующий рецепт: «Надо создавать такие законы, которые были бы актуальны и действительно задевали каждого из нас за живое, давали нам возможность для самореализации. А если законы сложные и их очень много, если они регулируют частности, которые интересны лишь узкому кругу лиц, то такие законы, конечно же, не могут быть движущей силой нашего общества. Ежегодно в стране принимается более 300 законов. Мне кажется, что это очень много. Проследить за всеми этими нормами обычному человеку крайне сложно». Чуть раньше, выступая на пленарном заседании, Ю.Воробьев привел нормотворческую статистику: только пятая часть вносимых в Госдуму и Совет Федерации законодательных инициатив становится законами. В 2009 году из 1130 законопроектов были приняты 394. При этом законы принимаются в пожарном порядке, а это неправильно. Должен быть генеральный план законотворчества. Сейчас он разрабатывается на федеральном уровне. Такое планирование позволит избежать многих ошибок. ПО МНЕНИЮ Ю.Воробьева, законотворчеством надо заниматься исходя не из того, что возникла какая-то проблема, требующая моментального решения, или потому, что кто-то считает, что такой закон надо принять. Все-таки формирование законодательного процесса – дело творческое и должно быть основано на глубоких научных исследованиях. Поэтому стратегическое планирование законотворческой деятельности будет способствовать развитию нашего общества, а не тащиться позади его. И еще одно замечание: сами инициаторы из субъектов федерации зачастую почему-то не стремятся лоббировать, продвигать свои законопроекты, не присутствуют на заседаниях, где решается судьба их законодательной инициативы. Такие нарекания спикер республиканского парламента Марина Истиховская считает совершенно справедливыми. Именно поэтому Государственным Советом РК была проведена большая работа по переоценке лоббирования, принят документ о порядке проведения нулевого чтения. Это процедура, по мнению М.Истиховской, дает шансы довести по меньшей мере три законодательные инициативы от РК до принятия в Госдуме. ПОКА же из 30 внесенных от Коми в прошлом году инициатив только две стали законами. Это закон о ликвидации судебного участка в Койгородке и передаче его функций судебному участку в другом районе, а также поправка в закон о государственной гражданской службе в РФ. Кроме того, законотворцы республики рассчитывают на продвижение еще одной инициативы – по ограничению мест, где разрешено потребление пива. Проект уже рассмотрен Думой в первом чтении. Было бы неплохо, если бы с законодательными инициативами выходили не только парламентарии, но и непосредственно население, но это уже, пожалуй, из области мечтаний. И, наконец, нельзя говорить об эффективности законов без контроля за их исполнением. Сейчас же очень многие из уже принятых законов не работают. К примеру, это в полной мере касается охраны окружающей среды, которая активно загрязняется, и никакие нормы не останавливают нарушителей. Значит, закон должен иметь не только силу уголовного преследования, но и нести в себе некий воспитательный момент. Должна быть и такая мотивация. Как подчеркнул Юрий Тихомиров, преамбула закона должна открывать смысл, для чего этот закон принимается. Галина БОБРАКОВА. Фото Владимира ЯЧМЕНЕВА и Владимира МИХЕЕВА. |