Дым Отечества |
27 февраля 2010 года |
Обетное Мыелдино/ Верхневычегодское село отличается от других множеством крестов
Вычегодское село Мыелдино в летописях упоминается с 1668 года. Растянувшееся на семь километров, оно является интереснейшим в этнографическом плане на всей Верхней Вычегде. Изюминка этого населенного пункта – обетные кресты. Местное население издавна отличалось особой набожностью. Именно в Мыелдино в конце XIX века появились «бурсьылысьяс», что в переводе с коми означает «певцы добра». Деятельность «певцов добра», восхваляющих Бога, не прекращалась в этом уголке Коми края даже в 30-е годы, в период массовых гонений на церковь, повсеместного закрытия храмов и расстрела священнослужителей. Важнейшей частью религиозной жизни местного люда стала традиция повсеместно устанавливать деревянные кресты. До сегодняшнего дня в Мыелдино сохранились 11 крестов различного типа. Три из них стоят на месте бывших часовен. В деревне Куръядор когда-то возвышалась часовня в честь Николая Мирликийского, в Коджвудоре – великомученицы Екатерины, в Денисикте – чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери. Все часовни были закрыты и разобраны в 30-е годы. Но мыелдинцы не забыли места, где когда-то стояли божьи дома, на каждом соорудили памятный крест. Другие мыелдинские кресты напоминают о храмовых праздниках деревень, из которых и состоит село. Например, в деревне Кирсикт раньше отмечали праздник Успения. Поэтому поставленный здесь крест называется Успенский. Имеется обетный крест и на месте старого погоста. Он носит название Ильинского. Древним христианским символом отмечено и прилегающее к деревне Попсикт поле. Этот крест освящен в честь Серафима Саровского. И при въезде, и при выезде из Мыелдино тоже высятся кресты. Это, по словам сельчан, обереги, охраняющие село от злых духов, нечистой силы. Все мыелдинские кресты периодически обновляются. О том, что пятачки возле крестов-оберегов часто посещаются людьми, говорят пристроенные к ним столики. На них кладут хлеб и яства приходящие поклониться к крестам сельчане. Если кого-то настигла беда или напасть, то к крестам приносят и обетные вещи – платки, полотенца, которыми обматывают кресты. Иногда возле них оставляют и милостыньку для нищих и нуждающихся. В большие церковные праздники совершаются крестные ходы. Они заканчиваются возле креста в честь Тихвинской Божьей Матери. В праздник этой почитаемой иконы, 9 июля, в Мыелдино съезжаются жители многих окрестных сел и деревень. Все идут к обетному кресту, где совершается торжественный молебен. В этом селе бытует и оригинальная легенда о чудотворной иконе. Древний образ с ликом Тихвинской Богоматери поднимали по Вычегде. Сначала хотели причалить к Богородску и оставить его там. Но пристать к берегу гребцы так и не смогли. Потом решили остановиться в Пожеге. Но и здесь берега оказались неприступными. А возле Мыелдино лодка сама прикоснулась к берегу, а затем доплыла до того места, где затем и установили обетный крест. Широко распространенная до 1917 года традиция устанавливать на памятных местах и сельских околицах кресты сейчас вновь возрождается. В разных уголках Коми республики уже возвышаются сотни обетных крестов. Епархия Сыктывкарская и Воркутинская в ближайшее время планирует отметить христианскими символами места всех разрушенных часовен и храмов на Коми земле. Под Сыктывкаром установлены памятные кресты и на местах массовых расстрелов в годы сталинских гонений. А «пальму первенства» в Коми по числу обетных и памятных крестов пока прочно удерживает вычегодское село Мыелдино. Зинаида Ермолина, ученица Гимназии искусств при Главе РК. |