Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Человек и Закон
15 января 2010 года

Семейный дефолт

/ Насколько реально получить в банке отсрочку по кредиту?

2009 год запомнился нам прежде всего глобальным финансовым кризисом. Многие, у кого есть обязательства перед банками, оказались в сложной ситуации – начались массовые сокращения, увольнения, невыплата заработной платы. Государство, пытаясь помочь людям, дало банкам право предоставлять клиентам отсрочки по кредитам. Сыктывкарец Андрей Можегов (на снимке), потерявший работу, договориться с банком не смог…

Безработный клиент

В августе 2006 года Андрей Можегов взял в одном из крупнейших банков страны кредит – 400 тысяч рублей. Тогда у Андрея и у его супруги была неплохая работа (они работали на одном частном предприятии – ООО «ОЛЫМ»).

Проблемы с выплатами по кредиту у Андрея начались в июле 2008 года, когда его уволили с работы. Работодатель просто заявил ему, что не нуждается более в его услугах. К тому же предприятие разваливалось. При увольнении Андрею не выдали ни трудовой книжки, ни справки о заработной плате…

Вслед за Андреем работу потеряла и его супруга. Правда, история здесь совсем другая. Мы о ней писали в материале «Кинутые поручители» («Республика», 18 сентября 2009 года).

Если вкратце, то ситуация была следующая. В июне 2007 года работодатель Андрея заставил его супругу Елену Можегову, которая работала вместе с ним, стать поручителем по кредиту, обещая исправно платить. Сумма кредита – 850 тысяч рублей. Елена сначала отказалась, но директор стал угрожать увольнением и лишением заработной платы. Некоторое время директор исправно вносил платежи по кредиту, а потом из-за финансовых трудностей перестал. Суд постановил взыскивать задолженность с поручителей. Но история на этом не заканчивается. В августе 2008 года Елену уволили с работы
из-за конфликта с руководством, а возник конфликт, как понимаете, из-за кредита… Елена пыталась в суде доказать, что справка о доходах, выданная ее работодателем банку, поддельная, в ней указана неверная зарплата. Из-за этого Елену сначала обвинили в растрате, а когда доказать ничего не смогли, просто уволили. Со слов Елены, она написала заявление об увольнении по собственному желанию, однако спустя две недели после этого ей не дали ни расчет, ни трудовую книжку. Конфликт с работодателем тянулся почти год. В результате Елена получила трудовую книжку, в которой было указано, что она уволена за нарушение своих трудовых обязанностей.

– Я подала в суд иск о восстановлении на работе и взыскании с работодателя заработной платы за время вынужденного прогула, – пояснила Елена. – Процесс был долгим. Работодатель был не согласен с суммой взыскания. Я рассчитала ее исходя из заработной платы 37 тысяч рублей. Именно столько указывал работодатель в справке о моих доходах за 2008 год, которую он предоставил банку. На суде представитель фирмы, где я работала, открыто заявила, что в справках о доходах указана неверная зарплата. Так какая же у меня на самом деле была зарплата? Гадать не надо, я запросила в Пенсионном фонде справку об отчислениях. Согласно этой справке моя зарплата составляла не более 10 тысяч рублей. Суд удовлетворил мои исковые требования. Я должна получить от предприятия 172 тысячи рублей. Прошел год, но решение суда до сих пор не исполнено.

Долговой SOS

Несмотря на то что Андрей потерял работу, он пытался погашать кредит. Занимал-перезанимал деньги, находил случайные заработки. Правда, случались просрочки, но он погашал и проценты, и набежавшие за просрочки пени. Так Андрей выкручивался полгода – до 2009. Параллельно он обратился в трудовую инспекцию, чтобы заставить работодателя выдать трудовую книжку. Ведь без нее он не мог устроиться на официальную работу, встать на учет в центр занятости. В трудовой инспекции ему посоветовали обратиться в суд.

– В центр занятости я встал как впервые обратившийся, стал получать пособие – одну тысячу рублей, – сетует Андрей. – Мне стали предлагать низкооплачиваемую работу, а не аналогичную той, что была ранее, – водителя-экспедитора. Все потому, что у меня нет трудовой книжки.

Андрей подал иск в суд на своего бывшего работодателя. По итогам судебных заседаний судья предложила заключить мировое соглашение. Андрей согласился.

– Я надеялся, что уж теперь-то меня никто не обманет, ведь это решение суда, но вышло опять все против меня, – рассказал Андрей. – Дело в том, что я устроился на предприятие «ОЛЫМ» 1 марта 2006 года, а уволен был 30 июля 2008 года. Что вы думаете, когда я наконец-то получил трудовую книжку, в ней стояли совсем другие даты! Принят на работу 1 октября 2006 года, а уволен 8 мая 2007 года. То есть получается, что в августе 2006 года, когда я брал в банке кредит, я не работал в «ОЛЫМ». Но ведь я же предоставил в банк справку о заработной плате и справку с места работы именно с предприятия «ОЛЫМ». В них имеются подписи руководства и печать. Я же их не выдумал… Служба безопасности банка проверяла документы, приезжала на предприятие. Зачем работодателю все это нужно? Книжку мне выдали лишь 3 сентября 2009 года.

Когда Андрей понял, что не сможет платить по кредиту, он обратился в банк с просьбой предоставить ему отсрочку, так как у него возникли проблемы с работодателем. Сначала обращался устно, но все было тщетно. Потом написал письменное заявление, в котором объяснил, что он и его поручители – мама-пенсионерка и жена, которая также потеряла работу, – находятся в тяжелом финансовом положении.

Процитируем выдержку из этого письма: «Прошу банк, которому в тяжелом материальном положении была оказана помощь государства, найти взаимное решение проблемы». На это банк ответил сухо: «Обращаем ваше внимание на то, что в связи с систематическим нарушением условий кредитного договора и игнорированием требований банка погасить просроченную задолженность в добровольном порядке 21 апреля 2009 года было принято решение о досрочном взыскании в судебном порядке ссудной задолженности в полном объеме».

Банк не захотел идти на компромисс. Дело дошло до суда.

Понятно, что А.Можегов подписал кредитный договор и обязан его выполнять. Но ведь и в сложной ситуации – без работы – он оказался не по собственной воле. Готов погасить кредит, когда устроится на новую работу. Естественно, суд встал на сторону банка и постановил досрочно взыскать кредит с Андрея Можегова и его поручителей.

Мама Андрея подала встречный иск о расторжении договора поручительства, сославшись на то, что у заемщика возникли непредсказуемые проблемы с работодателем, а это существенное изменение обстоятельств, при которых она подписывала договор поручительства. Статья 451 Гражданского кодекса РФ гласит, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения. Но суд иск мамы не удовлетворил.

– Кроме того, банк просил наложить арест на мою машину «Мерседес Бенц Вито», – говорит Андрей. – Это очень старенький грузовичок. Зачем она банку, ведь ее цена гораздо ниже той, что я задолжал. Я предоставил в суд документы, что этот грузовик был куплен не на деньги банка, и предложил взамен другую машину, более дорогую – «Ровер». Но банк не захотел брать ее в залог. Мне не понятна их позиция: хочу не хочу. Я пытаюсь всячески добиться того, чтобы мне дали законную возможность отсрочить платежи, чтобы я мог устроиться на работу и вернуть банку деньги, но никто мне не идет навстречу. Судья Светлана Борисовна Огнева предложила нам признать долг, а потом через суд попросить отсрочку. Но что-то мне подсказало, что это невозможно, что меня опять обманут. Так и вышло. Суд учел только аргументы банка, а мои – нет.

Андрей подал кассационную жалобу в Верховный суд, но решение сыктывкарского суда было оставлено в силе.

Замкнутый круг

Естественно, исполнить решение суда Андрей не может. Где ему взять деньги? Он и его поручители каждый отдельно подали иски в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Все три заявления опять рассматривала судья С.Огнева.

Итак, супруга Андрея в своем заявлении ссылается на то, что ее имущественное положение не позволяет в установленный срок (5 дней с момента вынесения судебного решения) полностью погасить задолженность – более 240 тысяч рублей. Кроме того, она не работает по вине работодателя. Елена объяснила, что суд восстановил ее на работе и постановил взыскать с работодателя заработную плату в размере 172 тысяч рублей. Однако решение суда до сих пор не исполнено. Как только с ООО «ОЛЫМ» будут взысканы деньги, она сможет исполнить решение суда по кредиту.

Мама Андрея попросила отсрочки до марта 2011 года. Она пояснила суду, что она пенсионерка, но работает. У нее есть свои обязательства по кредитам. Она их исправно погашает. Ряд кредитов заканчивается в 2010 году, а один – в марте 2011 года. Если она начнет погашать кредит сына, то у нее не будет возможности погашать свои, а это приведет к тому, что другие банки подадут на нее в суд.

Сам Андрей попросил отсрочку до мая 2010 года, сославшись на то, что пока он безработный, но работу ищет.

– Как и следовало ожидать, судья Огнева в удовлетворении исков отказала, – говорит Андрей.

В решении суда есть несколько любопытных моментов. Например, в суде представитель банка возразил против удовлетворения иска жены Андрея, сославшись на то, что «исполнение решения суда может затянуться на годы и нарушит интересы банка». Судья сама себе противоречит, принимая во внимание эту позицию банка. Ведь в этом же решении судья ссылается на часть 2 статьи 13 ГПК РФ, которая гласит: «вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения граждан и организаций и подлежат неукоснительному исполнению». Получается, что решение суда, вынесенное в пользу банка, обязательно к исполнению, а решение суда, вынесенное в пользу гражданина, нет? Как это понимать?

Еще один момент. Суд отказал маме Андрея в отсрочке, сославшись на то, что «наличие иных собственных долгов подтверждает тяжелое имущественное положение только в настоящее время (2009 год – прим.ред.), однако они не могут быть распространены на 2010, 2011 годы и на неопределенное время, данные обстоятельства не являются исключительными».

– Как не распространяются? Ведь мы предоставили документы, подтверждающие то, что маме предстоит платить по кредитам и в 2010, и в 2011 году, – возмущается Андрей. – Меня поразил вопрос судьи Огневой, почему я и моя жена не работаем? Мы же все объяснили. Я сужусь с работодателем, жена по решению суда восстановлена на работе, но фактически – нет, так как предприятие находится в стадии банкротства. Тогда судья предложила ей найти неофициальную работу. Но кто возьмет ее на работу неофициально, да еще и с решением суда на руках? Мне судья предложила устроиться на низкооплачиваемую работу. Но это, на мой взгляд, не решит проблему. К примеру, я устроился на работу с зарплатой
4-5 тысяч рублей. По закону взыскивать можно столько, чтобы у должника оставался прожиточный минимум. Смогу я погасить с такой зарплатой кредит, ежемесячный платеж по которому 12 тысяч рублей?

Пока Андрей Можегов пытается договориться с банком, к работе приступили судебные приставы. Кстати, весьма оперативно. Только взять у семьи Можеговых нечего. Ни собственной квартиры, ни дачи у них нет.

– Приставы пришли к нам, посмотрели и записали, что имущество не соответствует долгу, – говорит Андрей. – Я им предложил автомобиль «Ровер», но они пока думают. Вот такой замкнутый круг получается. Попытаюсь, конечно, подать кассационную жалобу на решение сыктывкарского суда об отсрочке исполнения судебного решения по досрочному взысканию долга. Чем это все закончится, не понятно. Почему никто не хочет войти в положение простого работяги, который волею судьбы оказался в такой форс-мажорной ситуации?

Елена МАКИНА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №4 (4161) - 15 января 2010 года

На пожизненный срок Антон Коростелев и Алексей Пулялин этапированы в колонию

Бренди для заведующего

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 4 (4161)
15 января 2010 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»