Общество |
11 ноября 2009 года |
ПУ со статусом АУ/ К чему приведет переход учреждений профобразования на автономные рельсы?
Как мы уже сообщали, в Сыктывкаре прошел семинар для руководителей учреждений начального профессионального образования на тему «Резервы развития учреждений профессионального образования в современных экономических условиях». Обсуждались пути и возможности перехода профессиональных учебных заведений в автономные учреждения (АУ). Мы сочли необходимым рассказать об этом более подробно. Выход один – объединяться О причинах неизбежности перехода в автономные учреждения и о подводных камнях, которые могут встретиться на этом пути, рассказал руководитель учебного центра Федерального института развития образования Михаил Никитин. Он особо отметил, что перевод учреждений профобразования на новые экономические рельсы «не стоит расценивать как коммерциализацию профессионального образования или уход государства от ответственности за развитие сети этих учреждений». Государство по-прежнему будет вкладывать деньги, только теперь уже более целенаправленно, и финансовую помощь будут получать те, кто сумел доказать свою жизнеспособность. А жизнеспособными, как логически вытекало из выступления, могут стать только те учебные заведения, которые сумеют приспособиться к новым условиям. Докладчик рассказал о возможных формах автономных учреждений. К примеру, учреждение профессионального образования после реорганизации может представлять собой интегрированную структуру, объединяющую профессиональное училище и техникум, когда в структуру техникума или колледжа входит учреждение начального профобразования. Либо в структуру лицея входит муниципальная школа. «Теперь это можно делать, – пояснил М.Никитин. – Это раньше было нельзя, потому что они были в разном ведении: школа была муниципальной, а НПО и СПО – федеральными. Теперь же, если, к примеру, на одной стороне дороги находится профучилище, а через дорогу – слабенькая общеобразовательная школа, то эти учебные заведения вполне могут объединиться и реализовывать программы общего образования. Законодатели снимают правовые ограничения для тех образовательных учреждений, которые могут обеспечить качество обучения этих школьников. То есть школы вполне могут становиться филиалами училищ или техникумов. Органы управления тоже будут объединенными, это будут советы директоров». Основной плательщик – заказчик Новая система профессионального образования разработчиками условно названа довузовским профобразованием. «Довузовское профобразование не надо понимать как отказ от НПО или смерть СПО, – вновь поспешил успокоить пессимистов М.Никитин. – Это просто обеспечение нового качества профобразования и переход от управления учреждениями к управлению образовательными программами». Впрочем, как было сказано далее, «опыт других регионов показал, что большинство директоров либо не понимают сущности перехода, либо их уровень квалификации не выдерживает критики. Многие просто не смогут работать в автономном учреждении, потому что это серьезные требования к уровню профессиональной квалификации». Все это потребует пересмотра и структуры управления, и финансирования, к тому же не везде еще есть условия для перехода в АУ. Выступавший привел пример одного из успешных самарских автономных учреждений. Сегодня там одновременно реализуется 59 образовательных программ самого разного уровня: общего, специального, инклюзивного, начального, среднего и дополнительного профессионального образования. В реализации этих программ участвует несколько образовательных команд. Из каких же источников будет финансироваться подготовка кадров в автономном учреждении? Ответственность за финансирование заказа будет нести заказчик по договору, он же и формирует требования к подготовке специалистов. Государство в свою очередь будет формировать контрольные цифры приема на образовательный заказ и платить за это. Но как будет формироваться госзаказ? Кто участник заказа? Кто разрабатывает эти цифры? Ответы на эти вопросы, признался М.Никитин, пока видятся смутно, потому что сегодня никто точно не знает реальных цифр потребности в рабочих кадрах, точно так же, как нет сегодня и точных, выверенных расчетов, в какую сумму обходится подготовка тех или иных специалистов. Поэтому формирование госзаказа потребует рассмотрения очень серьезных вопросов. Естественно, вновь образованным автономным структурам придется доказывать свою жизнеспособность самыми разными способами. В частности, один из способов удержаться на плаву – развивать дополнительные образовательные услуги. По мнению М.Никитина, если развернуть дополнительные образовательные услуги, то бюджетного финансирования может и не понадобиться – достаточно будет своих денег. Совсем без поддержки государство, конечно, образовательные учреждения не оставит. Поскольку имущество нынешних учреждений НПО и СПО – государственное, то после принятия автономии содержание госимущества будет поддерживаться на основе целевых государственных субсидий, которые будут также направляться на уплату налогов и на выполнение социальных функций. Но поскольку средств «точно не будет хватать», при автономных учреждениях должны создаваться эндаумент-фонды или фонды целевого капитала. В этот фонд должны войти все, кто является долговременным заказчиком на подготовку специалистов. В России пока создано только 70 эндаумент-фондов, и только при вузах. Хотя законодатель не препятствует созданию таких фондов и при учреждениях начального и среднего профобразования. Угрозы для неопределившихся Что же будет с теми, кто не пожелает или не сможет перейти в статус АУ? Судя по количеству угроз, которые их подстерегают, шансов на выживание у таковых просто нет. И одна из главных угроз – демографическая. К 2013 году ожидается снижение общей численности обучаемых в НПО и СПО на 17%. Нетрудно спрогнозировать, что в условиях, когда при расчете на обучение 800 человек в учреждении обучается 250, оно просто будет закрыто. Вторая угроза – экономическая. Сегодня дефицит высококвалифицированных ресурсов приводит к созданию работодателями дублирующих структур подготовки кадров в виде корпоративных учебных центров, институтов, бизнес-инкубаторов. Зачастую рядом с училищем стоит техникум, рядом с техникумом – бизнес-инкубатор. «Если рядом появляются дублирующие структуры и при этом деньги в профобразование не вкладываются, то перспектива понятна: кто-то кого-то выживет. Просто дело во времени», – констатировал М.Никитин. Еще одна угроза для неопределившихся – социально-психологическая. В общественном сознании социальная успешность сегодня связывается только с высшим образованием. А значит, чтобы повысить престиж рабочих профессий, нужно создать сильные образовательные структуры, которые могли бы выпускать высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, и высокооплачиваемых. И последняя угроза – корпоративно-образовательная, когда высшая школа «недружественно» поглощает УНПО и СПО сверху, включая их в университетские комплексы. Другого выхода нет? Как же относятся к переходу на автономные рельсы сами директора профучилищ? У большинства особого оптимизма перспектива автономии не вызывает. Особенно у тех, кто сегодня пока еще находится в федеральном подчинении. Таких у нас в республике осталось всего четыре училища. По словам заместителя директора Сыктывкарского профессионального лицея № 34 Виктора Даранкевича, сегодня четыре федеральных ПТУ, в число которых входит и 34-й лицей, получают на развитие столько же, сколько все профучилища республиканского подчинения. В то, что заказчики с готовностью кинутся платить за подготовку специалистов, Виктор Брониславович просто не верит: ведь подготовка высококвалифицированного специалиста (а именно такие нужны каждому предприятию) стоит немалых денег. Но главным ударом по профобразованию Виктор Даранкевич считает отказ от социальных гарантий, которыми всегда пользовались учащиеся ПТУ. «Раньше во всех профучилищах дети были на гособеспечении. Сегодня бесплатное питание предоставляют только четыре федеральных училища. А как вы отправите своего ребенка учиться в город из деревни, если у вас зарплата пять тысяч? Перейти в ведение республики и принять статус автономного учреждения – значит отказаться от социальных гарантий. Но известно же, что в профучилище идут в основном дети из малообеспеченных семей. Мы рискуем погубить систему профобразования», – поделился своими тревогами Виктор Брониславович. Однако в разговоре с нашим корреспондентом начальник отдела профобразования Министерства образования РК Светлана Сурина опровергла подобные страхи. «Профессиональные учреждения, которые с 2010 года перейдут в введение республики, будут переданы вместе с федеральным финансированием. Кроме того, к переходу в АУ никто никого не принуждает. Это будут решать коллективы этих учреждений», – сказала она. Руководители крепких училищ, где научились уже зарабатывать деньги самостоятельно, в будущее смотрят с большим оптимизмом. Директор профлицея торговли и питания № 35 Надежда Дорофеева призналась нашему корреспонденту, что переход в автономию считает делом рискованным и даже авантюрным. Но, побывав в мае этого года в Татарстане, где есть училища, уже не первый год работающие в автономном режиме, она успокоилась. «Показатели у всех значительно выросли, – рассказала Надежда Борисовна. – Очевидные плюсы автономии – это экономическая и финансовая самостоятельность. Опыт показывает, что в таких учреждениях выросла зарплата мастеров производственного обучения и преподавателей, там сделаны хорошие ремонты. Интуиция подсказывает мне, что все будет нормально. Мы сегодня уже имеем 16 своих предприятий, так что мы уже по сути автономное учреждение. Уйдем от бюджетных отчетов, сами будем подыскивать добросовестных подрядчиков». Надо сказать, что с 1 января 2010 года профлицей № 35 в числе пяти учебных заведений республики готовится перейти в статус автономного учреждения и будет переименован в Сыктывкарский торгово-технологический техникум. Как рассказал нашему корреспонденту заместитель министра образования Сергей Козлов, в республике ведется достаточно активная подготовительная работа по переходу в АУ. Подобный семинар с приглашением докладчиков из Москвы проводится уже второй раз. «Мы готовы к переходу, особенно сильные учреждения профобразования, подведомственные Минобразу РК, – заверил С.Козлов. – Правда, их пока немного: из 18 учреждений в статус автономных с 1 января 2010 года перейдут пять. Там сегодня понимают, ради чего они работают, умеют зарабатывать внебюджетные средства. В общем, постепенно всем придется реорганизоваться. Другого выхода пока нет – эти условия нам диктует сегодняшняя экономическая ситуация». Галина ГАЕВА. Сегодня в республике 14 учреждений начального профессионального образования. Из них 10 – республиканского подчинения и 4 – федерального. Учреждения НПО республиканского подчинения были переданы в ведение республики в 2005 году. За этот период часть из них была реорганизована путем слияния с другими учреждениями профессионального образования. Учреждений среднего профессионального образования – 14 республиканского подчинения, 6 – федерального и 2 – негосударственных. С 1 января 2010 года в ведение республики перейдут Печорский промышленно-экономический техникум, Сыктывкарский техникум сервиса и связи, Сыктывкарский индустриальный техникум, Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж, Республиканский центр профориентации, Сыктывкарский лицей торговли и питания № 35. |