Дым Отечества |
31 октября 2009 года |
Наследники "Добролета"/ Гордостью Сыктывкарского авиапредприятия были самолеты и люди
Приказом управления Всероссийского общества «Добролет» от 2 ноября 1929 года была утверждена авиалиния Архангельск – Усть-Сысольск. Эта дата считается днем рождения авиации в Коми крае. В преддверии нынешней зимы авиаторы отметят 80-летие гражданской авиации в республике. О некоторых этапах развития этой важнейшей отрасли народного хозяйства и транспорта напомнили в материалах, адресованных в редакцию, ветераны авиации нашей республики. На Сыктывкарском авиапредприятии проработал с 1962 по 2006 год. На моих глазах происходило его развитие, модернизация всех служб, достигших к началу 90-х годов расцвета. Увы, довелось быть и свидетелем развала родного предприятия, увидеть неприглядные процессы, от которых пострадала и отрасль авиации. Есть что вспомнить, чем поделиться. 9 февраля 1983-го, в год 60-летия образования гражданской авиации СССР, на базе Сыктывкарского авиапредприятия был открыт музей истории авиации. Этому событию предшествовала большая исследовательская, организаторская работа, обмен и изучение информации, поступившей от ветеранов, руководителей предприятий, добровольных помощников. Координировал это дело начальник отдела политико-воспитательной работы Коми управления В.Котюк. Для музея изготовили макеты всех типов воздушных судов, аэродромов, собрали личные вещи ветеранов-летчиков, в частности первого кавалера ордена Ленина пилота А.Махова, изготовили бюст первого коми летчика П.Истомина. Открытие музея прошло торжественно, в присутствии представителей республиканской и городской власти, ветеранов, школьников подшефных школ № 14 и № 2. Музей в городе пользовался широкой известностью, его регулярно посещали молодые работники предприятия, школьники, жители и гости города. В книге отзывов были сотни слов благодарности за сохранение памяти о людях, развивавших авиацию в Коми республике. Первым руководителем музея стал ветеран авиации, бывший командир Сыктывкарского авиапредприятия А.Володкин. На площади у аэровокзала в 1984 году поставили на пьедестал труженика северного неба – самолет Ил-14. В небе республики он отлетал более 30 лет и такой почет заслужил. На памятной доске у самолета вписали фамилии первых пилотов и техников, список первых авиалиний на самолете Ил-14. К большому сожалению, этот памятник «смыла» мутная коммерческая волна в лихие 90-е годы. На его месте сейчас стоит винно-водочный магазин. Вот такая переоценка ценностей произошла в нашей жизни. Печально, но факт. Музей, к счастью, удалось сохранить. Хотя и он пережил немало критических дней: после нескольких переездов часть экспонатов была утеряна, часть пришла в негодность, но благодаря настойчивости совета ветеранов он обрел в 1998 году второе рождение, значительно расширив экспозицию. Хорошо помню, как на местные воздушные линии в 1985 году поступил новый самолет Ан-28, рассчитанный на 15 мест. Самолет имел отличные летные характеристики, комфортные условия, сразу полюбился пассажирам. Самолет с 20 мая 1986 года начал выполнять полеты в аэропорты Усть-Кулома, Кослана, Усть-Нема. Первыми его пилотами были В.Синюгин и И.Кофель. Жители республики в 1985 году получили возможность прямым рейсом на самолете Ту-134 долететь до болгарского курорта Варна. Авиапредприятие успешно развивалось, открывались новые авиалинии в Одессу, Ташкент, Новосибирск. Росло летное мастерство пилотов. К 1990 году 80 процентов состава имело допуск к полетам по метеоминимуму I категории. В этом заслуга командиров летных отрядов и руководителя летно-методического класса В.Сильченко. Авиация в те годы была доступной населению и пользовалась спросом. В 1990 году авиационным транспортом перевезли свыше двух миллионов пассажиров, то есть каждый житель республики летал в среднем два раза в год. Очередь за билетами в летний период приходилось занимать с вечера. Работники Аэрофлота пользовались раз в год бесплатным билетом, могли полететь бесплатно в любой город СССР и мира, куда имелись прямые рейсы Аэрофлота. Еще раньше, 1 марта 1973 года, в Сыктывкарское авиапредприятие поступил первый турбореактивный самолет Ту-134. Отличный самолет, летает и в настоящее время. Но при его эксплуатации нужно было выполнять строгие требования по содержанию взлетной полосы, обеспечив надежное торможение и отсутствие на полосе посторонних предметов. Зимой, а также весной и осенью на взлетной полосе часто бывал гололед. Да такой, что его не брали ни щетки, ни химические реагенты. И тогда наши рационализаторы придумали ноу-хау: в кузов автомобиля КРАЗ установили двигатель от Ту-134 и бочку с топливом. Запускали двигатель, сопло двигателя направляли на полосу и мощной тепловой струей очень быстро устраняли гололед. Два раза машина проезжала по полосе туда-сюда, и взлетная полоса была готова к взлету или посадке. Затем последовало второе рацпредложение. При уборке полосы от снега раньше применялись автомашины с металлическими щетками. При этом часть проволоки от щетки оказывалась на взлетной полосе, отрывалась или ломалась. Это было очень опасно для турбореактивных самолетов. При взлете или посадке самолета трехмиллиметровая проволочка всасывалась в двигатель и выводила его из строя. Это стало бедой всех аэропортов. Наши рационализаторы предложили на низкорасположенный прицеп установить крупные постоянные магниты. Их взяли со списанных радиолокаторов. Прицепили такие щетки к машине УАЗ руководителя аэродромной службы, медленно проезжали по взлетной полосе. Мощные магниты отлично справлялись с возложенным делом: собирали все металлические предметы – проволоку, болты, гайки, оставшиеся на взлетной полосе. Потом в Аэрофлоте начали выпускать машины с капроновыми щетками, и проблема разрешилась. В 1990 году Министерство гражданской авиации СССР было ликвидировано. На базе единого мощного ведомства стали создаваться многочисленные авиакомпании, акционерные общества, государственные учреждения. Такие преобразования коснулись и коллектива Сыктывкарского авиапредприятия. Перед новыми авиакомпаниями стояли новые цели и задачи. Виктор КУДРЯВЦЕВ, ветеран УГА Коми АССР. г.Москва |