Общество |
14 октября 2009 года |
Наследники "Cовхоза РАПКООП"/ Сельские кооператоры поддерживают не только своих пайщиков
Спаспорубское потребительское общество входит в шестерку самых лучших по всей республике, при этом действует оно далеко не в завидных условиях. Секрет успеха, очевидно, заключается в том простом девизе, который вывела для себя председатель общества Наталья Низовцева: «Сельчане не должны ходить в магазин, как в музей». Символические дивиденды Председателем правления Наталья Васильевна стала аккурат в 1990 году. В том году товарный дефицит в стране достиг своего апогея. Продавать было нечего, торговля еле теплилась. Стиральный порошок, мыло, сахар, мука и водка распределялись по талонам. А еще были финские сапоги, пять пар, которые необходимо было как-то поделить между населением в 2 400 человек, раскиданным по всей округе. Долго еще сельчанам не давала покоя мысль, что кто-то эти сапоги все же получил. Все ждали, когда наступит зима и на ком наконец этот заграничный дефицит объявится. С тех пор Наталья Васильевна уяснила, что хуже дефицита не может быть ничего. Конечно, и безденежье покупателей не меньшее зло для коммерсанта, и на данный момент именно эта беда вышла на первый план. Низкая платежеспособность сельчан тянет на дно и кооператоров. Поэтому потребобщество стремится быть посредником между крестьянами, налаживая обмен (пусть даже в натуральном виде) между их хозяйствами. В настоящее время у общества 757 пайщиков. В конце года им даже выплачивают дивиденды. Правда, это чисто символические деньги, но сам по себе факт отрадный. Ведь это значит, что общество работает с прибылью. Так было, конечно, не всегда. Не от хорошей жизни в Спаспорубе из четырех магазинов в распоряжении потребобщества остался только один. Не по карману пока сельским кооператорам и банковские кредиты – берут займы у односельчан. Не под паи (по словам Натальи Низовцевой, так и прогореть недолго), а под проценты. Ставка – 11%, но люди не особо охотно ссужают деньги, поскольку с этих 30 рублей им приходится выплачивать еще и налоги, как с полноценного дохода. В штате общества – 83 человека. Когда дела кооперации пошатнулись и не было средств на закупку товаров, работники вкладывали в это свою зарплату. Именно благодаря этому и выстояли в лихие 90-е. Пельмени по-спаспорубски Сейчас спаспорубские кооператоры помимо торговли занимаются заготовительной деятельностью, производством хлебобулочных изделий, оказывают бытовые услуги. В активе общества 17 магазинов, хлебозавод, закусочная, небольшой цех по производству мясных полуфабрикатов, парикмахерская, массажный кабинет… В Спаспорубе стремятся, чтобы все было свое: и хлеб, и мясо, и молоко. Осуществить это в полной мере пока не удается. Хлеб свой – спаспорубский заводик выпускает восемь наименований хлебобулочных изделий, поставляя во все магазины собственной локальной сети. Мясо тоже частично свое – оборудовали цех по производству полуфабрикатов. Владельцы подсобных хозяйств не могут сбывать мясо в райцентре, и уж тем более в городе, между тем в том же сельском магазине котлеты и пельмени пользуются неизменным спросом. С появлением цеха и оборот средств в потребобществе увеличился, и люди оказались довольны, как с той, так и с другой стороны. Одно время общество занималось закупом молока. Особой прибыли эта деятельность не приносила, но решили, что надо дать людям возможность куда-то девать излишки с личных подсобных хозяйств. Расплачивались с поставщиками бартером: на сумму сданного молока отпускали продукты из магазина. Как только закуп молока организовал один из местных фермеров, потребкооперация с радостью отказалась от этой деятельности. А местные котлеты и пельмени односельчанам пришлись по вкусу. Собираются открыть свою мастерскую по ремонту обуви. Но пока не удается найти способного к башмачному делу человека. Обучили одного молодого безработного по этой специальности, но оказалось, что прихорашивать старую обувь – не его призвание. Неудачным оказался опыт и по содержанию столовой. От центральной автомагистрали Спаспоруб далеко, а среди односельчан оказалось слишком мало сторонников общественного питания. Так что, когда в селе сгорел клуб, здание столовой пайщики с легким сердцем отдали культуре. А вот закусочная, которую обустроили на месте старого продовольственного магазина, пользуется популярностью у местной молодежи, которая устраивает здесь вечерние посиделки. К слову сказать, дурной славой закусочная до последнего времени не была обременена. Борьба с бедностью У спаспорубского общества 11 участков. Иными словами, оно обслуживает 11 населенных пунктов. Огромный куст, от края до края которого по прямой автомобильной трассе больше 100 километров. В том числе два населенных пункта по… 20 человек в каждом, и остались там одни пенсионеры. В Мишаково в беспутицу товары приходится доставлять на лошадях, а Анкерская вообще у черта на куличках. Содержать торговые точки в этих захолустьях не соглашается ни один предприниматель. А Наталья Васильевна, подсчитывая свои убытки в этих деревнях, увещевает своих пайщиков, дескать, все когда-то состаримся, если мы их бросим сейчас немощных, то и с нами в будущем так же поступят. Охотников поспорить с этим пока не нашлось. По заявкам пожилых людей в спаспорубском обществе занимаются доставкой продуктовых наборов на дом. Особо бедствующим – подарки по праздникам и бесплатные лекарства. Помимо кооператоров в Спаспорубе торгуют еще два предпринимателя, но подобной благотворительностью они не занимаются. Наталья Васильевна говорит, что одно время и она тоже соблазнялась перспективами частного предпринимательства. «Я знаю: у меня бы все получилось и в одиночку. Но смотрю я на этих «нуворишей» – они только деньги считают. Отказалась от этой затеи». До 1995 года общество именовалось «Совхоз РАПКООП». Люди недоумевали, почему совхоз, и что кроется за этой загадочной аббревиатурой? Пришлось инициировать процедуру перерегистрации. Это не было попыткой уклониться от уплаты налогов либо уйти от банкротства, просто сочли, что род деятельности предприятия люди должны определять прежде всего по названию. И вообще, деятельность общества, по мнению его председателя, должна быть максимально прозрачной. Действительно, в уголке спаспорубского кооператора вывешена вся обязательная по закону информация. Особо обращает на себя внимание листовка под заголовком «Борьба с бедностью», от которой вниз ведет множество стрелочек. Стратегия в общем-то простая и заключается в весьма нехитрых действиях: дать подзаработать своим клиентам. «Будет у тети Маши лишняя копейка – она ведь ее не кому-нибудь, а нам же и принесет», – резонно замечает Наталья Васильевна. Каждый рубль на счету Сейчас кооператоры ломают голову над тем, что предпринять в поселке Коржинский. Здесь всегда специализировались на лесозаготовках. Как только спрос на их продукцию пропал, тут же упала и выручка в местном магазине. Конечно, обеспечить занятость коржинцев – не забота кооператоров, да только бедность-то, как заразная болезнь, распространяется по цепной реакции. Поэтому у сельских кооператоров каждый покупательский рубль на счету. «Если уж готов потребитель свои деньги нам отдать, то мы для него за его же деньги уж расстараться должны», – любит повторять председатель спаспорубских кооператоров. Поэтому в магазине ассортимент товаров не ахти какой богатый, но зато широко практикуется завоз штучного товара по индивидуальным заказам. Не грех, конечно, кооператорам и о себе позаботиться. Наталья Васильевна в последнее время неотступно строит планы, чтобы как-то изменить неказистый внешний вид магазинов. Особенно больно бьет в глаза собственная неустроенность после поездок в Сыктывкар. И чем сельчане хуже? Их магазин, как считает Наталья Низовцева, должен производить впечатление если не обилия, то хотя бы достатка. Ну а в тех магазинах, которые раскиданы по дальним деревням, пока не доходят руки даже до ремонта печей. Кооператоры считают, что главное все же – завезти старикам хлеб… Ольга САЖИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |