Приоритет |
25 сентября 2007 года |
Дошкольное образование - проблема национальная/ Ее могут решить поправки к Закону "Об образовании"
Проблемы дошкольного образования, к сожалению, остались за рамками нацпроектов. Но они не забыты и решаются. Этой теме был посвящен круглый стол, за которым собрались заместитель министра образования и высшей школы РК Наталья Студиград, председатель Комитета Госсовета РК по социальной политике Ольга Савастьянова, начальник сыктывкарского управления дошкольного образования Тамара Горбунова и заведующие дошкольными учреждениями города. Встреча прошла в педагогическом колледже №2. Один из выводов участников совещания: необходимо внести поправки в Федеральный закон «Об образовании». Сегодня именно несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность дошкольных учреждений, не дает развиваться отрасли дошкольного образования. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – единственный нормативный документ, регулирующий деятельность в этой сфере, давно устарел и не соответствует современной практике. Изменить положение работников дошкольных учреждений можно законодательно. Участники совещания предложили внести изменения в статью 29 «Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования» Федерального закона «Об образовании». А конкретно – включить в нее понятие «дошкольный» и изложить статью в следующей редакции: «Обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в дошкольных и общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения и хозяйственные нужды…». Если внести такое изменение в федеральный закон, то решится вопрос получения бесплатного дошкольного образования. Но возникнет другая проблема – распределение финансовых полномочий. Тамара Горбунова предложила рассмотреть такой вариант: развести понятия образование и содержание дошкольных учреждений. «Долевое финансирование уже введено во многих регионах России. По этой схеме образование финансируется из регионального или федерального бюджетов, содержание ребенка обеспечивается родителями как социальная услуга, а содержание зданий и учреждений исполняется муниципалитетом», – объяснила один из вариантов решения финансовой проблемы Тамара Горбунова. Тогда нужно было бы внести изменения в статью 31 п.2 Федерального закона «Об образовании», в которой говорится о полномочиях органов местного самоуправления районов и городских округов в области образования: «Организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного образования на территории муниципального района в рамках государственных стандартов, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Несовершенство законодательной базы порождает множество проблем на практике. Замдиректора по учебной работе Сыктывкарского педколледжа №2 Светлана Сажина одной из главных бед дошкольного образования считает обесценивание его значимости. «Низкая зарплата, отсутствие социальной поддержки молодых специалистов, необеспеченность жильем – это те причины, из-за которых наша отрасль не пополняется новыми кадрами. Кроме того, вопросы дошкольного образования не обсуждаются на государственном уровне, не являются приоритетными», – заявила С.Сажина. Также, по ее мнению, не всегда слаженно работает межведомственная координация. Всеми вопросами занимается Министерство образования и высшей школы РК, а ведь дошкольное образование предполагает совместную деятельность специалистов разного профиля: и логопедов, и медиков. Может быть, нужно создать межведомственный координационный совет по дошкольному образованию? С инициативой повысить статус работника дошкольного образования выступила и директор педколледжа №2 Светлана Габова. – 27 сентября – День работника дошкольного образования. Этот праздник можно отмечать более широко, сделать его республиканским. Например, проводить конкурс на лучшего работника ДО, награждать победителя премиями, – сказала она. Участниками совещания было предложено создать единое информационное пространство дошкольного образования – сайт. Этот ресурс мог бы вобрать в себя нормативно-правовую базу республиканского и федерального уровней, методические рекомендации, проведение чат-конференций, сетевых дискуссий. Мечта дошкольных педагогов – принятие Федерального закона «О дошкольном образовании», который смог бы решить проблемы и противоречия, накопившиеся в отрасли. Другой вариант – разработка комплексной целевой программы развития дошкольного образования на региональном уровне. Выслушав предложения участников совещания, Наталья Студиград пояснила, что закон о дошкольном образовании – это утопия, поскольку уже есть закон об образовании. На него и нужно ориентироваться. Невозможно говорить о стандартах в системе дошкольного образования, считает она, поскольку это повлечет за собой появление оценок. А быть может, правильнее говорить не об оценках подготовки детей, а об уровне профессионализма воспитателей? Педагоги с многолетним стажем сейчас низведены на низшие ступени социальной лестницы. Они работают больше на энтузиазме. Но вечно так продолжаться не может. – Принцип работы нашего комитета – советоваться при подготовке законов с теми, кого они будут касаться. За последние восемь лет – это первый серьезный разговор на таком уровне о проблемах дошкольного образования. Я выйду с инициативой внесения изменений в Закон РФ «Об образовании» в Госсовете РК, указав на необходимость включения понятия дошкольного образования в строку федерального закона. Уверена, что наша беседа станет точкой отсчета дальнейших действий законодателей на республиканском и федеральном уровнях, – подвела итоги совещания Ольга Савастьянова. Добавлю, что сейчас Правительство РФ разработало комплекс мер по развитию дошкольного образования на 2007-2010 годы. Значит, ситуацию в отрасли можно улучшить. Первое и главное – поднять зарплату воспитателей на достойный уровень. Лилиана ЭЙХМАН. Фото автора. |