Общество |
21 августа 2009 года |
Свет в конце тоннеля/ Личная трагедия для Екатерины Низовцевой стала началом поиска смысла жизни
Как не впасть в отчаяние, когда мир вокруг тебя погружается во мрак и тает последняя надежда, что он еще когда-нибудь засияет всеми красками? Ответить не всегда по плечу даже взрослым и умудренным жизнью людям. 26-летней сыктывкарке Екатерине Низовцевой судьба задала этот вопрос в самом хрупком возрасте – когда человек уже не ребенок, но еще и не взрослый. С этой непростой задачей она справилась, хотя на это потребовались годы. «Нужно понять свое предназначение, другими словами – найти себя в новом качестве», – говорит она. Свое предназначение Катя видит в том, чтобы помогать людям, страдающим от одиночества и невостребованности. Возвращение надежды В детстве Катя была гиперактивным ребенком, из тех, кого не удержать, – все им нужно исследовать самостоятельно. Естественное чувство страха у таких детей практически отсутствует. В 11 лет, играя во дворе своего дома, девочка получила серьезную травму головы от удара качелями. После лечения в больнице все вроде вошло в привычную колею: учеба в гимназии, музыкальная школа, игры со сверстниками. Но, как оказалось, беда всего лишь дала отсрочку и ждала своего часа. Перенесенная травма дала о себе знать спустя два года. В 13 лет Катя начала слепнуть. Зрение падало катастрофическими темпами. За год с единицы оно упало до двух сотых. Окружающий мир расплылся, потерял очертания и яркость красок. Передвигаться без помощи окружающих Катя уже не могла: в подъезде она не видела ступенек, на улице не видела луж и неровностей на дороге. Читать она уже тоже не могла. Врачи констатировали, что никакими очками такое зрение откорректировать нельзя. В том возрасте, когда самой природой человеку предназначено радоваться жизни, Кате пришлось узнать, что такое депрессия. «Эмоциональное состояние было таким, что я уже не могла общаться со своими сверстниками, – вспоминает она. – Я закрылась ото всех и общалась только с домашними». Школу она закончила благодаря родителям, которые буквально учились вместе с ней, читали ей вслух домашние задания из учебников, помогали во всем. Выйти из затянувшейся депрессии Кате помогли в Санкт-Петербургском реабилитационном центре, куда ее отправили родители, искавшие любую возможность помочь дочери обрести веру в будущее. Кате было тогда 17 лет. В центре проходили реабилитацию взрослые люди. Девушка была среди них самой юной. Там ее научили ходить с тростью, что, по словам Кати, для незрячего человека очень важно. К сожалению, считает она, ходить с тростью умеют не все, многие ходят с поводырем, хотя трость дает большую свободу передвижения и практически заменяет глаза при ходьбе. Но самое главное было в том, что в центре она поняла: незрячему человеку не только можно, но и нужно жить полной жизнью. «Там я поняла, что я не одна. И самое главное: поняла, что в сравнении с другими я вижу, да еще как вижу! Что с этими оставшимися двумя сотыми зрения я могу учиться, получать высшее образование, работать и иметь семью!» – рассказывает Катя. В Сыктывкар Катя вернулась уже другой, полной надежд и планов. Она успешно сдала экзамены в университет на специальность «психология и социальная работа». Конечно, вряд ли бы удалось закончить университет, если бы не мастерское владение компьютером. Родители и этот вопрос предусмотрели, заблаговременно отправили дочь в Москву, где она освоила приемы работы на компьютере с говорящими программами для незрячих. «Владение компьютером для незрячего не менее важно, чем умение ходить с тростью, – уверена Катя. – Зрячий человек спокойно сможет оформить любой документ, а слепой даже бланк заполнить не сможет. Компьютер позволяет печатать необходимые документы, читать книги, готовить домашние задания. Ну и в конце концов интернет – это для незрячего возможность познавать мир». С компьютером Катя на ты, это ее первый помощник в работе. Кто, если не я? Узнав радость возвращения надежды, Катя почувствовала непреодолимое желание помочь найти эту радость тем, кто блуждает в глухих коридорах отчаяния. Это как откровение свыше: тот, кто увидел свет в конце тоннеля, никогда уже не может забыть этой радости воскрешения к жизни. Эта радость рождает веру в то, что человек, пока он жив, все может преодолеть. А вера в свою очередь требует, чтобы ею делились. В общем, Катя выбрала для себя специальность психолога. Учеба в университете позволила ей профессионально заняться проблемами незрячих людей. Свою дипломную работу она посвятила изучению эмоциональной сферы людей с глубокими нарушениями зрения. «Общая психология уже достаточно изучена, а эта ниша еще никем не занята», – рассуждала она тогда. Ниша действительно никем не была занята. Не было человека, которого бы всерьез озаботил вопрос: а как же ощущают себя в этом мире люди, лишенные зрения? Проблемы молодых, естественно, Кате были ближе. И она, как говорится, пошла в народ. В сыктывкарском обществе слепых ей дали координаты всех молодых ребят, состоящих там на учете. Девушка приходила к ним домой, знакомилась, общалась, проводила психологическое тестирование. Впечатление от этих встреч было удручающим, вспоминает Катя. Почти все ребята вынуждены были сидеть по домам, родители из-за вечной занятости не всегда могли даже вывести их на улицу погулять. Круг интересов исследуемой группы ребят в основном ограничивался разговорами о болезнях. Были среди них и такие, кто в 16 лет не знал азбуки. Почти все они были совершенно беспомощны в быту, не умели разогреть себе еду, выполнять хотя бы мелкие домашние работы. Никто из ребят не умел передвигаться самостоятельно с помощью трости, всех их водили родители или родственники. «Родителей вполне можно понять, – рассуждает Катя. – Не каждый зрячий человек может научить незрячего выполнять какие-то действия, тем более связанные с разжиганием огня или наливанием кипятка. Родители обычно боятся доверить ребенку даже нарезку хлеба, боясь, что он порежется. А уж зажечь газ или налить чаю – и подавно». Главное, что для себя уяснила Катя после проведенных исследований: ребят нужно объединять, выводить их из замкнутого мирка, пока не поздно. Им нужен был человек, который помог бы среди мрака увидеть свет, обрести смысл в жизни. И уж если судьба свела ее с этими ребятами, значит она и должна взять на себя ответственность. Что она могла дать этим ребятам? Только то, что было в ее личном жизненном багаже. А в свои двадцать лет багаж Катя имела немалый. И за новое дело она взялась со свойственным ей энтузиазмом. Два года назад при ее участии Сыктывкарским обществом слепых был разработан грантовый проект, направленный на обучение слепых компьютерной грамоте. Проект выиграл грант, и все ребята, желающие освоить компьютер, получили эту возможность. Курсы по обучению работе на компьютере вела Катя. Для незрячих молодых людей это был первый шаг на пути к новым возможностям. Сегодня благодаря компьютеру ребята сумели значительно расширить не только свои знания, но и круг знакомств. Безусловно, пребывание в виртуальной сети не может заменить простого человеческого общения. Но для того, чтобы состоялось полноценное общение, необходимо, как минимум, преодолеть кучу нажитых в долгой изоляции комплексов. Вот где могли бы пригодиться Катины знания по психологии! Она начала было проводить с ребятами тренинги уверенного поведения, но очень быстро отказалась от этой затеи из-за отсутствия условий. По причине финансовых затруднений общество слепых вынуждено было сократить площади и переехать в здание производственных мастерских. Там пыльно и грязно, крыша протекает, а денег на ремонт нет. «А ведь ребятам нужны не только тренинги, нужна реабилитация. Кто-то из них мечтает научиться играть на гитаре, кто-то просто хочет прийти поиграть в шахматы… А собраться негде», – сокрушается Катя. В общем, пока психологическая помощь сводится большей частью к личным беседам. Выход в новый мир Сегодня объединение молодежи с глубокими нарушениями зрения в Сыктывкаре насчитывает 15 человек. Из них четверо – полностью незрячие, остальные имеют остаточное зрение. Правда, активных членов группы немного меньше. Есть среди них двое ребят, которые занимаются лыжным спортом в школе олимпийского резерва. В молодежном объединении есть уже психолог, юрист, массажисты и даже предприниматель. Невзирая на свой недуг, молодые люди не опускают рук – учатся, осваивают профессии. Хотя можно представить, с какими трудностями сопряжен для них путь к получению профессии. Ведь даже для того чтобы сдать экзамены в вуз, для них требуются либо тесты с крупным шрифтом, либо оформленные по Брайлю. Читать с доски незрячий человек тоже не может, воспринимает в основном на слух. А наша система образования, к сожалению, еще очень мало приспособлена для обучения незрячих. Однако в этом году еще одна девушка из общества слепых поступила учиться в вуз. «Найти себя в профессии даже для здорового человека очень важно, а для инвалида – это подчас единственная возможность ощутить себя полноправным членом общества», – говорит Катя. Конечно, лидеры группы большей частью бывают заняты на работе или учебе. Но два-три раза в месяц все ребята обязательно встречаются. Вместе ходят на дискотеки, которые организует центр социальной помощи молодежи в кинотеатре «Октябрь». Для ребят из общества слепых там всегда резервируют три столика. Всем объединением ходят в библиотеку, посещают воскресную школу, где изучают основы православной культуры, ездят в паломнические поездки. Этим летом в рамках грантового проекта, разработанного библиотекой общества слепых, группа посетила монастыри и храмы в Сыктывкаре, Усть-Вымском, Усть-Куломском и Сыктывдинском районах. «Из этой поездки все вернулись успокоенными и умиротворенными, – рассказывает Катя. – Монастырь – это другой мир, мир, из которого многие наши повседневные заботы кажутся суетными и мелкими». Да, они не могут увидеть красоты самих церквей и их убранства. Но они слушают рассказы экскурсовода и монахов. Ведь интересно не только то, что можно увидеть, но и то, что можно узнать. Слепым людям недоступны многие книги, поэтому мир они вынуждены большей частью постигать слухом, и знания они получают в основном через слышание. Катя уверяет, что у незрячих – обостренное чувство красоты. Они воспринимают ее через звуки голоса, прикосновения, музыку… Просто человек переключается с внешнего на внутреннее, и на передний план выходят духовные ценности, внутренняя красота человека. Вообще, эта небольшая, с точки зрения обычного человека, поездка по святым местам республики для незрячих молодых людей стала большим событием. Ведь большинство из них почти все время проводят дома, а если и выходят, то только погулять с родителями по городу. И выезд за сто километров от дома для них уже путешествие. После этого паломничества ребята осмелели, все вдруг заразились «охотой к перемене мест» и даже решились всей группой съездить на дачу к своему незрячему другу в Зеленец. А в теплую погоду ездили в Алешино, к речке. Жарили сосиски и картошку на костре, общались. Впечатлений было очень много. По словам Кати, каждая новая встреча, выход в музей или на природу – это для незрячих ребят новое знание, возможность не только услышать, но и прикоснуться руками, расширить границы своего внутреннего мира, найти себя. Ведь заперевшись в четырех стенах, мало кто задумывается о своем предназначении. А оно есть у каждого, надо только помочь человеку его понять. И тогда появится цель, и жизнь наполнится смыслом. Галина ГАЕВА. |