Общество |
14 апреля 2009 года |
Омбудсмены озаботились, где и чему учатся школьники/ Позиция российского министра образования их во многом не убедила
Проблемы модернизации российского образования были рассмотрены на заседании Координационного совета под председательством уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина в Москве 7 апреля, в котором принял участие министр образования РФ Андрей Фурсенко. Нашу республику представляла Людмила Завьялова, уполномоченный по правам человека в РК. В первую очередь на встрече шла речь о правовом воспитании школьников, отметила Л.Завьялова на пресс-конференции для республиканских СМИ на прошлой неделе. Еще в 2005 году Президент РФ дал поручение разработать программу «Гражданское образование и обучение правам человека граждан Российской Федерации». Омбудсменов интересовало, где эта программа. Оказалось, что ее не существует, некоторые ее пункты были включены в другую, уже существующую, программу по патриотическому воспитанию молодежи. Уполномоченных по правам человека такой расклад не устроил. Они попытались убедить министра в необходимости принятия отдельной программы. – Мы сказали Андрею Александровичу, что мы живем в XXI веке, что произошли события, которые тоже способны возрождать патриотические чувства у людей, – пояснила Л.Завьялова. – Нам нужно возрождать не только гордость человека за государство, но и гордость государства за гражданина, который в нем живет. Однако А.Фурсенко огорчил омбудсменов, сказав, что новой программы пока не будет. Зато он пообещал, что опыт регионов по обучению правам человека будет изучаться. Возможно, в программу по патриотическому воспитанию будут вноситься изменения. Не обошли уполномоченные по правам человека и проблему ЕГЭ. В этом году завершился эксперимент по внедрению Единого государственного экзамена, теперь он стал обязательным для всех. Однако омбудсменам поступило немало жалоб о том, что в регионах отсутствуют необходимые для проведения ЕГЭ документы. – Например, такие как «Положение о порядке проведения ЕГЭ», – пояснила Людмила Васильевна. – «Положение о награждении золотыми и серебряными медалями», «Регламент проведения ЕГЭ в регионах». А.Фурсенко заверил, что все документы подготовлены и направлены в регионы. Нам остается проверить их наличие. Также министр образования отметил, что высшие учебные заведения могут зачислять на льготных условиях и победителей олимпиад. Существует три уровня олимпиад по числу регионов-участников. Первый, когда участвуют более 30 регионов, второй – более 10 и третий – более 5. Какой из этих уровней вуз посчитает проходным, те победители и будут зачисляться. Омбудсмены обозначили перед министром проблему общедоступности образования для инвалидов. По мнению Л.Завьяловой, эта проблема пока не решена. В этом году на профобразование инвалидов был выделен 1 миллиард рублей. Уполномоченные считают, что делается в этом направлении мало. Они затронули вопрос получения инвалидами высшего образования. А.Фурсенко отметил, что проблему проф-обучения инвалидов министерство намерено решать путем расширения перечня профессий. – Не остался за бортом и вопрос, которым обеспокоены все, и мы в том числе, – продолжила Л.Завьялова. – Это техническое состояние школ. Министр сказал, что он знает об этой проблеме, что на ремонт аварийных учебных заведений выделяются миллиарды рублей. Он заверил нас, что к 2011 году аварийных школ на территории Российской Федерации не должно остаться. Кроме того, уполномоченные считают, что не надо закрывать малокомплектные школы. А.Фурсенко с этим категорически не согласен. Министр попытался убедить омбудсменов в том, что такие школы надо ликвидировать, сославшись на убыль населения. «С его слов, сейчас у нас 13 миллионов школьников, а было – 22 миллиона, – пояснила Л.Завьялова. – Он также отметил, что в соответствии с Законом «Об образовании» малокомплектные школы имеют право на существование. Несмотря на это, в регионах процесс ликвидации таких школ идет полным ходом. Связано это в первую очередь с финансированием. Но, по словам министра, есть и другие причины. Например, если в школе 10 учеников и 17 учителей, то это уже не коллективное обучение. А он ратует именно за коллективное обучение. Также существует проблема качества образования. Выпускники таких школ неконкурентоспособны по сравнению с выпускниками обычных учебных заведений. Мы с министром не во всем согласны и остались при своем мнении». Что касается итогов работы аппарата уполномоченного по правам человека в РК за первый квартал этого года, то, по словам Л.Завьяловой, количество жалоб растет. Всего за три месяца этого года в адрес омбудсмена поступило 371 обращение. Тематика прежняя – жилищные проблемы, высокие тарифы, неудовлетворительное медицинское обслуживание и так далее. Елена ТЕРЕНТЬЕВА. |