Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
14 апреля 2009 года

Омбудсмены озаботились, где и чему учатся школьники

/ Позиция российского министра образования их во многом не убедила

Проблемы модернизации российского образования были рассмотрены на заседании Координационного совета под председательством уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина в Москве 7 апреля, в котором принял участие министр образования РФ Андрей Фурсенко. Нашу республику представляла Людмила Завьялова, уполномоченный по правам человека в РК.

В первую очередь на встрече шла речь о правовом воспитании школьников, отметила Л.Завьялова на пресс-конференции для республиканских СМИ на прошлой неделе. Еще в 2005 году Президент РФ дал поручение разработать программу «Гражданское образование и обучение правам человека граждан Российской Федерации». Омбудсменов интересовало, где эта программа. Оказалось, что ее не существует, некоторые ее пункты были включены в другую, уже существующую, программу по патриотическому воспитанию молодежи. Уполномоченных по правам человека такой расклад не устроил. Они попытались убедить министра в необходимости принятия отдельной программы.

– Мы сказали Андрею Александровичу, что мы живем в XXI веке, что произошли события, которые тоже способны возрождать патриотические чувства у людей, – пояснила Л.Завьялова. – Нам нужно возрождать не только гордость человека за государство, но и гордость государства за гражданина, который в нем живет.

Однако А.Фурсенко огорчил омбудсменов, сказав, что новой программы пока не будет. Зато он пообещал, что опыт регионов по обучению правам человека будет изучаться. Возможно, в программу по патриотическому воспитанию будут вноситься изменения.

Не обошли уполномоченные по правам человека и проблему ЕГЭ. В этом году завершился эксперимент по внедрению Единого государственного экзамена, теперь он стал обязательным для всех. Однако омбудсменам поступило немало жалоб о том, что в регионах отсутствуют необходимые для проведения ЕГЭ документы.

– Например, такие как «Положение о порядке проведения ЕГЭ», – пояснила Людмила Васильевна. – «Положение о награждении золотыми и серебряными медалями», «Регламент проведения ЕГЭ в регионах». А.Фурсенко заверил, что все документы подготовлены и направлены в регионы. Нам остается проверить их наличие.

Также министр образования отметил, что высшие учебные заведения могут зачислять на льготных условиях и победителей олимпиад. Существует три уровня олимпиад по числу регионов-участников. Первый, когда участвуют более 30 регионов, второй – более 10 и третий – более 5. Какой из этих уровней вуз посчитает проходным, те победители и будут зачисляться.

Омбудсмены обозначили перед министром проблему общедоступности образования для инвалидов. По мнению Л.Завьяловой, эта проблема пока не решена. В этом году на профобразование инвалидов был выделен
1 миллиард рублей. Уполномоченные считают, что делается в этом направлении мало. Они затронули вопрос получения инвалидами высшего образования. А.Фурсенко отметил, что проблему проф-обучения инвалидов министерство намерено решать путем расширения перечня профессий.

– Не остался за бортом и вопрос, которым обеспокоены все, и мы в том числе, – продолжила Л.Завьялова. – Это техническое состояние школ. Министр сказал, что он знает об этой проблеме, что на ремонт аварийных учебных заведений выделяются миллиарды рублей. Он заверил нас, что к 2011 году аварийных школ на территории Российской Федерации не должно остаться.

Кроме того, уполномоченные считают, что не надо закрывать малокомплектные школы. А.Фурсенко с этим категорически не согласен. Министр попытался убедить омбудсменов в том, что такие школы надо ликвидировать, сославшись на убыль населения. «С его слов, сейчас у нас 13 миллионов школьников, а было – 22 миллиона, – пояснила Л.Завьялова. – Он также отметил, что в соответствии с Законом «Об образовании» малокомплектные школы имеют право на существование. Несмотря на это, в регионах процесс ликвидации таких школ идет полным ходом. Связано это в первую очередь с финансированием. Но, по словам министра, есть и другие причины. Например, если в школе 10 учеников и 17 учителей, то это уже не коллективное обучение. А он ратует именно за коллективное обучение. Также существует проблема качества образования. Выпускники таких школ неконкурентоспособны по сравнению с выпускниками обычных учебных заведений. Мы с министром не во всем согласны и остались при своем мнении».

Что касается итогов работы аппарата уполномоченного по правам человека в РК за первый квартал этого года, то, по словам Л.Завьяловой, количество жалоб растет. Всего за три месяца этого года в адрес омбудсмена поступило 371 обращение. Тематика прежняя – жилищные проблемы, высокие тарифы, неудовлетворительное медицинское обслуживание и так далее.

Елена ТЕРЕНТЬЕВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №62 (3976) - 14 апреля 2009 года

XV геологический съезд продлится три дня

Койдинскую школу ждет последний звонок

Лекарства для льготников остаются больным местом

 №61 (3975) - 11 апреля 2009 года

Фронтовики отказались от автобуса / В День Победы они пройдут по улицам и площадям традиционными колоннами

За звание лучшего поборются 16 учителей

Туристский бренд Коми придумала Ирина Панева

Давки в автобусах вызваны плановой проверкой

 №60 (3974) - 10 апреля 2009 года

Верьте не жуликам, а олимпийским чемпионам / Выпускники могут проконсультироваться по "горячей линии" Алины Кабаевой

"Северсталь-Ресурс" возглавит Александр Грубман

В доме со шпилем рушатся потолки / На прошлой неделе пострадала квартира Маргариты Гецен

Модульные ФАПы построили на песке?

Обратная связь

Из тлена запустения / Как государственным и религиозным организациям объединить усилия по сохранению памятников церковного зодчества?

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 62 (3976)
14 апреля 2009 года
вторник

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»