Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
27 марта 2009 года

Светлана Уваркина: "Бездомные собаки полезны для города"

Нынешним летом исполнится два года, как в Сыктывкаре появился приют для бездомных собак. Несколько энтузиастов – любителей животных сначала добились того, что в городе перестали убивать четвероногих бродяжек. На общественных началах благодаря помощи добросердечных спонсоров они возвели под Сыктывкаром добротный приют, а потом зарегистрировали некоммерческое партнерство «Общество защиты бездомных животных». Пока местные власти категорически не хотят слышать о том, чтобы перевести приют в разряд муниципальных. Однако маленькую победу в своем деле защитники животных все-таки одержали, выиграв в этом году конкурс на официальный отлов собак. Накануне общероссийской акции в защиту бездомных животных, которая состоится 28-29 марта, руководитель некоммерческого партнерства Светлана Уваркина – наш собеседник.

 

– Светлана, вы всегда говорите о том, что бродячие животные – это нормальное явление и даже полезное для общества…

 

– Собаки всегда жили на улицах города и будут жить. Я согласна, сейчас их стало очень много. Но в определенном количестве дворняжки должны быть на городских улицах. Бездомные собаки считаются санитарами города. Они охраняют те же помойки от нашествия крыс, которые являются переносчиками тяжелых болезней. Ученые даже высказывают мнение, что грызуны могут передавать СПИД. Как только с территории уходит их соперник, они моментально наращивают свою численность. Научно доказано, что за год от пары крыс можно получить до двух тысяч, учитывая то, что размножаться будет не только пара, но и их потомство. Чем больше риск полного уничтожения вида, тем сильнее грызуны будут сопротивляться. Так было и перед Олимпиадой-80, когда Москву освободили не только от бездомных кошек и собак, но и от крыс. Уже через год они восстановили свою численность, а отсутствие собак и кошек, чей запах отпугивает грызунов, лишь ускорило этот процесс. Вот и выбирайте, что лучше: несколько собак на улице или полчища крыс?

 

– Кстати, а почему в городе стало больше собак? Горожане все чаще жалуются на стаи бездомных и агрессивных животных, терроризирующих целые дворы.

 

– Потому что в Сыктывкаре ведется неправильная политика в отношении бродячих собак. Отлов и уничтожение – это экстремальные условия для животных, при которых они размножаются с особой интенсивностью. Если бы убийством можно было бы радикально сократить численность бродячих животных, то почему это не было сделано до сих пор?

 

Нужно понимать, что речь идет не о борьбе с отдельными особями, а о противостоянии целой популяции животных. Они держатся своей территории и активно сопротивляются появлению чужаков. Гибель кого-то из своих включает сложные механизмы восстановления: повышение рождаемости, миграцию особей с соседних территорий, усиление агрессивности. Если раньше бездомные собаки рожали по пять-шесть щенков в помете, то сейчас в нашем приюте, куда привозят бездомных беременных сук, они приносят по 12-14 щенков.

 

В месяц норма отлова – 32 собаки. Это очень мало! На деле мы отлавливаем намного больше. Но мы не забираем всех животных поголовно. Работаем только с агрессивными собаками, вылавливаем сук во время течки, которые привлекают стаи агрессивных кобелей. На такие звонки мы реагируем сразу. Но за всеми углядеть невозможно – и армия бездомных животных постоянно пополняется. Особенно много собак в пригородных поселках, где хозяева намеренно оставляют своих питомцев и уезжают. Человек, который хочет избавиться от животного, отвозит его подальше от дома. За два месяца мы выловили в Нижнем Чове 16 «бродяг». Но меньше их не стало! Огромное количество бездомных собак бегает и в поселке Краснозатонском, где я живу. Говорят, что в поселке Максаковка летом выбрасывают собак прямо из дачных автобусов.

 

Но в нашем контракте не предусмотрено, что будет с животным через три дня после отлова. Они просто остаются в нашем приюте. Недавно мы вакцинировали своих животных от бешенства и насчитали около 250 собак. Я не знаю, как долго мы сможем протянуть, потому что больше трехсот животных в приют не поместится.

 

– А что же делать в таком случае?

 

– Мы пытаемся говорить об этой проблеме с местными властями, объяснить им, что через пару лет на каждого сыктывкарца будет приходиться по одной собаке. Наиболее разумный способ сократить численность бездомных животных – сокращать количество свалок и помоек. Если город станет чище, рождаемость у бродячих животных автоматически снизится. Другим эффективным способом является стерилизация животных с возвращением их на место обитания. Ведь как бывает? Звонят нам с одного двора и говорят: заберите собаку, надоела – рожает щенков, не знаем, куда от них деваться! Собака жила в своем дворе, была там хозяйкой и никого из своих сородичей туда не пускала. В итоге мы ее забрали, а через несколько дней ее место в подвале облюбовали три новые собаки. И теперь звонков от возмущенных жителей стало еще больше. Важно понять: эта ниша никогда не будет пустой. Если бы работала программа стерилизации, мы бы прооперировали эту дворняжку и вернули на место.

 

Чтобы сделать оптимальной численность бездомных собак, мы предлагаем воспользоваться комплексной программой стерилизации, разработанной зоозащитными организациями в Москве. Мы даже адаптировали ее для Сыктывкара с учетом количества жителей и числа бездомных собак. Что она подразумевает? Это не просто стерилизация животных как таковая. Необходимо наказывать людей, которые выбрасывают своих питомцев на улицу. Именно домашние животные, надоевшие хозяевам, составляют немалую часть уличных бродяг. Как и за границей, нужно запретить разведение собак, не имеющих племенной ценности. Разведением должны заниматься только профессионалы. У нас же как бывает? У меня собака – далматинец, у тебя – далматинец. Давай мы будем разводить щенков! А где гарантия, что потом они не окажутся на улице? У нас десятки таких случаев, когда звонят и сообщают, что нашли щенков то на помойке, то подбросили в магазин. Это очень серьезная проблема. Породистые собаки должны стоить очень дорого. Сейчас мы написали заявление в милицию на хозяев беременной «девочки» – ризеншнауцера, которую выбросили на улицу. И мы добьемся того, чтобы их привлекли к ответственности.

 

Я переписываюсь по электронной почте с жительницей Канады, которая, как и я, держит английского бульдога. Своего щенка она купила за три тысячи долларов, причем стояла полгода в очереди. А я – представьте – забрала из приюта. Кстати, в Америке действует особая система налоговых послаблений для тех, кто берет животных из приютов. Это даже престижно. А вот если кто-то выбросит животное на улицу – об этом тут же сообщат соседи, и хозяин заплатит огромный штраф.

 

Кроме того, комплексная программа подразумевает введение налога на домашних животных. Мы предлагаем 30 рублей в год на одного питомца. Хозяйских собак в Сыктывкаре насчитывается около четырех тысяч. Полученные деньги можно было бы направить на ту же стерилизацию бездомных собак, и городскому бюджету ничего не пришлось бы оплачивать. Но для этого необходимо принять специальный закон и оформить массу документов.

 

– Насколько я знаю, в Москве уже действует программа стерилизации бездомных животных, которую финансирует местный бюджет. Но эта программа фактически провалилась, потому что деньги подворовывают чиновники.

 

– Среди чиновников есть люди, которых мало интересует проблема бездомных животных, равно как и многие другие проблемы. Сейчас озвучиваются предложения, чтобы деньги выделять напрямую зоозащитным организациям, которые реально занимаются этими вопросами.

 

Что касается Сыктывкара, то мы начинаем стерилизацию собак своими силами. Спасибо студентам Сыктывкарского сельскохозяйственного техникума, которые в качестве практики бесплатно стерилизуют животных. Пока стерилизовано три собаки. А нужно оперировать около 20 особей в месяц. Летом на собственные деньги мы начинаем строительство ветеринарного кабинета. Не знаю, сколько времени займет эта стройка, но ведь надо с чего-то начинать, что-то предпринимать, не дожидаясь, пока раскачаются местные власти. Надеюсь, что со временем в Сыктывкаре будет нормальный, цивилизованный приют. Кстати, я изучала опыт других российских приютов, и оказалось, что у нас чуть ли не единственный, в котором собаки гуляют свободно. Они и не пытаются никуда убежать. Вот представьте: собака постоянно носилась по городу, искала себе пропитание и теплый ночлег, ее отовсюду гнали, шпыняли. А тут у нее теплый вольер и тарелка вкусной еды. В десять утра мы выпускаем их гулять, а в два часа дня собираем обратно. Я им кричу: «Де-ти, заходим!» Собаки подбегают к своим вольерам и лапами открывают двери.

 

– А как вы умудряетесь находить общий язык со всеми животными? Это ведь просто небезопасно – незнакомые и агрессивные собаки…

 

– Собаку нужно приучить к приюту. Бывает, что мы по три-четыре дня не можем зайти к ней в вольер, приходится сидеть возле нее, подлизываться, потом аккуратно надеть на нее ошейник, зацепить поводок. На это требуется много времени и сил, мы все ходим покусанные.

 

– А чем вы кормите такую ораву животных?

 

– Ежедневно мы варим 600-700 литров еды. Собаки питаются очень хорошо. Нам помогают многие магазины, которые привозят просроченную рыбу, мясо, куриные окорочка. Недавно одна бесплатная газета написала о том, что фермер, у которого под Сыктывкаром сгорел свинарник, пожертвовал все мясо питомнику. Это оказалось неправдой. Собаки едва не остались голодными: нам звонили наши поставщики и говорили, что, мол, у вас теперь много мяса, свое мы отвезем в другое место.

 

– А вы не изучали общественное мнение горожан? Каким образом распределяются голоса тех, кто жалеет бездомных животных, и тех, кто настойчиво призывает их уничтожать?

 

– Я уверена, что нас поддерживает большинство горожан. Нам помогают крупные предприятия – «Монди СЛПК», фирма «Стройком», газовики. Акции в поддержку бездомных животных прошли во многих городских школах. В торговых центрах у нас висят специальные ящички для сбора пожертвований в пользу приюта. К нам приходят волонтеры, которые помогают ухаживать за животными, гулять с ними. На радиостанции «Европа плюс Коми» каждый понедельник с 19 до 20 часов я рассказываю в прямом эфире о новостях и проблемах приюта, о собаках, для которых мы ищем новых хозяев. Кстати, фотографии этих животных мы выкладываем на сайте радиостанции. Недавно с помощью передачи мы пристроили кавказскую овчарку Дану. Будущие хозяева позвонили сразу в прямой эфир.

 

Большая часть жителей поддерживает наш приют, они считают, что он нужен. Почему городские власти этого понять не могут – сложно сказать. Возможно, они видят, что пока мы справляемся сами, точнее сказать, выживаем. Благодаря конкурсу на отлов собак, который выиграли,  мы стали платить людям зарплату. А раньше в свободное от работы время бежали в приют, чтобы выгулять и накормить животных. Хотя на питомник ведь по-прежнему не выделяется ни копейки денег, мы существуем на благотворительную помощь.

 

Но мы все равно не успокоимся и будем настаивать на том, чтобы была принята программа по стерилизации бездомных собак и наказанию людей, которые выбрасывают своих питомцев на улицу. Мое мнение, что приют должен стать муниципальным, как это практикуется во многих российских городах.

 

Беседовала Ольга КЕРМАС.

 

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №48 (3962) - 25 марта 2009 года

Абитуриентам сделали послабления

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 50 (3964)
27 марта 2009 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»