Дым Отечества |
21 февраля 2009 года |
Документ без комментариев
Малоизвестные и неизвестные документы из фондов государственных архивов Республики Коми представляет ведущий специалист отдела публикаций Национального архива РК Леонид Кызъюров. Из докладной записки Министерства культуры Коми АССР председателю Совета Министров Коми АССР Паневу З.В. «Об организации историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в Коми АССР» (1961 г.) ...Согласно постановлению Совета Министров Коми АССР от 3 октября 1957 г. № 311 «О мерах по улучшению дела охраны и реставрации памятников культуры» был утвержден список гражданских памятников и памятных мест на территории Коми АССР. Но проведенная работа является только началом... Республиканский музей имеет превосходно разработанный и представленный отдел советского периода, но богатое историческое прошлое народа, памятники культуры и искусства, материальные свидетели прошлого – архитектурные памятники – все это представлено в музее скудно. Между тем жизнь стремительно идет вперед, следы прошлых эпох стираются, исчезают с каждым днем. Для того, чтобы сохранить материальные памятники культуры прошлого... на территории Коми АССР необходимо организовать исторический и архитектурный заповедник. Если вопрос о необходимости организации музея-заповедника не может встретить возражений, то вопрос о месте его расположения может трактоваться по-разному. В настоящей записке выдвигается предложение организовать заповедник в с.Устьвым. Расположение Устьвыма на территории Коми республики выгодно выделяет его из числа возможных других мест создания музея-заповедника. Благодаря удобным железнодорожным и водным путям он будет доступен для экскурсий из всех районов Коми АССР. Он располагается при въезде в республику по жел. дороге. Музейный архитектурный ансамбль, открывающийся перед проезжающими, особенно со стороны железнодорожного моста через Вымь, будет популяризировать его и за пределами Коми АССР. Не последним соображением является и прекрасный природный пейзаж, особенно широкие водные просторы Вычегды и Выми. В центре села имеется исторически сложившаяся площадка для строительства заповедника, т.к. центральная часть на холмах села десятилетиями не застраивается и как бы специально подготовлена для музейного архитектурного ансамбля. На прилегающих отрогах верхней террасы есть резервная территория. Имеется и здание для музея. Это б.Архангельская церковь (арх.Михаила). Она сохранилась относительно хорошо. Весной 1960 г. ее начали перестраивать под школьные мастерские. Верхние ее завершия сняты, она перекрывается двускатной кровлей. Внутреннего убранства не сохранилось, она сейчас внутри побелена. Ее надо или реставрировать (не как художественную ценность, а как исторический памятник), или придать ей облик музейного здания. Во всяком случае она должна быть перекрыта снова, так как сейчас конструкция крыши не отвечает архитектонике здания и сделана безграмотно. Ни в коем случае даже временно нельзя разрешать здесь организацию школьных мастерских. Это повлечет за собой порчу здания и захламление участка. Сохранившаяся частично церковь им.Стефана Пермского на «благовещенском» холме имеет нетронутой центральную часть и полукруглую алтарную абсиду. Западная часть церкви разрушена. Верхние части сняты, надстроена пожарная вышка. Сохранность здания плохая, много трещин. Сейчас в нем находится склад. В южном фасаде пробита дверь. Восстановить церковь возможно и относительно несложно. Разрушенная часть была невысокой. Сохраняются следы ее фундаментов... На южном склоне «благовещенского» холма сохраняется красивая большая группа деревьев – березы, ели, лиственница. В селе есть старинные интересные избы, которые войдут в число экспонатов музея под открытым небом. Вблизи одного из холмов есть памятник-надгробие участников гражданской войны. Внутреннее убранство церквей и предметы церковного обихода не сохранились. Обнаружены пока две (из трех) «раки» – надгробия списков, которые были в Благовещенской церкви, а после ее разрушения были перенесены в Архангельскую. Еще недавно они были с крышками, на которых были подписи. Это деревянные ящики с резьбой, позолочены... В настоящее время одна из рак «хранится» в хлеву у здания начальной школы, а вторая, в очень плохом состоянии, валяется во дворе средней школы, где ее употребляют в качестве ящика для хранения цемента. В этом же хлеву стоит икона больших размеров, не старинная, но в богатой ризе, принадлежавшая одной из церквей. Среди местных жителей можно найти старинные иконы и предметы церковного обихода. Древние рукописи, очевидно, уже прежде были здесь собраны и увезены. Известно, что здесь и в соседних церквах, например в Коквицкой, были древние рукописи даже на греческом языке времен епископа Питирима... В Устьвымских церквах в прошлом веке находились еще следующие древние иконы: в б. Вознесенской церкви было две – Стефана Пермского и трех святителей Устьвымских. Так как в этой же церкви находились замечательные царские врата, которые теперь в Вологодском музее, то может быть и эти иконы могут быть там обнаружены... Особняком стоит известная икона «Зырянская троица». Находится в Вологодском музее. Она относится к концу XIV в. и считается по преданию написанной Стефаном Пермским. Она интересна тем, что на ней есть надписи зырянским шрифтом, изобретенным Стефаном. Икона была найдена в 1788 г. в Вожемской церкви. Копии с надписей были отправлены в С.Петербург... Икону же Вологодский архиепископ поставил в Вологодском Софийском соборе. В Вожемскую церковь была послана копия. В Коми АССР в 30-х годах, когда было массовое закрытие и разрушение церквей, иконы уничтожались. Так, церковь в Кослане (основной сруб ее еще хорошо сохранился, остальное было снято) была известна тем, что там было много древних образов. В 30-х гг., как рассказывает местное население, все иконы были сожжены на костре. В других местах иконы употреблялись как материал для мебели и т.д. Среди населения иконы еще могут быть найдены. Собрание древних икон есть в старинной часовне... под Важгортом на Вашке... Музей-заповедник мыслится как грандиозный архитектурный ансамбль – музей под открытым небом. В нем красной нитью будет проходить идея русского культурного влияния на жизнь Коми народа начиная с XI века. В архитектурный ансамбль, кроме местных памятников, будут перенесены высокохудожественные памятники народного деревянного зодчества, как культового, так и жилого и хозяйственного. Так намечена к переносу замечательная старинная деревянная часовня из с. Кривого близ Важгорта, некоторые, характерные своей планировкой или художественно-ценные избы, а также архитектурно-выразительные старинные амбары, риги и т.д. К центральному архитектурному ансамблю на Устьвымских горах будет примыкать обширная территория, насыщенная археологическими и историческими памятниками. В музее, кроме основной исторической экспозиции, должны быть разделы: 1. Старинных рукописей; 2. Иконографический. Музей-заповедник должен охватить всю предысторию и историю Коми народа до Советского периода или до XVIII века включительно... Необходимость скорейшего создания художественного историко-архитектурного музея-заповедника ясна. С пуском в эксплуатацию новой линии железной дороги может начаться усиленная и бесплановая застройка села, особенно центра, и создание музейного ансамбля будет затруднено. Надо в ближайшее время выделить территорию для заповедника и запретить строительство на ней, в частности не допустить устройства школьных мастерских в б.Архангельской церкви. Следует произвести съемочно-изыскательские работы: съемку территории со всей имеющейся ситуацией и определение грунтовых условий (последнее интересно также в связи с легендой о якобы насыпном происхождении «благовещенского» холма). (Сохранены стиль и орфография того времени.) |