Дым Отечества |
21 февраля 2009 года |
Александр Кузнецов - "тишайший" генерал, "засекреченный" герой
Встреча трех руководителей Главсевморпути: (слева направо) А.Кузнецов, А.Афанасьев,И.Папанин. Справа - телеведущий Ю.Сен
Иного калибра, амплуа, «полета» был другой депутат от нашей республики, предложенный в 1950 году по разнарядке Москвой. Имя генерал-лейтенанта авиации, бывшего начальника Главсевморпути Александра Кузнецова до сих пор окутано ореолом таинственности. Об этом красноречиво говорит хотя бы такой факт. До последнего времени имя А.Кузнецова не значилось ни в одном официальном списке североморцев – Героев Советского Союза. Хотя он это звание получил первым из североморцев в послевоенные годы – в декабре 1949 года. От винзавода до ВВС Одно сходство или, вернее, точка соприкосновения у генерала Кузнецова с сотрудницей Советского комитета защиты мира Т.Ершовой тем не менее было. Оба – уроженцы одного края – Тверской (Калининской) области. Александр Алексеевич Кузнецов появился на свет в селе Щербово, под Торжком, в 1904 году. Как писали в советских изданиях, «он принадлежал к поколению 20-х годов». В голодные годы пошел работать на местный винзавод, помогал отцу-слесарю. Вступил в комсомольскую ячейку. На уездной конференции его избрали членом комитета комсомола, послали в Лихославль на укрепление комсомольской организации, а оттуда на учебу в Ленинград, в институт гражданских инженеров. Отсюда по спецнабору Кузнецова мобилизовали во флот, он стал курсантом Военно-морского училища им.М.В.Фрунзе. Это определило всю его дальнейшую судьбу. Правда, Александр Кузнецов стал не моряком, а морским летчиком. В разных источниках приводятся два места, где он постигал язы летного мастерства: Ейская школа военных летчиков им.И.Сталина и Севастопольская школа военных летчиков-наблюдателей. Скорее всего, он окончил оба учебных заведения. А в промежутке между учебой успел полетать командиром звена в авиации Черноморского флота. Чтобы затем вновь вернуться на Балтику, где начинал службу флотским командиром. В боях в испанском небе его грудь украсил первый орден Ленина (у Кузнецова будет еще три ордена Ленина и четыре ордена Красного Знамени). После возвращения на родину орденоносца сразу же назначают начальником штаба ВВС Балтийского флота, а затем командующим балтийскими военно-воздушными силами. А осенью 1939 года 35-летний Кузнецов встает во главе только что созданных ВВС Северного флота. За штурвалом – командующий Боевая проверка североморских авиаторов не заставила себя долго ждать. В советско-финляндской войне Кузнецов руководил двумя авиаполками, состоящими из нескольких авиаэскадрилий. Командующий авиацией флота лично участвовал во многих боевых вылетах. В июне 1940 года Совнарком СССР присвоил ему только что введенное воинское звание «генерал-майор авиации». Накануне Великой Отечественной войны А.Кузнецов окончил курсы усовершенствования высшего начсостава при Военно-морской академии. И, образно говоря, сразу же принял бой. По воспоминаниям сослуживцев генерала, авиапарк Северного флота к ведению боевых действий в начале 1941 года был практически не готов. Здесь не имелось ни торпедоносцев, ни бомбардировщиков. К устаревшим самолетам добавились лишь несколько гидросамолетов для разведки над Баренцевым и Карским морями. Зачастую некому было охранять с неба боевые корабли и транспорт, прикрывать высадку десанта. Все эти трудности компенсировались отвагой и мастерством летчиков. Лишь за первый год войны в Заполярье североморцы сбили около 300 вражеских самолетов, потопили восемь боевых кораблей. Семьдесят боевых вылетов было на счету командующего ВВС Северного флота Александра Кузнецова. Высокую оценку личным и профессиональным качествам генерала Кузнецова давали не только советские коллеги. Осенью 1941 года под его непосредственное руководство поступило пополнение – группа летчиков-истребителей из Великобритании. Подполковник английских ВВС Н.Ишервуд с большим уважением отзывался о советском коллеге генерале Кузнецове, с которым вместе громили врага. Пути человека в погонах, впрочем, как и каждого гражданина страны Советов, были неисповедимы. В начале 1943 года Кузнецова переводят на Тихоокеанский флот, а еще до окончания войны – в марте 1945 года – назначают начальником военно-морского авиаучилища. Осенью 1946 года генерал становится сначала заместителем начальника, а с 1948 года – начальником Главного управления Севморпути при Совмине СССР. Начальник Арктики Отлично знающий Север, авиацию и флот, А.Кузнецов с энтузиазмом воспринял новое назначение. В послевоенные годы Арктика сверхдержавами рассматривалась как стратегическая территория. Именно через нее проходили кратчайшие военные пути для нанесения бомбовых и ракетных ударов по различным целям в СССР. С учетом этого советские власти всерьез занялись изучением, освоением и укреплением северных территорий. Многие операции в Арктике проводились в условиях сверхсекретности. В этом же кроется и разгадка того, почему Александр Кузнецов стал «засекреченным героем Арктики». С 1948 по 1953 год он занимался организацией высокоширотных воздушных экспедиций Главсевморпути. Часто это были совместные операции полярной и военной авиации. Кузнецов неоднократно сам вылетал в разведку для определения районов будущих аэродромов и полярных станций. Нередко случались и нештатные ситуации. Однажды разломало лед, на котором находились самолеты и оборудование. Их эвакуацией на вспомогательный аэродром руководил Кузнецов, рискнувший посадить свой самолет на разломившуюся льдину. Последним, после спасения имущества, он же покинул район бедствия, при этом совершив беспосадочный полет Северный полюс – Москва. 6 декабря 1949 года появился «закрытый» Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении генерал-майору авиации А.Кузнецову, летчикам В.Задкову, И.Котову, И.Черевичному и начальнику отделения геофизики Арктики НИИ Главсевморпути М.Острекину звания Героя Советского Союза. А вот как описывал генерала Кузнецова врач-испытатель и полярник В.Волович: «Его моложаво-обветренное лицо и ярко-синие глаза странно контрастировали с густыми, слегка вьющимися, совершенно седыми волосами. Ходил он присущим только ему уверенным шагом, что придавало его походке некую невесомость и неповторимость. Особой отличительной чертой его было то, что он никогда не повышал голоса, сохранял внешнее спокойствие, даже «снимая стружку». Видно, поэтому полярные летуны между собой называли Александра Алексеевича «тишайшим». Вскоре после выборов в Верховный Совет СССР А.Кузнецову присвоили очередное воинское звание генерал-лейтенанта авиации. Затем – вновь служба на Балтике. А в 1956 году Александр Кузнецов отправляется в Китай, где около трех лет является старшим военным советником командующего авиации ВМФ КНР. Вскоре после возвращения, в 1959 году, уходит в запас. Известный летчик, бывший начальник Главсевморпути, депутат от Коми АССР ушел из жизни в 1966 году. Было ему 62 года. Похоронен Александр Алексеевич Кузнецов в Москве на Введенском кладбище. Анна НИКОЛАЕВА. |