Экономика |
23 января 2009 года |
Молочные реки в берегах сырого закона/ Как скажется на нашем продовольственном рынке новый техрегламент?
Как уже сообщалось, 17 декабря 2008 года вступил в силу федеральный закон, утверждающий технический регламент на молоко и молочную продукцию. С этого момента четко разграничиваются понятия «питьевого молока» – продукта, изготовленного из натурального молока, и напитков, восстановленных из сухого молока. Теперь производитель не имеет права писать на упаковке «молоко», если в его состав входит хоть малая толика порошкового молока. Такая продукция должна именоваться «молочным напитком». Законом прописаны не только свыше ста наименований молочной продукции, но и обозначены требования к безопасности продукта, его маркировке, упаковке, условиям хранения, технологии производства, транспортировки, реализации. Покупателю должна быть представлена максимально полная информация о потребительских свойствах продукции. О том, чем реально обернется реформа для рядового покупателя, попыталась выяснить наш корреспондент на примере работы некоторых предприятий республики. Пока гром не грянет Новации призваны снизить долю импортного порошкового молока на продовольственном рынке, оказать поддержку отечественному животноводству. Так как предполагается, что с введением техрегламента существенно повысится спрос на натуральное молоко, а значит, вырастут и закупочные цены как на сырье, так и на продукцию в магазинах. Для того чтобы работать по новым правилам, сельхозпред-приятиям и молзаводам необходимо пройти процесс пересертификации, причем за собственный счет и в сжатые сроки. В нашей республике необходимую процедуру можно пройти в единственной аккредитованной организации – ООО «Коми центр сертификации». По словам руководителя центра Рифката Аминева, необходимость декларирования и обязательной сертификации молочной продукции возникла не с момента появления техрегламента, а гораздо раньше. – Начиная с 2004 года мы стучим во все двери, пытаясь разъяснить сельхозпроизводителям важность процесса декларирования сырого молока, – рассказал Р.Аминев. – Но пока тщетно. В 2003 году вступил в силу федеральный закон о техническом регулировании, в котором вводится понятие «добровольной сертификации». Но производители, видимо, посчитали, что дело это добровольное, а значит, необязательное. А ведь речь идет о безопасности в условиях, когда традиционные технологии в пищевой промышленности уступают место сокращенному циклу производства. В результате уменьшается доля натурального сырья… Как ни странно, но самым первым откликнулось в 2007 году опытное хозяйство «Межадор» агрошколы им. А.Католикова. Остальные предпочли отложить эту работу на неопределенное время. При этом на уровне правительства республики предпринимаются попытки стимулировать предприятия подтверждать соответствие выпускаемой ими продукции необходимым требованиям. Делается это в рамках регионального конкурса на соискание премии в области качества, а также через механизм компенсации части затрат на сертификацию продукции. Но интереса к этому не наблюдалось. Пока, как говорится, гром не грянул и не вступил в силу техрегламент. В итоге, вместо того чтобы начать работу в рамках федерального законодательства уже подготовленными заранее, сегодня предприятия по производству и переработке молока в спешном порядке переоформляют необходимые документы. Понятно, что это нарушение закона, но на период адаптации контролирующие организации взяли тайм-аут. Но уже скоро начнутся проверки, и наказания не миновать… Затраты на сертификат Львиная доля затрат поставщиков сырья приходится на лабораторные исследования, проведение производственного контроля, ветуслуги. Причем никто из аграриев не застрахован от пов-торного проведения тестов и испытаний, так как техническое и технологическое состояние животноводческих ферм республики по большей части не отвечает ужесточившимся требованиям техрегламента. К примеру, руководитель СПК «Вишерский» Лидия Ивашова пояснила, что только услуги ветлаборатории по проведению анализа одного вида сырья обойдутся в 900 рублей плюс затраты по оформлению сертификата. В результате набегает сумма в 30 тысяч рублей. Для фермера или частника это серьезный удар по кошельку. В несколько раз ужесточились требования по микробиологическим, физико-химическим показателям молока. Устаревшие оборудование и технологии не позволят поставлять на переработку сырье требуемого качества. Около половины хозяйств смогут реализовывать молоко не высшего, в первого сорта по более низкой цене. А это потери в доходах и так практически убыточных предприятий агропрома. Выход – в модернизации производства. Но при дефиците финансовых ресурсов обновить оборудование одним махом тому же фермеру и даже СПК проблематично. Кстати, в западных странах при переходе на новые правила игры аграриям предоставлялась возможность подготовить материально-техническую базу предприятий в течение нескольких лет. Себе в убыток Пока производители поставляют продукцию в старой упаковке, в магазинах размещена разъяснительная информация. Но уже в феврале начнутся первые проверки. По словам генерального директора ОАО «Сыктывкарский молочный завод» Евгения Подоханова, помимо платы за переоформление документации, неминуемы дополнительные затраты. К примеру, ассортиментная линейка завода сегодня включает около 50 наименований различной продукции. Для каждого из них необходимо разработать дизайн упаковки. Для замены одного клише с учетом изменившихся требований необходимо заплатить 40 тысяч рублей. Плюс стоимость импортных упаковочных материалов. Получается, что сегодня почти вся текущая выручка идет на эти цели. Понятно, что вынужденные траты ложатся бременем на себестоимость продукции. Молзавод, будучи крупным предприятием, закупает большие партии упаковки и имеет скидки, а вот малому бизнесу в этой ситуации и вовсе не позавидуешь, особенно в условиях кризиса. – За месяц мы сможем использовать старую упаковку на распространенные виды продукции, – заметил Е.Подоханов. – А вот внедряемые новинки пока не столь популярны, ищут своего покупателя. Для них закуплена упаковка на несколько лет вперед. С введением техрегламента она станет невостребованной, а это колоссальные убытки… Опять поправки? Немало, по словам Р.Аминева, в законе несоответствий и даже досадных технических опечаток. К примеру, понятие «питьевое молоко» формулируется как «молоко с массовой долей жира не более 9%, произведенное из сырого молока или молочных продуктов и подвергнутое термической или другой обработке в целях регулирования его составных частей (без применения сухого молока и сухого обезжиренного молока)». Но ведь если молоко подверглось термической обработке и изменению его составных частей, то этот продукт не может называться молоком, считает эксперт. Многочисленные разночтения, ошибки в контрольных цифрах уже подвигли Федеральное агентство по техрегулированию начать разработку законопроекта о внесении поправок в закон о техрегламенте. Изменений придется ждать до конца этого, а то и до начала следующего года. Пока же в качестве эксперимента технологи, к примеру, сыктывкарского молзавода попробовали сделать кефир согласно новым требованиям. Он получился несъедобным, творог же вовсе напоминал резину… Во всем мире прижилась практика добавления в натуральное молоко определенной доли сухого. В этом нет ничего страшного, по мнению большинства технологов молочной промышленности. Ведь даже в рацион питания детей первых месяцев жизни включаются при необходимости адаптированные молочные смеси на основе сухого молока, которое производится из натурального путем высушки. Производство такого порошка – вынужденная мера, учитывая сезонность поставок молочного сырья на переработку. Летом, в период «большого молока», спрос на него падает в связи с закрытием школ и детсадов и отпускным периодом. Осенью-зимой натурального молока, наоборот, не хватает. По мнению большинства специалистов-молочников, огромным заблуждением является мнение, что сухое молоко – продукт меньшей биологической ценности, ведь технология сушки молока предполагает сохранение всех полезных веществ. С другой стороны, в период расцвета генной инженерии, появления разного рода стабилизаторов, улучшителей вкуса люди стали внимательнее относиться к тому, что продается в магазинах. Немало и недобросовестных производителей, применяющих в производстве кондитерских изделий и мороженого растительные жиры, казеин и т.д. Это недопустимо. В нашей республике и в соседних регионах нет недостатка в сырье для производства цельного молока. Скорее всего, лишь 10-15% от объема выпускаемой продукции будет приходиться на молочные напитки. Однако в 20 субъектах РФ молочные заводы работают исключительно на сухом молоке. Как им выкручиваться в новых условиях? – Говорить сегодня об удешевлении продукции, в состав которой входит дорогостоящее сухое молоко, нельзя, – заметил Е.Подоханов. – Ведь его еще нужно доставить до магазина. То же самое с закупочными ценами для поставщиков натурального сырья, которые предположительно должны вырасти. Этого не произойдет. Как, впрочем, не будет повышения цены на местное молоко в торговых сетях. В условиях конкуренции с более дешевой привозной продукцией, пусть и сомнительного качества из-за ненадлежащих условий транспортировки, повышение цены – нерыночный шаг. Путь до прилавка Одним из плюсов технической реформы можно считать наделение ответственностью за качество и безопасность реализуемого товара предприятия торговли и общественного питания. Раньше перед ними стояла задача как можно выгоднее продать продукцию, а забота о качестве целиком лежала на производителе. То есть завод снабжал магазин необходимой документацией и информацией о продукте. А вот что внутри упаковки – молоко или напиток, мало волновало продавцов. Сегодня поставщики и торговля в равных условиях. Продавец должен знать, соответствует ли упаковка техрегламенту, доступно ли размещена на ней информация о потребительских свойствах продукта. Ведь не секрет, что некоторые российские переработчики намеренно наносили эту информацию мелким, плохо различимым шрифтом. Сегодня техрегламентом оговаривается даже размер шрифта для названий на упаковке. По словам председателя Ассоциации торговых предприятий РК Галины Лапшиной, торговля в большинстве своем готова к новым условиям работы. Разъяснительную информацию о требованиях к маркировке, упаковке и качеству товара уже представили ведущие молзаводы республики, а вот московские переработчики не спешат информировать о нововведениях, хотя уже сменили упаковку. Не пугает продавцов и ужесточение требований техрегламента, так как и прежде торговые предприятия скрупулезно относились к отбору товара для своих точек. В ближайшее время будут приняты еще около 180 технических регламентов на продовольственную продукцию, в том числе и на мясо. Так что агропрому страны и рядовому потребителю придется запастись терпением, чтобы разобраться во всех премудростях нововведений. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. |