Из первых уст |
11 ноября 2008 года |
Строителей переводят на саморегулирование/ Оно призвано взять на себя функции госконтроля
На прошедшем в Санкт-Петербурге Конгрессе строителей России ключевым стало обсуждение отмены лицензирования в строительном комплексе страны и применения саморегулирования. Мы уже писали о том, насколько актуальна эта тема для строителей. Представители отрасли обсуждали ее весной прошлого года на III съезде Союза строителей РК. В работе Конгресса строителей России участвовал замминистра архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК, вице-президент Союза строителей Коми Вячеслав Козьяков. По просьбе «Республики» он прокомментировал итоги форума в Санкт-Петербурге. – Вячеслав Александрович, зачем понадобилось передавать функции государства в столь важной сфере отдельным организациям? Не секрет, что к идее саморегулирования в строительстве руководители многих предприятий отрасли относятся настороженно. – Идея замены системы государственного лицензирования обязательным членством в саморегулируемых организациях рассматривается более десятка лет. Административная реформа среди приоритетных направлений подразумевала и ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства. Предлагалась альтернатива – развитие системы саморегулируемых организаций (СРО) в области экономики, в том числе капстроительстве. В последующие годы была проведена серьезная работа по созданию правовой базы деятельности СРО. – А что говорилось по этой теме на Конгрессе строителей России? – Прежде всего шла речь о законодательном разрешении уже происходящих в стране процессов саморегулирования. Напомню, что 1 декабря 2007 года принят Федеральный закон № 315 «О развитии саморегулируемых организаций». А 22 июля 2008 года внесены поправки в Градо-строительный кодекс РФ, снижающие уровень госрегулирования и контроля. Из существующих общественных объединений в строительстве (в Коми это – Союз строителей республики) предстоит создать саморегулируемые организации. Только так можно выполнить упомянутый федеральный закон, по которому с 2010 года отменяется выдача лицензий. И работать в строительстве смогут только члены СРО. Предполагается обеспечить внедрение механизмов саморегулирования, менее затратных, чем система гослицензирования, и более гибких, эффективных. – Какие именно поправки внесены в Градостроительный кодекс? – Новая его редакция предусматривает обязательное членство в саморегулируемых организациях всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих строительную, изыскательскую и проектировочную деятельность. Свидетельства о допуске к работам, выдаваемые СРО, должны заменить собой систему госконтроля безопасности по осуществлению предпринимательской деятельности в строительной сфере. Саморегулируемые организации должны устанавливать собственные стандарты и нормативы и контролировать, чтобы члены СРО их соблюдали. Создание саморегулируемых организаций предусматривает и страховое обеспечение рисков причинения вреда, наступившего в результате недостатков строительной деятельности. – А о чем еще говорили участники российского отраслевого форума? – Мы серьезно обсуждали варианты обеспечения качества строительно-монтажных работ (СМР) и всего комплекса работ, обеспечивающих строительное производство. Введение института СРО предполагает передачу саморегулируемым организациям контроля за качеством и сроками работ на строительных объектах. Это очень ответственная задача. Предстоит разработать и схему страхования строительного производства в условиях саморегулирования. По федеральному закону № 315 устанавливаются солидные страховые взносы в СРО за ведение строительных работ. Предусмотрено, как уже говорилось, и страхование строительных рисков, проектировочных и изыскательских работ при одновременном страховании гражданской ответственности. Таких видов страхования в России пока нет. Гильдии страховщиков страны поручено разработать условия и правила данных видов страхования. – Что же мешает практической реализации саморегулирования в строительстве? – Упомянутый федеральный закон № 315 принят почти год назад, а подзаконных актов, уточняющих механизм его действия, нет до сих пор. Участники конгресса в Санкт-Петербурге попросили российских законодателей ускорить подготовку пакета инструкций, рекомендаций и методик по организации выполнения закона. Вообще, строители высказали на своем форуме много критики и деловых замечаний. Например, данный закон предполагает создание самостоятельных общественных региональных структур (СРО), которые бы объединили работу по проектированию, изысканиям и сам процесс строительного производства. На практике получается, что многим строительным компаниям в республике приходится состоять в разных союзах, внося немалые деньги за членство и страхование своих работ. Так вынуждены делать, в частности, руководители ООО «Горстрой» (в Сыктывкаре), поскольку его специалисты ведут и проектно-изыскательские, и строительные работы. Поэтому на конгрессе мы предложили поправки в федеральный закон о необходимости создания саморегулируемых региональных организаций строителей общего профиля, объединяющих строительство, проектирование и изыскания. В Союз строителей республики входят организации всех трех направлений, вот и надо это узаконить. Вторая проблема, поднятая нами, такова: может ли быть одинаковой плата за членство в Союзе строителей организаций, отличающихся по численности работающих и объемам выполняемых работ? Сегодня законодатели требуют равных взносов в страховые фонды союзов. А это далеко не всем по карману. Очевидно, что требуется дифференцировать взносы в уставный капитал СРО. Строители России задали немало других острых вопросов создателям модели саморегулирующих организаций в строительном комплексе. Эти вопросы мы намерены обсудить и на внеочередном съезде Союза строителей республики. Без их решения невозможно переходить на саморегулирование. На съезде также планируем внести изменения в устав Союза строителей РК, обеспечивающие создание на его базе некоммерческой саморегулируемой организации (СРО). В очередной раз мы с коллегами обсудим предлагаемую государством схему саморегулирования строительства, а также варианты перехода строителей Коми на эту модель хозяйствования. Беседовал Сергей ВЛАДИМИРОВ. |