Культура |
11 ноября 2008 года |
Экспонат, окутанный тайной/ В Национальном музее представлен так называемый саккос Стефана Пермского
В Национальном музее РК открылась очередная выставка одного экспоната. На мини-вернисаже представлен предмет с интригующим содержанием. Саккос, один из элементов богослужебного архиерейского облачения, по легенде, принадлежал просветителю Коми края святому Стефану Пермскому. Хотя на самом деле он был создан гораздо позже и никакого отношения к деяниям святителя в сущности не имел. Во многих источниках, как в научных, так и в популярных, мнение о том, что один из экспонатов Сольвычегодского историко-художественного музея принадлежал именно Стефану Пермскому, не подвергалось никакому сомнению. Особенно в Коми крае, где почитание святителя было особенно сильным. К тому же в наших местах почти никто до сих пор и не видел эту вещь воочию. Выставка в Национальном музее и разъясняет, почему так получилось. Директор Сольвычегодского историко-художественного музея Зинаида Мехреньгина (кстати, выпускница Сыктывкарского университета) назвала точную дату изготовления саккоса. Он датирован 1665 годом, в то время как Стефан Пермский жил в 1340-1396 годы. Сделать это открытие помогли ученые. С их помощью было установлено и то, что предмет облачения вышел из мастерской Анны Ивановны Строгановой в Сольвычегодске. В XVI-XVII веках этот небольшой северный город стал столицей громадной империи династии Строгановых. Именно здесь были воздвигнуты величественные храмы, работали иконописные горницы, мастерские лицевого шитья, знаменитый скрипторий по переписке книг, развивалась усольская школа певческого искусства. Отсюда же вышли настоящие памятники, украсившие дома и храмы на всем российском безбрежье. Церковные облачения, тоже во множестве создававшиеся в мастерских Строгановых, как правило, богато украшались. Но один из саккосов, который и привезли нынче в Сыктывкар, почему-то не был расшит. К тому же был сделан из аскетичной холщовой ткани. Единственным украшением одеяния стала роспись: на всем пространстве саккоса изображены евангельские сюжеты. В этом же кроется и уникальность экспоната. По мнению знатоков, ни один предмет церковного облачения, известный в нашей стране, такой росписи не имеет. Видимо, поэтому в свое время он и был причислен к реликвии, якобы доставшейся в наследство от Стефана Пермского. Мол, святитель Зырянского края, пребывавший постоянно в трудах и молитве, не нуждался и в дорогих парчовых одеяниях, а предпочитал простое, холщовое. Неслучайно дошедшая до наших дней реликвия до сих пор и именуется однозначно: саккос Стефана Пермского. Выступивший на открытии вернисажа секретарь епархии Сыктывкарской и Воркутинской игумен Филипп признался, что не видит в «разночтении» возраста саккоса никакой нестыковки. Любовь людей к святителю, по его мнению, даже по прошествии веков после его кончины продолжала обожествлять красивые руко-творные вещи. Жаль лишь то, сказал игумен Филипп, что деяния просветителя в Коми до сих пор не оценены по заслугам: нет в республике ни одного учреждения, ни одной школы, названной его именем, не стоит нигде и памятник Стефану... Прибывший из Сольвычегодска экспонат наверняка заставит еще раз задуматься и об этом. Анна СИВКОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |