Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Домашний Очаг
3 октября 2008 года

Трудное детство, или Проблемный ребенок

Как часто в разговорах о подростках мы слышим: «трудные дети». А действительно ли все подростки трудные?
И что скрывается за этим термином? Все понимают его
по-разному. Для милиционера – это уличный «бандит»,
для воспитателя детского сада – шумный хулиганистый мальчишка, для учителя – неформальный лидер, который срывает уроки и плохо влияет на одноклассников, для родителей – чаще всего это ребенок, создающий проблемы (или не вписывающийся в их представление о «воспитанном мальчике/девочке»).

Давайте для начала определимся с термином «трудный». Трудные дети – это такие дети, поведение которых не укладывается в принятые в обществе стандарты и нормы, оно отклоняется от них. Правда, сами подростки в большинстве своем считают, что неуважение к личности, грубость, конфликты, отказ от учебной деятельности или работы – в пределах нормы. А отклоняющееся от нее поведение – только такое, за которое «срок могут дать или юридически наказать штрафом».

Как же можно уберечь ребенка от влияния «трудных детей» и как вести себя родителям, чтобы их ребенок не стал «трудным»?

– Откройте свой дом для своих и его друзей. В начале подросткового периода ребенок еще не может сам до конца разобраться, кто действительно друг, а кто нет. Ваша задача – помочь ему в этом. Пока ребенок маленький, сделать это проще, ведь вы сами знакомите его с детьми своих друзей. Да и на площадке не ко всем разрешаете подойти. А уже 10-летнему не так просто запретить и указать. Желательно записать его в кружки, секции. Приглашайте домой друзей и сами станьте своим человеком в его компании: тогда легче будет повлиять и вмешаться, если что-то случится, предотвратить дурное влияние. И своих друзей не забывайте приглашать.

– Постарайтесь максимально подробно узнать о друзьях ребенка, познакомиться с их родителями. Так вам будет легче понять, что можно ожидать от такой дружбы. И не бойтесь, если ваш сын подружился с ребенком из «плохой» семьи: возможно, и тому ребенку нужна помощь. Не отвергайте его.

– Избегайте говорить сыну (дочери) фразы типа: «Я лучше знаю, с кем тебе дружить!», даже если он дружит (по вашему мнению) не с тем, с кем хотелось бы. Это его выбор, и, если вы запретите эту дружбу, будет только хуже. Нарушается доверие, а дружба продолжается – втайне от вас. Вы только потеряете контроль над ситуацией, а ребенок научится врать и изворачиваться. Лучше поговорите с ним по душам, отметьте все положительное в его друзьях, в их взаимоотношениях. А потом можно потихоньку раскрыть те моменты, которые не внушают вам доверия. Но тут надо быть осторожным, чтобы ваша дружеская беседа не перешла в чтение нотаций. И не допускайте распространенную ошибку: не создавайте в своем доме ситуаций, когда его друг окажется в неловком положении (как бы для того, «чтобы сын понял, с кем имеет дело»). Это только все осложнит. Друг станет «жертвой», которую надо защитить, а вы – врагом. И уж тогда вы точно потеряете возможность хоть как-то повлиять на эти отношения.

– Обсуждайте с ребенком его проблемы. Но не во время жарки котлет и уборки квартиры. Слушайте ребенка внимательно. Предложите свою помощь, если возникли проблемы у его друзей. Если вы вместе с ними будете преодолевать их трудности, то они станут и вашими друзьями – а это хорошо. Ведь если (не дай бог) у вас в семье произойдет сильный конфликт, ребенок пойдет жаловаться к друзьям. И те «по доброте душевной» могут начать уговаривать его «отсидеться» у них или погулять ночью по городу, или посоветуют пойти к людям, которые «поймут и пожалеют». А если вы будете друзьями, то они станут вашими союзниками.

– Максимально включайте подростка в семейную жизнь. Вместе обсуждайте его проблемы и свои рабочие: можете даже попросить совета, поинтересоваться, как то-то и то-то выглядит с его точки зрения, или рассказать о неблаговидном поступке коллеги и обсудить его. Чаще всего ребенок становится «трудным», если он предоставлен самому себе.

– Помните, что иногда поведение вашего ребенка (переменчивое настроение, повышенная ранимость, резкое реагирование, эмоциональная неустойчивость) обусловлено характером подросткового кризисного периода. И здесь помогут только любовь, терпение и понимание.

– Психологические особенности есть у каждого ребенка. Однако если они стали постоянными его спутниками и начинают мешать нормальному развитию, то на это стоит обратить внимание. Тогда вашим помощником станет психолог.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №179 (3853) - 3 октября 2008 года

Забудьте про гастрит

Кушать подано!

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 179 (3853)
3 октября 2008 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»