Из первых уст |
3 октября 2008 года |
Сергей Алешин: "В школе должны работать лучшие"
Учитель физики Сыктывкарского технологического лицея Сергей Алешин в среде педагогов – человек известный. «Самый классный классный», «Любимый учитель», «Учитель года» – звания, которых он удостаивался за победы в городских и республиканских конкурсах профмастерства. Минувшей весной он стал победителем республиканского конкурса «Учитель года-2008», а совсем недавно представлял республику во всероссийском этапе этого конкурса в Санкт-Петербурге и вошел в число победителей, которым был вручен малый Хрустальный пеликан. Помимо своей учительской деятельности Сергей Алешин известен как организатор и бессменный руководитель команды КВН «Чудо в перьях», автор и исполнитель собственных песен. Сегодня, накануне Дня учителя, Сергей Алешин у нас в гостях. – Сергей Иванович, вы участвовали почти во всех профессиональных конкурсах городского и республиканского масштаба. Скажите, что нового увидели на российском конкурсе, чего, например, не хватает нам? – Не могу сказать, что российский конкурс показался мне сложнее. Просто это все как-то более величественно и масштабно выглядит: все-таки 74 региона представили своих участников. Конкурсные испытания проходили на базе одной из санкт-петербургских гимназий, которая уже третий год подряд входит в пятерку лучших школ России. Конечно, технически гимназия оснащена очень хорошо, но по качеству образования многие наши школы ничуть не уступают. А вот что я для себя лично отметил как положительный момент, так это общую атмосферу коллектива гимназии. Они живут под девизом «Мы не боремся с недостатками. Мы развиваем свои достоинства». У них все держится на позитиве. Это, на мой взгляд, очень важно. Потому что именно сосредоточенность на отдельных недостатках мешает иным учителям и педагогическим коллективам достигать положительных результатов. Мы еще зачастую из прежних советских времен несем в себе привычку стесняться, не высовываться лишний раз. Но в целом, посмотрев выступления участников из других регионов, я убедился: у нас в Сыктывкаре есть учителя ничуть не хуже, и очень многие могли бы достойно представить нашу республику. – Насколько мне известно, во время прохождения конкурса было несколько встреч с чиновниками от образования. Что обсуждалось в ходе этих встреч? – Основной темой было обсуждение стандартов образования. Круг этих самых стандартов до сих пор четко не определен, и нас привлекали к обсуждению, чтобы выслушать мнение педагогов на этот счет. Как всегда, обсуждались вопросы старения школьных кадров, несоответствия программ педагогических вузов современной школе и оснащенность учебного процесса. Естественно, общее мнение учителей было такое: пока мы материально не готовы к принятию таких стандартов. Принятие стандартов, возможно, изменит ситуацию к лучшему, но, пока никакой педагогической конкуренции нет, требовать от школы инновационных прорывов проблемно. Так что начинать надо с кадровой политики. – Молодые действительно сегодня в школу идти не хотят. Но ведь вы тоже пришли туда в непростые времена, в начале 90-х, когда зарплаты не то что были небольшими, а их вообще месяцами не выплачивали. Мужчины тогда из школы массово дезертировали. Но при этом вы никуда не ушли. Это что – призвание? – Все намного проще. Во многом мою судьбу тогда решил квартирный вопрос. Мои родители уехали жить в Сыктывкар, а квартира на Вуктыле осталась мне. Я тогда уже работал в школе. К тому же у меня такая натура, что мне постоянно нужен приток новых эмоций, а школа, как известно, чего-чего, а этого дает в избытке. К примеру, у меня была возможность остаться работать в университете, но я не люблю скучной сидячей работы. Я, наверное, просто больше ничего, кроме своей учительской работы, не научился делать хорошо. Родственники меня призывали, конечно, бросить школу и найти место поденежнее. Но где с моей профессией можно много заработать? Да, если честно, никто и не предлагал мне денежного места. Я обычно смеюсь по этому поводу: я произвожу впечатление успешного человека, наверное, поэтому меня на высокую зарплату не зовут. В этих вопросах жена меня всегда понимала. Она тоже педагог, сейчас, правда, ушла на режиссерскую работу. Но самое главное, пожалуй, что меня держало всегда в школе, это относительная степень свободы. – Впервые слышу от учителя такое. Обычно чаще говорят о том, что школа забирает человека без остатка. Да и сам учебный процесс строго регламентирован – расписание уроков, учебные планы и так далее... – Я себя очень свободно ощущаю в своей работе во всех смыслах. Во-первых, это свобода самовыражения, которую дает мне моя профессия. Не знаю, где, в какой сфере еще я мог бы так себя проявить, как в работе с детьми. Здесь я могу реализовать весь свой творческий потенциал и на уроках, и просто в общении с детьми, меня никто не ограничивает. Не говоря уже о том, что могу планировать свой день как я хочу. Конечно, весь день обычно детям же и бывает посвящен: после уроков это бывают занятия в команде КВН «Чудо в перьях». Это наше с женой детище. В принципе для меня свобода – это возможность заниматься тем, что мне нравится. В этом смысле школа дает мне эту возможность. – Кстати, «Чудо в перьях» – сильная команда, несмотря на то что в ней участвуют школьники. Ваши ребята уже неоднократно побеждали в конкурсах КВН не только в городе, но и на российском уровне. Это ведь тоже требует самоотдачи и времени. Как вам удается все это совмещать? – Не знаю. Когда меня об этом спрашивают, я обычно отвечаю: «Я так живу». У меня вся семья так живет. Мы неделями можем не обращать внимания на быт, питаться полуфабрикатами. Вот сейчас я вернулся из Питера, бросил сумку с вещами, не разбирая. Пусть лежит до лучших времен, будет время – разберу. Я приехал, жена как раз перед этим вернулась из Анапы, куда ездила с командой КВН на школу Всероссийской юниор-лиги. Только вернулась и сразу принялась готовить сценарий для Дня пожилых людей. Дочь у нас тоже с утра до вечера то в школе, то на репетиции команды КВН или в Театре мод. Я вообще заметил: чем больше делаешь, тем больше успеваешь. Именно по той причине, что я привык жить в ускоренном темпе, конкурс в Питере мне показался очень затянутым. Ожидание своей очереди изматывает, начинаешь терять заряд. Участников в первом туре было очень много, к концу дня на членов жюри было жалко смотреть. Кроме того, мне просто необходима обратная связь, нужно чувствовать аудиторию, а там этого не было. Зал для проведения мастер-классов был хоть и прекрасно оснащен, но очень большой – мест на 150. На каждом месте – монитор, микрофон. Человек смотрит не тебе в глаза, а в монитор. Энергетика зала к тебе не идет. – Ваши увлечения музыкой и КВН как-то помогают вам в работе и в таких конкурсах? – Несомненно. Я научился чувствовать аудиторию и в соответствии с этим корректировать свое поведение, быстро и умело перестраиваться. А в выступлении можно ведь просто разработать и прочитать подготовленный текст, но это скучно. А можно, как я говорю, расставить точки или оставить «запоминашку». – Какие «запоминашки» вы приготовили для конкурса? – У меня было четыре конкурсных выступления, и в каждом была своя «запоминашка». Например, инновационный проект, который я представлял, назывался «Физика в школе: спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Я говорил о том, что сегодня физика в школе находится в кризисе, и о том, как я пытаюсь из этого кризиса выходить. Пытался показать содержание этого проекта в виде электрической цепи. Например, батарейка – это учитель, лампочки – ученики. Если я соединяю лампочки последовательно, они горят тускло. Как сделать так, чтобы они горели ярче? Можно соединить не три лампочки, а одну. Но тогда одна горит ярко, зато две другие не горят. Но если соединить параллельно, все три горят хорошо. Вывод: к каждому должен быть свой подход. В конце выступления загоралась гирлянда – настоящий «букет индивидуальностей». С уроком я боялся, что в тему не попаду. Но все обошлось. Тема была «Электрический ток в жидкостях». В школе она подается просто. А у меня была идея подать эту тему через производство алюминия. Самую экономически большую выгоду дает получение дешевого алюминия путем пропускания тока через жидкость. Я взял куски бокситов. По виду они напоминают обычную глину. Взял с собой очень редкий учебник – «Физику» издания 1882 года. Там есть статья про алюминий, в которой говорится о том, что алюминий – очень нужный в промышленности металл, но килограмм его стоит на 80 рублей дороже золота, поскольку нет дешевого способа его производства. С этой статьи мы и начали урок. Мастер-класс я закончил тем, что «восполнил энергетические потери слушателей» шоколадом. В последнее конкурсное испытание – публицистическую лекцию на тему «Семья и школа в век образования» очень хорошо вписалась моя песня, которую я исполнил под гитару. – Вот вы как-то сказали, что школа держится на фанатах. А вы фанат? – Я уже почти ответил на этот вопрос. Если бы я в другой отрасли работал, то наверняка бы не мечтал о школе. Я просто стараюсь делать хорошо то, чем занимаюсь. Если уж приходится работать, не будешь же специально делать плохо, все равно будешь стараться сделать это хорошо. А от детей еще и энергетикой какой-то подпитываешься. Мне тепло с ними и хорошо. Но я не фанат. Потому что у меня, помимо школы, есть еще масса других увлечений. Есть учителя, для которых школа становится главным делом жизни. Таких людей я очень уважаю. – Что бы вы изменили в современной школе, если бы у вас появилась такая возможность? – Для себя я давно понял, что бы лично изменил. Боюсь, что кто-то может обидеться на меня, но я убежден: не должны в школе работать люди с психологией троечника. В идеале в педвузы должен быть отбор не только на основе аттестата, но и психологический отбор. Хотя, конечно, это из области фантастики. Тогда в школу вообще вряд ли удастся кого-то набрать. Но все-таки… В школе должны работать лучшие, успешные. А зачастую туда идут работать, потому что больше пойти некуда. Дети это всегда чувствуют. – Сегодня нередко приходится слышать, что современная школа в отличие от школы советских времен не выполняет свою воспитательную функцию в должной мере… – А это как раз и есть результат того, о чем я говорил выше. Воспитание это ведь не какой-то обязательный набор нравственных знаний, умений и навыков. Это в первую очередь личный пример взрослого – родителей или учителя, всех, кто так или иначе соприкасается с детьми. И если конечная цель – воспитать цельную личность, то и воспитать ее может только личность. Поэтому тут очень многое зависит от атмосферы в педагогическом коллективе и от каждого учителя в отдельности. За другие школы сказать не могу, но о своем лицее скажу так: нам повезло, у нас очень творческий коллектив учителей. Словами это не объяснишь, это надо прийти и почувствовать самому. И главный показатель психологического здоровья в коллективе – это отношения детей и педагогов. Приведу два ближайших примера. Когда я приехал в Санкт-Петербург на конкурс, на вокзале меня встречала толпа моих бывших выпускников, которые учатся сейчас в питерских вузах. Встречавшие нас организаторы конкурса были удивлены: человек приехал из другого города – откуда у него здесь столько болельщиков? Просто в лицее всегда царит очень демократичная атмосфера, где учителя в первую очередь старшие товарищи. Именно поэтому отношения учеников и учителей не прекращаются и после окончания учебы. Ко мне, например, мои выпускники каждый год приходят в день моего рождения. Просто так, без приглашения, потому что друзей не надо приглашать, они считают своим долгом поздравить тебя в такой день. В последний раз так получилось, что пришли одни мальчишки. По телевизору как раз шел финал чемпионата мира по хоккею, наши играли с Канадой. Наша команда победила, и когда заиграл российский гимн, все мои ребята без всяких напоминаний встали и запели. Мне кажется, уже один этот момент о многом говорит. Беседовала Галина ГАЕВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |