Личное Дело |
19 сентября 2008 года |
Руслан Рочев "возродил" судоходство на Печоре
Сыктывкарец Руслан Рочев большую часть жизни прослужил в МВД Республики Коми. А выйдя в отставку, всерьез занялся краеведением. Уже увидели свет несколько книг Руслана Александровича о прошлом Коми края. А недавно в своей новой работе он воссоздал славные страницы судоходства на реке Печоре, расцвет которого пришелся на середину ХХ столетия. Сподвигли заняться историей судоходства Рочева его земляки, которые в 2004 году объединились в клуб речников. Такой клуб работает при культурном центре «Изьва-керка» в Сыктывкаре и объединяет ветеранов речного флота республики. Энтузиасты собрали большой материал о речниках, множество фотографий, газетные вырезки, части уже пущенных в утиль судов, форменную одежду разных эпох. Руслан Александрович эти материалы объединил, снабдив разными сведениями, добытыми в архивах. Книга прослеживает историю судоходства на Печоре со второй половины XIX века. Именно тогда, в августе 1864 года, северную реку «разбудили» первые пароходные гудки. Пароход, снаряженный известным купцом Михаилом Сидоровым, носил одноименное с рекой название «Печора». В 1880 году на Печоре развернулось регулярное судоходство. В 1910 году речной фарватер бороздили уже 20 судов, а в 1912 году печорская флотилия состояла из 16 паровых судов и 30 барж. В связи с промышленным освоением северных территорий роль Печоры многократно возросла, по ней переправляли множество грузов. Автор приводит интересные сведения и о работе речников в годы войны. Почти все мужчины-речники ушли на фронт. Экипажи пароходов почти полностью состояли из женщин. Слабая половина выполняла и все погрузочно-разгрузочные работы. С 1966 года по северной реке стали курсировать теплоходы на подводных крыльях «Ракета» и глассирующие теплоходы «Заря». Самые трудные времена у речников сложились после перестройки, когда речное судоходство было признано нерентабельным. Но сегодня вновь обсуждается вопрос о привлечении речных ресурсов для поднятия экономики северных территорий. Роль Печоры должна многократно возрасти в связи с проектами, связанными с обустройством северного морского пути и развитием арктических территорий. Книга Руслана Рочева богато иллюстрирована. А выпустить очерки по истории печорского судоходства ему помогло Министерство промышленности и энергетики Республики Коми. Анна НИКОЛАЕВА. |