Ваш Выбор / Страница Избиркома РК |
31 июля 2008 года |
С учетом местных особенностей / Правовое регулирование вопросов муниципальных выборов делает участие в них более доступным, уверена председатель ТИК Усть-Куломского района Галина Холопова
Местное самоуправление в Конституции Российской Федерации определено в качестве одной из основ конституционного строя. Кроме того, конституционно закреплена организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет местное самоуправление как самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. То есть посредством системы местного самоуправления население должно решать весь комплекс вопросов, связанных со своим непосредственным жизнеобеспечением. Выборы депутатов представительных органов муниципальных образований поселений и выборных должностных лиц местного самоуправления в 15 муниципальных районах – в 188 муниципальных образованиях поселений Республики Коми назначены на 12 октября. Соответствующие решения приняты и официально опубликованы. Выдвижение кандидатов начнется завтра, 1 августа, и завершится 1 сентября. В регионе будут избраны 64 главы муниципальных образований поселений и 1640 депутатов в представительные органы местного самоуправления, для чего сформировано 219 многомандатных и 132 одномандатных округа. На сегодня Избирком региона и территориальные избирательные комиссии подготовили все необходимые нормативные документы и методические материалы, утвердили календарные планы, провели обучающие семинары с организаторами и участниками избирательных кампаний. Отметим, что выборы организуют территориальные избирательные комиссии, именно на них возложены полномочия избирательных комиссий муниципальных образований. Опыт есть: территориальные комиссии проводили выборы подобного уровня 16 октября 2005 года. Об особенностях этих кампаний, а также о том, какие выводы были сделаны из практики организации выборов депутатов вновь образованных советов сельских поселений в 2005 году, говорит председатель территориальной избирательной комиссии Усть-Куломского района Галина Холопова. – Законодательная база позволила соблюсти основные принципы проведения выборов: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, свободу выбора и добровольность участия, гласность и открытость в деятельности избирательных комиссий, ответственность за нарушение избирательных прав граждан. В выборах участвовали 40,1 процента избирателей нашего района, и этот показатель в числе высоких по региону по поселенческим выборам 2005 года, – сообщает председатель комиссии. Об общественном интересе свидетельствует и высокая электоральная конкурентность: 489 кандидатов претендовали на 180 депутатских мандатов. Активно участвовали региональные отделения политических партий, выдвинутые ими кандидаты составили 28,44 процента от общего числа. В среднем на один депутатский мандат советов сельских поселений баллотировалось около одного «партийного» кандидата. В то же время отделения политических партий не были готовы к участию в работе участковых избирательных комиссий, не выдвинув в их состав свои кандидатуры. Избирательная кампания обнажала проблемы, которые необходимо было решать с учетом местных особенностей. Не все желающие выдвинуться кандидатами в депутаты имели реальную возможность выехать в территориальную избирательную комиссию, находящуюся в райцентре, для оформления необходимых документов. По законодательству если кандидат по уважительной причине лично не может представить документы, то сделать это может иное лицо при условии, что подлинность подписи кандидата удостоверена нотариально. При этом весь район обслуживал только один нотариус. Территориальная избирательная комиссия решила работать с кандидатами непосредственно в населенных пунктах. – Более пятидесяти раз члены комиссии выезжали в села и поселки района для приема документов, – рассказывает Галина Холопова. Еще одна проблема заключалась в отсутствии филиалов Сбербанка, что затрудняло создание избирательных фондов кандидатов. «По этой причине в период выборной кампании кандидатские фонды не были открыты, и кандидаты фактически были лишены права и возможности на предвыборную агитацию в полном объеме. Вся агитация проводилась устно», – вспоминает председатель комиссии. Возникали трудности и в части обучения членов участковых избирательных комиссий. Район большой, участковых комиссий – сорок. Собрать 273 человека в Усть-Кулом затруднительно. Поэтому территориальная комиссия выезжала на места, организовав таким образом шесть кустовых семинаров. По итогам выборов 2005 года были внесены предложения о необходимости правового регулирования некоторых вопросов муниципальных выборов. – Приятно осознавать, что нас, организаторов выборов, слышат, проблемы наши видят. Об этом можно судить по последним изменениям и дополнениям в избирательное законодательство. В предстоящие выборы депутатов советов сельских поселений 12 октября значительно упрощается выдвижение и регистрация кандидатов в связи с тем, что в избирательных округах с нормой представительства менее 300 избирателей регистрация осуществляется в заявительном порядке, нет необходимости собирать подписи избирателей. Есть возможность в более полном объеме реализовать свое право на агитацию кандидатам в депутаты без открытия кандидатского фонда, финансируя свою избирательную кампанию до 3 тысяч рублей. В связи с передачей нотариальных полномочий администрациям сельских поселений возможно заверение подписей без выезда к нотариусу, то есть появилась реальная возможность сдачи документов кандидатов в избирательную комиссию другим лицом. Положительно сказывается на процессе организации выборной кампании и внесение изменений в другие нормативные документы, – резюмирует председатель территориальной избирательной комиссии Усть-Куломского района. Избирательная комиссия РК. |